Дело № 2-11-545-1 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ гор. Стародуб 27 сентября 2011 года Стародубский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Захаржевской А.А. при секретаре Перепечко Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крюковой Л.С. к администрации <адрес> о признании права на получение жилищного сертификата, У С Т А Н О В И Л : Крюкова Л.С. обратилась в суд с иском, в котором просит признать за истцом и членами ее семьи <данные изъяты> право на получение жилищного сертификата и участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" как лица, постоянно проживавшего в зоне проживания с правом на отселение, добровольно выехавшего и из зоны проживания с правом на отселение. Свои требования истец мотивирует тем, что она проживала по ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес>, которая отнесена к зоне проживания с правом на отселение. В соответствии со ст. 10 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся При оформлении данного статуса истцу было выдано ДД.ММ.ГГГГ удостоверение серии № о праве на льготы и меры социальной поддержки, предусмотренные Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Однако в удостоверении указан статус истца как «гражданин постоянно проживавший в зоне проживания с правом на отселение» без указания на то, что он выехал в добровольном порядке. Отсутствие указанной записи влияет в настоящее время на оформление истцом жилищного сертификата. Несмотря на то, что она включена в сводный Список граждан для получения жилищного сертификата в текущем году, по разъяснению ответчика, указанный недостаток в документе о праве на льготы является препятствием для получения жилищного сертификата. Внести исправление в указанное удостоверение не представляется в настоящее время возможным, так как учреждение Управления по проблемам ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в <адрес>, выдавшее удостоверение, в настоящее время прекратило свою деятельность. Получение нового удостоверения в другом учреждении займет длительное время, и истец в нарушение его конституционных прав, останется без жилья, и вновь вынужден будет ожидать долгое время осуществления права на получение жилищного сертификата. Истец сменила место проживания, выехав из зоны проживания с правом на отселение, не иначе как в добровольном порядке. Доказательствами иного ни ответчик, ни иные лица не располагают. В судебном заседании Крюкова Л.С. свои требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, уточнив требования, просила также подтвердить ее право при проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом получать льготы и компенсации, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как лицу, постоянно проживавшему и добровольно выехавшему из зоны с правом на отселение. Представитель ответчика - администрации <адрес>, в судебном заседании иск не признал, пояснил, что недостаток в оформлении удостоверения о праве на льготы действительно является препятствием для получения льгот и компенсаций, в том числе жилищного сертификата, предусмотренных для лиц, проживавших и добровольно выехавших из зоны загрязнения с правом на отселение. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, выслушав прения, суд приходит к следующему. Истец обратилась в суд с указанным иском. Из материалов дела и объяснений истца, третьих лиц следует, что Крюкова Л.С. по ДД.ММ.ГГГГ проживала в населенном пункте <адрес> - зоне с правом на отселение согласно справке <адрес> исполкома, а также согласно Закону СССР от 12.05.1991 N 2146-1 "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы". В августе ДД.ММ.ГГГГ года Крюкова переехала с целью постоянного проживания в <адрес>, относящийся к зоне загрязнения с льготным социально-экономическим статусом, в подтверждение чего ей выдано Управлением по проблемам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС <адрес> удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ о праве на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите, граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как гражданину, постоянно проживавшему в зоне проживания с правом на отселение. В ДД.ММ.ГГГГ году истец обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке её на учет для получения жилья как пострадавшей от аварии на ЧАЭС (переселенец из зоны загрязнения). Решением жилищно-бытовой комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Крюкова Л.С. была поставлена по новому месту жительства на льготную очередь пострадавших в результате аварии на ЧАЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий. Положениями п.11 статьи 13, статьями 22,17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями и дополнениями), гарантировано обеспечение граждан, выехавших в добровольном порядке из зоны с правом на отселение и нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 14.07.2011) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" предусмотрено исполнение государственных обязательств по обеспечению лиц, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в рамках Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" путем реализации Государственных жилищных сертификатов, являющихся именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Всоответствиис Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 12.07.2011) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" и "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в том числе в соответствии со ст.22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках указанной выше подпрограммы. Положениями статей 51, 52, 55, 56 Жилищного кодекса РФ определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещения требованиям. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до обеспечения их жилыми помещениями (субсидиями на приобретение жилья) или до выявления предусмотренных законом оснований снятия их с учета. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае утраты оснований дающих им право на получение субсидии на приобретение жилья. Системное толкование приведенных норм права позволяет суду сделать вывод о том, что право на получение сертификата на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета имеют граждане, выехавшие в добровольном порядке из зоны с правом на отселение, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01 января 2005 года. Порядок добровольного отселения жителей из зоны проживания с правом на отселение установлен Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1992 г. N 1008 "О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Для граждан, принявших решение о добровольном переселении, в соответствии с Законом от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также указанным Постановлением Правительства РФ предусмотрен ряд особых льгот и компенсаций, которые предоставляются на основании полученного в местных органах исполнительной власти специального удостоверения. В данном удостоверении отмечается значение плотности загрязнения почвы цезием-137 в месте, где проживает гражданин, а также указывается состав семьи гражданина и содержится информация о жилой площади гражданина, которая у него имелась на территории зоны проживания с правом на отселение. В месте переселения граждане имеют право на получение благоустроенного жилья, им предоставляются льготные условия для приобретения квартир или домов в собственность, а также компенсируются затраты на строительство. Истец выехала в добровольном порядке из зоны с правом на отселение, что вытекает по сути из наименования зоны (граждане могут воспользоваться своим правом на переселение, но это не является их обязанностью), обстоятельство добровольного выезда из зоны с правом на отселение подтверждается также тем, что истец была свободна в выборе места дальнейшего проживания; жилье в настоящее время истцу и членам ее семьи предоставлено для временного проживания родственниками. Прежнее жилье, занимаемое Крюковой Л.С. в д. <адрес> принадлежало ее родителям, которые также сменили место жительство, оставив дом бесхозяйным. Переселение Крюковой соответствует установленному Правительством порядку. Доказательств иного ответчиком не представлено, доказательствами иного не располагает от иных источников и суд. Из договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилье семье Крюковой Л.С. в настоящее время предоставлено временно (сроком на 3 года) родственницей. В суде не подтверждены обстоятельства того, что Крюкова Л.С. и члены ее семьи в период с 1997 года по 2011 года были обеспечены жильем по основаниям, позволяющим снять их с жилищного учета нуждающихся. По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> право собственности на жилые помещения за Крюковой Л.С. и членами ее семьи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано. Оценив установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что Крюкова Л.С. обоснованно признана лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и включена в Список очередников на получение жилых помещений администрацией <адрес> по основаниям, дающим право на получение субсидии на приобретение жилья из федерального бюджета То обстоятельство, что в Удостоверении о праве на льготы нет указания на то, что Крюкова добровольно выехала из зоны с правом на отселение, а также иных необходимых сведений, суд рассматривает как ошибку органа, выдавшего указанное удостоверение, не влекущую за собой ограничения права Крюковой на получение ею льгот и компенсаций, установленных ст.22 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", как лицом проживавшим в зоне с правом на отселение и добровольно выехавшим. Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Удовлетворить исковые требования Крюковой Л.С.. Признать право Крюковой Л.С. на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные для граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, предусмотренные ст.22 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы наЧернобыльской АЭС". Признать за Крюковой Л.С. и членами ее семьи: <данные изъяты> - право на получение жилищного сертификата и участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" как лицом, постоянно проживавшим в зоне проживания с правом на отселение, добровольно выехавшим на новое место жительства и из зоны проживания с правом на отселение, до сохранения статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий Захаржевская А.А.
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истец, учитывая
уровень загрязнения, воспользовался своим правом и в добровольном порядке выехал из
указанной зоны для проживания в менее загрязненной. В настоящее время истец и члены
ее семьи проживают в городе <адрес> (зоне с льготным социально-
экономическим статусом), истец пользуется льготами как лицо, постоянно проживавшее в
зоне проживания с правом на отселение и добровольно выехавшее из указанной зоны.