о понуждении к совершению действий



Дело № 2-183/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Стародуб                                                                                     29 мая 2012 года

       Стародубский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Геращенко О.А.,

с участием прокурора Дюбко Е.Г.,

при секретаре Табуновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов Гориславской Т.В. к администрации <адрес> о понуждении к совершению действий,

                                                           

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> области (далее по тексту - прокурор) обратился в суд с названным иском.Требования мотивирует следующим. В прокуратуру <адрес> поступило обращение о защите нарушенных жилищных прав Гориславской Т.В., имеющей статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания, в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.2 Закона Брянской области от 01.12.2011 №124-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 9 марта 2005 года №3-3 «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В соответствии с пунктом 2 части 2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, Гориславская Т.В. имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем, согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Гориславская Т.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на территории <адрес>. До настоящего времени Гориславская Т.В. жильем не обеспечена, в собственности жилья не имеет. Прокурор просит суд обязать администрацию <адрес> предоставить жилое помещение Гориславской Т.В., отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям, не менее установленной социальной нормы предоставления жилого помещения.

В судебном заседании истица Гориславская Т.В., прокурор требования уточнили, просили суд обязать администрацию <адрес> за счет средств областного бюджета <адрес> предоставить Гориславской Т.В. по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям, не менее установленной социальной нормы предоставления жилого помещения по месту жительства в <адрес>.

Представители третьего лица, органа опеки и попечительства <адрес> Кулешова Т.В., органа опеки и попечительства администрации <адрес> Мамедова Е.Н., администрации <адрес> Рубайло Н.Н. заявленные требования поддержали, просили удовлетворить иск.

         Представитель ответчика администрации <адрес> Суханов В.В. в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о месте и времени судебного заседания, обратился к суду с заявлением, в котором указывает, что администрация <адрес> иск признает, представил соответствующее заявление, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика.

Ответчик, администрация <адрес>, представителя в судебное заседание не направил, уведомлен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

На основании ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении (л.д.87) родителями Гориславской Т.В. являются Г. и Т. Мать истицы Т. - инвали<адрес> группы (л.д.15-17), в связи с наличием психического заболевания (<данные изъяты>) не способна заниматься воспитанием детей согласно постановления клинико-экспертной комиссии. Заочным решением Стародубского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Г. лишен родительских прав в отношении дочери Г.У., согласно свидетельству о смерти (л.д.234) Гориславский В.А. умер ДД.ММ.ГГГГ

Согласно решению исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Гориславская Т.В. была передана под опеку дедушке К.

Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гориславская Т.В. обучалась в ПУ им.Героя России А.С<адрес> <адрес> по профессии секретарь. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. обучалась в ПУ <адрес> по профессии контролер сберегательного банка, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ПУ им.Героя России А.С<адрес> <адрес> по профессии автомеханик.

Согласно ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствиис Постановление Администрации Брянской области от 09.11.2007 N 889 (ред. от 27.09.2011) «Об утверждении Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения» жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Брянской области на жилищном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления на территории Брянской области, согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, законодательство Российской Федерации предоставляет детям-сиротам особые жилищные права. В частности, п. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 устанавливают, что лица из данной категории, не имеющие закрепленного жилья, вне очереди обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма.

Из смысла действующего законодательства усматривается, что дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений, и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без попечения родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду (общежитие, жилое помещение маневренного фонда), а также - если их местожительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях.

Согласно справке ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» (л.д. 39) за истицей на территории <адрес> квартир и индивидуальных домовладений не значится.

Как усматривается из уведомления <адрес> отдела Управления Росреестра по <адрес> (л.д.33) в ЕГРП отсутствуют сведения об объектах недвижимого имущества у Гориславской Т.В.

Учитывая, что за Гориславской Т.В. не было закреплено жилое помещение, истица была зарегистрирована по месту жительства бывшего опекуна по адресу с.<адрес>, до передачи под опеку проживала в <адрес>, однако данное жилое помещение признано заключением межведомственной комиссии администрации <адрес> (л.д.86-87) непригодным для постоянного проживания, как несоответствующее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, Гориславская Т.В. законно и обоснованно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Администрацией <адрес> постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол заседания жилищно-бытовой комиссии, которым Гориславская Т.В. принята на учет в качестве сироты, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В настоящее время Гориславская Т.В. зарегистрирована по месту жительства в <адрес>.

      В соответствии с действующим Порядком приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, утвержденным Постановлением администрации Брянской области от 9 ноября 2007 г. N 889 приобретаемые жилые помещения должны отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилья. Жилое помещение приобретается с учетом согласия ребенка-сироты на вселение в это помещение. Площадь приобретаемого жилого помещения должна предоставляться с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании, но не ниже 33 кв. м общей площади жилья на одного человека.

Жилые помещения, приобретенные на основании указанного Порядка, предоставляются детям-сиротам и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, по договору социального найма в установленном жилищным законодательством порядке.

Учитывая, что Гориславская Т.В. зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, однако она членом семьи собственника данного жилого помещения не является, проживает в <адрес>, то в соответствии с указанным Порядком жилое помещение, предоставляемое Гориславской Т.В., должно быть расположено на территории <адрес>.

Федеральное законодательство не содержит указания на конкретный срок, в течение которого дети-сироты должны быть обеспечены жильем.

Разрешение требований о предоставлении лицам, из числа детей-сирот жилой площади во внеочередном порядке не ставится федеральным законодательством в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь, в том числе очередь по списку внеочередников.

Согласно ст.2 Закона Брянской области от 01.12.2011 №124-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 09.03. 2005 г. №3-3 «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Муниципальное образование <адрес> является городским округом, следовательно, наделено отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

     Согласно части 1 ст.6 Закона Брянской области от 01.12.2011 №124-3, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета в форме субвенций.

     Согласно заявлению представитель ответчика признал иск.

     На основании ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

     Учитывая, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком.

      При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить заявленные исковые требования.

Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> за счет средств областного бюджета <адрес> предоставить Гориславской Т.В. по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям, не менее установленной социальной нормы предоставления жилого помещения по месту жительства в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд в течение месяца.

Председательствующий                                                              О.А. Геращенко