иск о признании права на получение жилищного сертификата удовлетворен



                                                    Дело № 2-11-564-1

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Стародуб                                               30 сентября 2011 года

Стародубский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Захаржевской А.А. при секретаре Перепечко Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесниковой Л.В. к администрации <адрес> о признании права на получение жилищного сертификата,

У С Т А Н О В И Л :

Колесникова Л.В. обратилась в суд с иском, в котором просит признать за ней право на получение жилищного сертификата и участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" как лица, постоянно проживавшего в зоне отселения, добровольно выехавшего из зоны отселения.

Свои требования истец мотивирует тем, что она проживала с ДД.ММ.ГГГГ года в с. <адрес>, которое согласно Постановлению Правительства РФ №1582, отнесено к зоне отселения.

В соответствии со ст. 10 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истец, учитывая
уровень загрязнения, воспользовался своим правом и в добровольном порядке выехал из
указанной зоны для проживания в менее загрязненную. В настоящее время истец проживает в городе <адрес> (зоне с льготным социально-
экономическим статусом), истец пользуется льготами как лицо, постоянно проживавшее в
зоне отселения и добровольно выехавшее из указанной зоны.

При оформлении данного статуса истцу было выдано ДД.ММ.ГГГГ удостоверение серии о праве на льготы и меры социальной поддержки, предусмотренные Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Однако в удостоверении указан статус истца как «гражданин, постоянно проживавший в зоне отселения» без указания на то, что он выехал в добровольном порядке. Отсутствие указанной записи влияет в настоящее время на оформление истцом жилищного сертификата. Несмотря на то, что он включен в сводный Список граждан для получения жилищного сертификата в

текущем году, по разъяснению ответчика, указанный недостаток в документе о праве на льготы является препятствием для получения жилищного сертификата. Внести исправление в указанное удостоверение не представляется в настоящее время возможным, так как учреждение Управления по проблемам ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в <адрес>, выдавшее удостоверение, в настоящее время прекратило свою деятельность. Получение нового удостоверения в другом учреждении займет длительное время, и истец в нарушение его конституционных прав, останется без жилья, и вновь вынужден будет ожидать долгое время осуществления права на получение жилищного сертификата.

Добровольное переселение истца в менее загрязненную зону производилось в соответствии с установленным Правительством порядком. Истец сменил место проживания, выехав из зоны отселения, не иначе как в добровольном порядке. Доказательствами иного ни ответчик, ни иные лица не располагают.

В судебном заседании Колесникова Л.В. свои требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, уточнив требования, просила также подтвердить ее право при проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом получать льготы и компенсации, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как лицу, постоянно проживавшему и добровольно выехавшему из зоны отселения.

Представитель ответчика - администрации <адрес>, в судебном заседании иск не признал, пояснил, что недостаток в оформлении удостоверения о праве на льготы действительно является препятствием для получения льгот и компенсаций, в том числе жилищного сертификата, предусмотренных для лиц, проживавших и добровольно выехавших из зоны загрязнения.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, выслушав прения, суд приходит к следующему.

Истец обратилась в суд с указанным иском.

Из материалов дела и объяснений истца следует, что Колесникова Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ год проживала в населенном пункте с. <адрес> - зоне с правом на отселение согласно Постановлению Правительства РФ от 18 декабря 1997 года №1582, затем выехала на иное место жительства, в подтверждение чего ему выдано Управлением по проблемам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС <адрес> удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ о праве на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как гражданину, постоянно проживавшему в зоне отселения.

С ДД.ММ.ГГГГ Колесникова Л.В. проживает в <адрес>, относящемся к зоне загрязнения с льготным социально-экономическим статусом.

В ДД.ММ.ГГГГ году истец обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке ее на учет для получения жилья как пострадавшей от аварии на ЧАЭС (переселенец из зоны загрязнения).

Решением жилищно-бытовой комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , Колесникова Л.В. была поставлена по новому месту жительства на льготную очередь пострадавших в результате аварии на ЧАЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Положениями п.6 статьи 13, статьями 17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями и дополнениями), гарантировано обеспечение граждан, выехавших в добровольном порядке из зоны отселения и нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 14.07.2011) "О

федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" предусмотрено исполнение государственных обязательств по обеспечению лиц, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в рамках Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" путем реализации Государственных жилищных сертификатов, являющихся именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.

Всоответствиис Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 12.07.2011) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" и "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы"

граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в том числе в соответствии со ст.17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках указанной выше подпрограммы.

Положениями статей 51, 52, 55, 56 Жилищного кодекса РФ определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещения требованиям. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до обеспечения их жилыми помещениями (субсидиями на приобретение жилья) или до выявления предусмотренных законом оснований снятия их с учета. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае утраты оснований дающих им право на получение субсидии на приобретение жилья.

Системное толкование приведенных норм права позволяет суду сделать вывод о том, что право на получение сертификата на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета имеют граждане, выехавшие в добровольном порядке из зоны отселения, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01 января 2005 года.

Порядок добровольного отселения жителей из зоны отселения установлен Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1992 г. N 1008 "О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Для граждан, принявших решение о добровольном переселении, в соответствии с Законом от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также указанным Постановлением Правительства РФ предусмотрен ряд особых льгот и компенсаций, которые предоставляются на основании полученного в местных органах исполнительной власти специального удостоверения. В данном удостоверении отмечается значение плотности загрязнения почвы цезием-137 в месте, где проживает гражданин, а также указывается состав семьи гражданина и содержится информация о жилой площади гражданина, которая у него имелась на территории зоны отселения. В месте переселения граждане имеют право на получение благоустроенного жилья, им предоставляются льготные условия для приобретения квартир или домов в собственность, а также компенсируются затраты на строительство.

            Колесникова Л.В. выехала в добровольном порядке из зоны отселения, что подтверждается тем, что истец была свободна в выборе места дальнейшего проживания; жилье в настоящее время истцу предоставлено по договору найма жилого помещения сестрой истца. Указанное жилье является временным. Прежнее жилье, занимаемое Колесниковой Л.В. в с. <адрес> было муниципальным, в нем остались проживать другие люди. Переселение Колесниковой соответствует установленному Правительством порядку. Доказательств иного ответчиком не представлено, доказательствами иного не располагает от иных источников и суд.

Из договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилье Колесниковой Л.В. в настоящее время предоставлено временно (сроком на 3 года) сестрой истца К.В.В. В суде не подтверждены обстоятельства того, что Колесникова Л.В. в период с 1996 года по 2011 года была обеспечена жильем по основаниям, позволяющим снять ее с жилищного учета нуждающихся.

По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> право собственности на жилые помещения за Колесниковой Л.В. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.

Оценив установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что Колесникова Л.В. обоснованно признана лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и включена администрацией <адрес> в Список очередников на получение жилых помещений по основаниям, дающим право на получение субсидии на приобретение жилья из федерального бюджета

То обстоятельство, что в Удостоверении о праве на льготы нет указания на то, что Колесникова Л.В. добровольно переселилась из зоны отселения, а также иных необходимых сведений, суд рассматривает как ошибку органа, выдавшего указанное удостоверение, не влекущую за собой ограничения права Колесниковой Л.В. на получение ею льгот и компенсаций, установленных ст.17 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", как лицом, проживавшим в зоне отселения и добровольно выехавшим.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    Удовлетворить исковые требования Колесниковой Л.В..

    Признать право Колесниковой Л.В. на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные для граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны отселения, предусмотренные ст.17 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы наЧернобыльской АЭС".

Признать за Колесниковой Л.В. право на получение жилищного сертификата и участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" как лицом, постоянно проживавшим в зоне отселения, добровольно выехавшим на новое место жительства из зоны отселения, до сохранения статуса нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий                                           Захаржевская А.А.