Дело № 1-6/2012 ПРИГОВОР Именем Российской Федерации 08 февраля 2012 года г. Стерлитамак Стерлитамакский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Усманова В.М. с участием государственного обвинителя – заместителя прокурора Стерлитамакского района РБ Дорофеева О.П. защитника - адвоката Петрова Г.А., представившего ордер серии № от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ при секретаре Тимофеевой Л.В. с участием подсудимого Шарафутдинова Р.Р., потерпевшей ФИО22., представителя потерпевшей ФИО23 – ФИО24 рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении Шарафутдинова Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, имеющего среднее специальное образование, разведенного, имеющего 2 несовершеннолетних детей, работающего <данные изъяты>, не военнообязанного, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, не судимого обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ УСТАНОВИЛ: Шарафутдинов Р.Р. своими действиями совершил нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека и повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, тем самым совершил преступление, предусмотренное ч.3 ст.264 УК РФ, при следующих обстоятельствах. ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты> водитель Шарафутдинов Р.Р. управлял технически исправным автомобилем Ниссан-Ноте имеющий государственный регистрационный номер <данные изъяты>, в темное время суток, на неосвещенной автодороге, с ограниченной видимостью (в пределах ближнего света фар) в пути следования на 41 км. автодороги <адрес> в направлении г. Салават РБ, при дорожном покрытии – сухой асфальт, при ширине проезжей части 19,4 метров. В момент управления автомобилем Ниссан-Ноте имеющий государственный регистрационный номер № водитель Шарафутдинов Р.Р., не соблюдая требования п. 10.1 ПДД РФ, который гласит: «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства», не справился с управлением автомобиля Ниссан-Ноте, выехал в кювет, расположенный между двух дорог Стерлитамак-Ишимбай и Стерлитамак-Салават, где совершил столкновение передней частью автомашины с земляным рвом. В результате дорожно-транспортного происшествия пассажир автомобиля Ниссан-Ноте имеющий государственный регистрационный номер № ФИО23 находившаяся в момент движения на переднем пассажирском сиденье получила телесные повреждения в виде ушибленной раны нижней губы, кровоизлияния в мягкие ткани теменной области головы, субдуральной гематомы слева, обширных субарахноидальных кровоизлияний, открытого косого перелома средней трети диафиза плечевой кости справа, кровоподтека левого плеча и ссадин нижних конечностей, которые вызвали тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни человека. Смерть ФИО23 наступила от сочетанной травмы головы и конечностей в виде ушиба головного мозга тяжелой степени с кровоизлияниями под его оболочкой, открытого перелома плечевой кости справа. В результате дорожно-транспортного происшествия пассажир автомобиля Ниссан-Ноте имеющий государственный регистрационный номер № ФИО22 получила телесные повреждения в виде закрытого перелома лонной кости справа со смещением, разрыва симфиза, тупой травмы живота, разрыва брыжейки тонкой кишки, осложнившимся гемоперитонеумом, которые вызвали тяжкий вред здоровью. В судебном заседании подсудимый Шарафутдинов Р.Р. вину в совершении преступления признал частично, показал, что в тот день – ДД.ММ.ГГГГ – ездил по городу Салават РБ на автомашине Ниссан-Ноте имеющую государственный регистрационный номер №, встретил знакомую ФИО22., решили вместе покататься, далее встретили ФИО23., ФИО33., а ФИО23 попросила отвезти ее в г. Стерлитамак РБ, далее возвращаясь все вместе из г. Стерлитамак РБ произошло дорожно-транспортное происшествие, также показал, что пассажиры его автомашины не были пристегнуты ремнями безопасности, перед дорожно-транспортным происшествием его ослепила машина, поэтому он наехал на яму в дороге, пробило колесо, потом съехал в кювет. Виновность подсудимого Шарафутдинова Р.Р. в совершении преступления подтверждается, кроме частично признательных показаний самого подсудимого Шарафутдинова Р.Р., показаниями потерпевшей ФИО22., представителя потерпевшей ФИО23 – ФИО24., свидетелей. В судебном заседании потерпевшая ФИО22 показала, что ДД.ММ.ГГГГ Шарафутдинов Р.Р. предложил съездить в г. Стерлитамак РБ, чтобы поиграть в автоматы, вместе с ними были еще ФИО23, ФИО33, не помнит, как произошло дорожно-транспортное происшествие, показала также, что ремнями безопасности не была пристегнута, претензий к Шарафутдинову Р.Р. не имеет, просит строго не наказывать Шарафутдинова Р.Р. В судебном заседании представитель потерпевшей ФИО23 – ФИО24 показала, что работает социальным педагогом отдела опеки и попечительства при администрации муниципального района Стерлитамакский район РБ, представляет интересы ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ рождения, которая погибла в результате дорожно-транспортного происшествия, так как у нее отсутствуют близкие и дальние родственники. В судебном заседании на основании статьи 281 УПК РФ с согласия участников процесса, оглашены показания свидетеля ФИО43., не явившегося в судебное заседание. Допрошенный в ходе предварительного расследования свидетель ФИО43 показал, что с ДД.ММ.ГГГГ работает на должности инспектора ДПС ОГИБДД ОВД по Стерлитамакскому району РБ. ДД.ММ.ГГГГ он совместно с ФИО45 в <данные изъяты> заступили в первую смену на службу. Во время проведения инструктажа перед выездом ему и ФИО45 было сообщено, что на 41 км. автодороги Стерлитамак-Салават произошло дорожно-транспортное происшествие в 03 часа 00 минут, которое не успели оформить ночная смена. Ему и ФИО45 было приказано забрать дежурного по ГИБДД и выехать на место происшествия. Малахова Д.Б. они забрали в ОВД по Стерлитамакскому району РБ, после чего поехали на место дорожно-транспортного происшествия. Приехав на 41 км. автодороги Стерлитамак-Салават – развилка автодороги на г. Салават РБ и г. Ишимбай РБ, где увидели, что с островка, где расположена стелла Ишимбай-Салават автомашина эвакуации собирается погрузить автомашину Ниссан-Ноте имеющую государственный регистрационный номер №. На месте происшествия находился неизвестный мужчина и водитель эвакуатора. Мужчина представился ФИО50, проживающий в <адрес>,пояснил, что является братом пострадавшего водителя, который доставлен в больницу г. Ишимбай РБ, но он и его пассажиры не пострадали, все живы. ФИО50 предоставил все документы на автомашину, в страховом полисе он был вписан в графу о допуске управления данного транспортного средства. Он составил бланк сведения о водителях и транспортном средстве, ФИО45 составил схему места дорожно-транспортного происшествия в присутствии понятых. На месте дорожно-транспортного происшествия на проезжей части следов торможения не было, но были следы на земле, прямые ведущие к стелле, которые составили примерно около 20 метров, заканчивались они около рва (углубление в земле), автомашина передней частью врезалась в ров. После столкновения автомашину откинуло на 8 метров от места столкновения, стояла она на момент их приезда на колесах, была передней частью направлена в сторону г. Ишимбай РБ. На автомашине имелись технические повреждения в виде деформации переднего и заднего бампера, передних правого и левого крыльев, передней правой и левой двери, задней левой двери, крыши, разбито переднее лобовое стекло. После оформления документов он совместно с ФИО45 и дежурным по ГИБДД ФИО53 поехали в г. Ишимбай РБ для установления пострадавших. По приезду в г. Ишимбай РБ к больнице ФИО53 и ФИО45 пошли в приемный покой, он остался в машине, когда они вышли ФИО53 пояснил, что пострадавших в данной больнице нет, к ним после дорожно-транспортного происшествия никого не доставляли. Сообщения о доставленных пострадавших в больницу г. Салават РБ в дежурную часть не было, поэтому в больницу г. Салавата РБ они не ездили. После оформления документов дежурный по ГИБДД забрал собранный материал и уехал в дежурную часть ОВД по Стерлитамакскому району РБ, а он и ФИО45 продолжили дежурство (л.д. 107-109 т. 1). В судебном заседании на основании статьи 281 УПК РФ с согласия участников процесса, оглашены показания свидетеля ФИО45., не явившегося в судебное заседание. Допрошенный в ходе предварительного расследования свидетель ФИО45 показал, что работает на должности инспектора ДПС ОГИБДД ОВД по Стерлитамакскому району РБ с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты> он находился на рабочем месте совместно с ФИО43., от дежурного ОВД по Стерлитамакскому району РБ поступило сообщение, что на <данные изъяты> автодороги Стерлитамак – Салават произошло дорожно-транспортное происшествие и что им необходимо с дежурным по ГИБДД выехать на место. По приезду на место дорожно-транспортного происшествия они обнаружили, что на островке разделяющий две автодороги ведущие на г. Салават РБ и г. Ишимбай РБ находится автомашина Ниссан-Ноте темно-серого цвета, которая стояла на колесах, была направлена передней частью в направлении г. Ишимбай РБ. В судебном заседании на основании статьи 281 УПК РФ с согласия участников процесса, оглашены показания свидетеля Шарафутдинова Р.Р., не явившегося в судебное заседание. Допрошенный в ходе предварительного расследования свидетель Шарафутдинов Р.Р. показал, что у него имеется младший брат Шарафутдинов Руслан, в личном пользовании у которого имелась автомашина Ниссан-Ноте имеющая государственный регистрационный №, буквы не помнит, серебристого цвета, ДД.ММ.ГГГГ выпуска. Его брат официально нигде не работает, но подрабатывает таксистом по городу Салават РБ, бывают выезда и в соседние города. Стаж управления транспортным средством у его брата, как ему кажется около 20 лет, возможно может ошибаться, управляет автомашиной его брат уверенно, ранее дорожно-транспортные происшествия не совершал. 04 ноября 2010 года около <данные изъяты> утра ему позвонила его мама, сообщила, что его младший брат попал в аварию на трассе Стерлитамак – Салават Стерлитамакского района РБ. Он вызвал автомашину такси и выехал на место дорожно-транспортного происшествия. Когда подъехал на место, которое располагалось на перекрестке разделяющий две автодороги ведущие на г. Ишимбай РБ и г. Салават РБ он увидел, что на островке находится автомашина брата, передней частью она была направлена в сторону г. Ишимбая РБ. В основном повреждения были на передней части автомашины, крышу повело от удара об ров, опрокидывания автомашины не было. Его брат всегда следил за исправностью автомашины, поэтому до дорожно-транспортного происшествия она, скорее всего, была в исправном техническом состоянии. Также он заметил, что было повреждено переднее правое колесо, оно было спущено, поврежден задний бампер. Он вызвал эвакуатор, чтобы отправить автомашину на стоянку, в этот момент подъехали сотрудники милиции, составили схему места происшествия в его присутствии, с которой он согласен, она зарисована правильно. Примерно через 10 дней он решил продать автомашину, так как на стоянке стали пропадать запасные части автомашины. Продал ее, так как не хотел, чтобы его брат понес убытки. Кому он продал автомашину, он сказать не может, так как в данный момент не помнит. Продавал автомашину по объявлению из газеты. Как произошло дорожно-транспортное происшествие он с братом не разговаривал, так как с ним они на этой почве поругались. Погода в то утро была, как ему показалось туманная, возможно газ. Туман был не сильный, средний, но видимость ограничивал. Дорожное покрытие асфальт, без повреждений, был он сухой или влажный он сказать не может, так как не помнит. Данный участок дороги не освещается. Ров на островке примерно глубиной 1,5 метра, возможно больше. Его брат наркотические средства не употребляет, бывает, что употребляет спиртные напитки по праздникам в кругу семьи, за руль в алкогольном опьянении не садится (л.д. 113-115 т. 1). В судебном заседании на основании статьи 281 УПК РФ с согласия участников процесса, оглашены показания свидетеля ФИО67., не явившегося в судебное заседание. Допрошенный в ходе предварительного расследования свидетель ФИО67 показал, что занимается ремонтом автомашин, их продажей и скупкой. На специализированной стоянке г. Салавата РБ у него имеется знакомый ФИО64, который работает водителем эвакуатора. В ноябре месяце от него он узнал, что на территории специализированной стоянки находится после дорожно-транспортного происшествия автомашина Ниссан-Ноте, серебристого цвета, с техническими повреждениями и выставлена на продажу. Так как ФИО67 занимается скупкой автомашин, он поехал на стоянку, осмотрел машину и решил купить, там же узнал данные и сотовый телефон, как он думал хозяина автомашины, с ним созвонился, договорился о встрече. При встрече они договорились о цене <данные изъяты> рублей. Мужчина представился не хозяином автомашины, а братом хозяина. Звали его Рим, высокого роста, худощавый, цвет лица желтого цвета. На следующий день, при встрече данный мужчина привез своего брата на штраф-стоянку – хозяина автомашины, где договорились о цене и поехали к нотариусу, оформив все документально. В тот же день ФИО67 передал им деньги и забрал автомашину к себе в сервис на улице Первомайская 51 города Салават РБ, где он приступил к ремонту автомашины. На момент покупки автомашины переднее левое крыло было спущено, заднее левое колесо было в порядке. Он накачал его и оно до сих пор с давлением. При ремонте была заменена рулевая рейка, так как она была сломана посередине, он поменял рулевое колесо, оно было погнуто. Остальные узлы и детали, которые влияют на управление автомашины, были в исправном в рабочем состоянии. На момент ремонта переднее правое и заднее правое колесо были с давлением и без повреждений. Впереди на автомашине стояли колеса, были целые без повреждений. На автомашине меняли панель приборов, была заменена в сборе, заменил сиденья и все крепления двигателя. Автомашина была помещена в бокс ДД.ММ.ГГГГ, когда ФИО67 пригнал, перевез для ремонта и приобрел ее (л.д. 171-172 т. 1). В судебном заседании на основании статьи 281 УПК РФ с согласия участников процесса, оглашены показания свидетеля ФИО74, не явившегося в судебное заседание. Допрошенный в ходе предварительного расследования свидетель ФИО74 показал, что уже много лет знаком с ФИО67, который приобрел автомашину Ниссан-Ноте серебристого цвета, которая на момент покупки была с техническими повреждениями. ФИО67 помогал ФИО74 в ее ремонте и восстановлении. Основную работу проводил ФИО74 лично, им была заменена панель приборов, сиденья, радиатор, двери, бампер, телевизор. В данный момент на машине находятся те же самые колеса, правые на своих местах, были без повреждений. Левые колеса были поменяны, как ему кажется между собой, но он может ошибаться. Но может с уверенностью сказать, что другие колеса ранее не ставили. О том, что в отношении хозяина автомашины было возбуждено уголовное дело по факту дорожно-транспортного происшествия он не знал, ФИО67 ему ничего об этом не говорил (л.д. 221-223 т. 1). В судебном заседании на основании статьи 281 УПК РФ с согласия участников процесса, оглашены показания свидетеля ФИО64 не явившегося в судебное заседание. Допрошенный в ходе предварительного расследования свидетель ФИО64 показал, что работает водителем на автомашине эвакуатора № в г. Салават РБ. Утром ДД.ММ.ГГГГ примерно в <данные изъяты> ему на сотовый телефон поступил звонок от Шарафутдинова Р.Р. (брата водителя) с просьбой забрать автомашину с <данные изъяты>. автодороги Стерлитамак-Салават после дорожно-транспортного происшествия. Приехав на место, он увидел, что на островке между дорогами в г. Ишимбай РБ и г. Салават РБ находится автомашина Ниссан-Ноте светлого цвета, находилась передней частью в земляном кювете (сток для воды). На месте дорожно-транспортного происшествия находился только брат водителя. Позже подъехали сотрудники милиции. На автомашине были технические повреждения в виде деформации передней части, переднее левое колесо было приспущено, остальные колеса были без повреждений, автомашину он затащил на эвакуатор тросом, из-за деформации передней части автомашины передние колеса были зажаты (л.д. 224-226 т. 1). В судебном заседании на основании статьи 281 УПК РФ с согласия участников процесса, оглашены показания свидетеля ФИО83, не явившегося в судебное заседание. Допрошенный в ходе предварительного расследования свидетель ФИО83 показал, что работает на должности кладовщика с 2000 года на специализированной стоянке города Салават РБ, согласно журналу платной автостоянки ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> утра на эвакуаторе была доставлена автомашина с дорожно-транспортного происшествия Ниссан-Ноте имеющая государственный регистрационный номер №, серебристого цвета. Автомашина была поставлена мужчиной, который в журнале поставил свою подпись. ДД.ММ.ГГГГ данная автомашина была увезена с простой платной стоянки (с этой же территории, тем же мужчиной), время было <данные изъяты>, мужчина поставил свою подпись и свои данные - Шарафутдинов Р.Р., заплатил за стоянку <данные изъяты>. Шарафутдинов Р.Р., прежде чем забрать автомашину показал ФИО83 справку о том, что автомашину можно забрать. Кем она была подписана ФИО83 сказать не может, так как в этот момент он не помнит (л.д. 227-229 т. 1). В судебном заседании на основании статьи 281 УПК РФ с согласия участников процесса, оглашены показания свидетеля ФИО87, не явившегося в судебное заседание. Допрошенный в ходе предварительного расследования свидетель ФИО87 показал, что работает врачом на станции скорой помощи, с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ заступил на смену. Примерно около <данные изъяты> поступил звонок от неизвестных лиц о том, что на трассе Стерлитамак-Салават произошло дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими. Приехав на место развилки дорог г. Ишимбай РБ и г. Салават РБ в кювете находилась автомашина Ниссан-Ноте светлого цвета (серого цвета). Передней частью автомашина была направлена в г. Ишимбай РБ, рядом с автомашиной, от нее справа, на боку лежала девушка, она была без сознания, у нее были судороги в конечностях. Она была одета не по погоде, красный халатик, легкая куртка, колготки, туфли не по сезону. У нее была черепно-мозговая травма. Рядом с девушкой без сознания, в передней части автомобиля, лежала еще одна девушка, была в сознании, жаловалась на боли внизу живота. Один мужчина (водитель) лежал в передней левой части автомашины, был в сознании, жаловался на боли в груди, второй мужчина был на ногах, жалоб от него не поступало. В каком был состоянии водитель автомашины, в алкогольном или наркотическом, он сказать не может, так как тестов не проводил, с ним долго не общался, чтобы понять по внешнему виду. Трое были доставлены в больницу г. Салавата РБ, а женщину в тяжелом состоянии забрали они сами в больницу г. Ишимбай РБ (л.д. 233-236 т. 1). В судебном заседании на основании статьи 281 УПК РФ с согласия участников процесса, оглашены показания свидетеля ФИО89, не явившегося в судебное заседание. Допрошенный в ходе предварительного расследования свидетель ФИО89 показал, что работает около 4 лет на станции скорой помощи г. Салават РБ в должности фельдшера. ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ он заступил на смену. В <данные изъяты> поступило телефонное сообщение о дорожно-транспортном происшествии, произошедшее на развилке автодорог Стерлитамак-Салават, Стерлитамак-Ишимбай, и что имеются несколько пострадавших. На двух автомашинах он совместно с ФИО91 и ФИО92 и на второй ФИО93 выехали на место. Подъехав к месту дорожно-транспортного происшествия, увидел, что в кювете находится автомашина Ниссан-Ноте, в данный момент он сказать не может, была ли пострадавшая в автомашине или нет, но ему кажется, что ФИО22 вытащили из автомашины, поместили на носилки, после чего поместили в автомашину, пассажир ФИО33 передвигался сам, второго мужчину водителя автомашины Шарафутдинова Р.Р. он не помнит, так как он был помещен во вторую автомашину скорой помощи, с ним он не общался (л.д. 237-239 т. 1). В судебном заседании на основании статьи 281 УПК РФ с согласия участников процесса, оглашены показания свидетеля ФИО93, не явившейся в судебное заседание. Допрошенная в ходе предварительного расследования свидетель ФИО93 показала, что работает на станции скорой помощи в г. Салават РБ. С ДД.ММ.ГГГГ она заступила на дежурство, примерно в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ поступило телефонное сообщение о том, что произошло дорожно-транспортное происшествие на развилке автодороги Стерлитамак-Ишимбай и имеются пострадавшие. На реанимационной автомашине выехали доктор ФИО91, фельдшер ФИО92 и ФИО89., на второй машине скорой помощи она была одна. По приезду на место дорожно-транспортного происшествия к ней в автомашину поместили водителя автомашины Шарафутдинова Р.Р., который был в спутанном, заторможенном состоянии, на вопросы отвечал не сразу, но понимал, что говорит. Ей он пояснил, где именно у него болит, но о том, откуда он едет и с кем, он ей не пояснил, сама она у него не спрашивала. К автомашине она не подходила. С ним в автомашине находились еще трое пассажиров, мужчина по фамилии ФИО33 и 2 женщины по фамилии ФИО22 и ФИО23. Вторая женщина ФИО23 была на скорой помощи доставлена в больницу г. Ишимбай РБ. О том был ли водитель Шарафутдинов Р.Р. в наркотическом состоянии она сказать не может, так как тест не проводили, вопросы на эту тему не задавала (л.д. 240-242 т. 1). В судебном заседании на основании статьи 281 УПК РФ с согласия участников процесса, оглашены показания свидетеля ФИО33, не явившегося в судебное заседание. Допрошенный в ходе предварительного расследования свидетель ФИО33 показал, что с Шарафутдиновым Р.Р. знаком был до дорожно-транспортного происшествия около одного месяца, с Натальей знаком давно. ДД.ММ.ГГГГ он совместно с Шарафутдиновым Р.Р. на его автомашине Ниссан-Ноте светло-серого цвета и ФИО22 катались по г. Салават РБ. В тот вечер он был в нетрезвом состоянии, где подобрали ФИО23 он не помнит, помнит, что все вчетвером поехали в г. Стерлитамак РБ забрать парней, каких именно сказать не может. В городе Стерлитамак РБ они их не встретили, поэтому Татьяна предложила поиграть в игровые автоматы, с ними он не пошел, а остался на улице. Примерно через 30 минут они вернулись, сколько времени он сказать не может. Потом они все вчетвером поехали в г. Салават РБ. На обратной дороге Шарафутдинов Р.Р. был за рулем, он сидел на заднем сиденье слева, был не пристегнут, Наталья сидела рядом с ним справа, ФИО23 находилась на переднем пассажирском сиденье. С какой скоростью двигался Шарафутдинов Р.Р. он сказать не может, так как не обращал внимание. Подъезжая к 41 км. автодороги Стерлитамак – Салават ему показалось, что их ослепила автомашина, ослепила ли она Шарафутдинова Р.Р. он сказать не может, но Шарафутдинов Р.Р. не меняя направления движения продолжил движение вперед, потом он увидел яму и сразу же произошел удар, что происходило дальше он сказать не может. Пришел в себя уже в больнице, телесных повреждений у него не было, от госпитализации он отказался, также отказывается от прохождения судебно-медицинской экспертизы. Стука в переднем правом или левом колесе он не слышал. О том, что погибла ФИО23 он узнал от сотрудников милиции. Наркотические средства не употребляли, о том, что Шарафутдинов Р.Р. употребляет наркотики он слышит впервые (л.д. 243-245 т. 1). В судебном заседании на основании статьи 281 УПК РФ с согласия участников процесса, оглашены показания эксперта Косишнева Ю.Н., не явившегося в судебное заседание. Допрошенный в ходе предварительного расследования эксперт Косишнев Ю.Н. показал, что согласно фотоиллюстраций в материалах уголовного дела № 24, страница 200, первый том, имеется изображение поломки рулевой рейки. На данной фотоиллюстрации видно, что кроя излома имеют заостренную форму и образованы в виде многочисленных сколов, данные повреждения рулевой рейки могут быть образованы в результате приложенной нагрузки предельно допустимой нормы, в данном случае при съезде в земляной ров. Данное повреждение при движении по проезжей части исключено (л.д. 246-247 т. 1). Вина подсудимого Шарафутдинова Р.Р. также нашла свое подтверждение материалами уголовного дела: - справкой по дорожно-транспортному происшествию, согласно которой место происшествия 41 км. автодороги Стерлитамак – Салават, время происшествия (время прибытия сотрудников ГИБДД) ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, состояние погоды ясно, видимость ограничена светом фар, освещение пути не освещено, освещение транспорта не установлено, продольный профиль пути ровный, ширина проезжей части 19,4 метра, покрытие дороги асфальт, состояние дорожного покрытия сухое, дефекты дорожного покрытия отсутствуют, скорость движения транспорта перед происшествием не установлена, краткое описание происшествия: водитель Шарафутдинов Р.Р. управляя автомашиной Ниссан-Ноте имеющей государственный регистрационный номер № в пути следования не обеспечил безопасность дорожного движения, допустил съезд с проезжей части дороги в левый кювет и совершил съезд в водосточный ров. С места происшествия уехал (л.д. 4 т. 1); - схемой места дорожно-транспортного происшествия, согласно которой местом дорожно-транспортного происшествия является автодорога Стерлитамак – Салават 41 км., время происшествия ДД.ММ.ГГГГ, время составления схемы <данные изъяты>. На схеме изображена трасса Стерлитамак – Салават 41 км., которая разъединяется в сторону г. Ишимбай РБ и в сторону г. Салават РБ, между двумя дорогами имеется островок. Ширина проезжей части автодороги Стерлитамак – Салават составляет 19,4 метра, ширина проезжей части автодороги Стерлитамак – Салават после поворота на г. Салават РБ составляет 10,4 метра. На островке имеются следы колес от автомашины Ниссан-Ноте длиной 22,9 метра. На схеме под номером 01 зафиксирована автомашина Ниссан-Ноте имеющая государственный регистрационный номер №, которая передней частью направлена в г. Ишимбай РБ, под номером 02 зафиксировано место удара автомашины о грунт, расстояние между местом удара и автомашиной составляет 8 метров, расстояние от края левой стороны проезжей части Стерлитамак – Салават до левого заднего колеса составляет 1,7 метров, от левого переднего до края проезжей части составляет 3,9 метра. Схема составлена в присутствии двух понятых (л.д.5 т. 1); - фотоиллюстрацией к схеме места дорожно-транспортного происшествия (л.д. 6-8 т. 1); - сведениями о водителях и транспортных средствах, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, согласно которому место дорожно-транспортного происшествия автодорога Стерлитамак – Салават, 41 км., время происшествия ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. Обстоятельства происшествия: съезд в кювет с последующим ударом о грунт. Сведения о водителе: Шарафутдинов Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ рождения, водительское удостоверение № с ДД.ММ.ГГГГ, проживающий в г. Салават РБ по улице <адрес>, страховой полис № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В результате происшествия повреждена автомашина Ниссан-Ноте имеющая государственный регистрационный номер №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, внешние повреждения имеются на переднем и заднем бампере, переднем правом и левом крыле, на передней левой и правой двери, крыши, разбито переднее лобовое стекло, подушки безопасности, переднего левого колеса (л.д. 9 т. 1); - заключением эксперта № (трупа ФИО23), согласно которому при судебно-медицинской экспертизе у трупа ФИО23 обнаружены следующие повреждения: ушибленная рана нижней губы, кровоизлияние в мягкие ткани теменной области головы, субдуральная гематома слева объемом 30 мл. (клинически), обширные субархноидальные кровоизлияния; открытый косой перелом средней трети диафиза плечевой кости справа; кровоподтек левого плеча и ссадины нижних конечностей. Данные повреждения образовались прижизненно, возможно незадолго до поступления в стационар ДД.ММ.ГГГГ, на что указывает наличие кровоизлияний в местах повреждений с гемосидерозом. Данные повреждения образовались в результате воздействий тупого твердого предмета, не исключено при дорожно-транспортном происшествии и соударениями различными частями тела о выступающие элементы интерьера салона автомобиля. Смерть ФИО23 наступила от сочетанной травмы головы и конечностей в виде ушиба головного мозга тяжелой степени с кровоизлиянием в его оболочки, открытого перелома плечевой кости справа. Вышеуказанные повреждения при жизни вызвали тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни человека, повлекли за собой смерть и находятся в прямой причинно-следственной связи с ее наступлением (л.д. 56-61 т. 1); - заключением эксперта №, согласно которому у ФИО22 имели место повреждения в виде закрытого перелома лонной кости справа со смещением, разрыва симфиза, тупой травмы живота, разрыва брыжейки тонкой кишки, осложнившимся гемоперитонеумом, которые вызвали тяжкий вред здоровью (л.д. 62-63 т. 1); - заключением эксперта №, согласно которому у Шарафутдинова Р.Р. имели место повреждения в виде ушиба головного мозга тяжелой степени, субарахноидального кровоизлияния, линейного перелома височной кости. Данные повреждения причинены тупым предметом (предметами) или при ударе о таковой при дорожно-транспортном происшествии, возможно в срок, указанный в постановлении (04 ноября 2010 года) и вызвали тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни (л.д. 64-65 т. 1); - протоколом осмотра и проверки технического состояния транспорта, согласно которому произведен осмотр легкого автомобиля марки Ниссан-Ноте. При осмотре обнаружено: внешние повреждения на момент осмотра на автомобиле разбито левое стекло, отсутствует передняя правая фара; разобрана панель приборов в салоне автомашины, снято рулевое колесо; количество: осей 2, колес 4; размер шин передних 185*65/15, задних 175*65*15; рисунок протектора шин обыкновенный; состояние шин – износ незначительный, соответствует ГОСТу; степень загруженности машины на момент осмотра – не загружена; показание спидометра: 68650; положение рычагов ручного тормоза и переключения передачи на момент осмотра – нейтральная передача. Проверка технического состояния транспортного средства: состояние тормозной системы: ножного тормоза на момент осмотра исправна, ручного тормоза исправна, состояние осветительных сигнальных приборов – отсутствует передняя левая фара; состояние лобового и боковых стекол машины: наличие и исправность стеклоочистителей и зеркал заднего вида, разбито переднее лобовое стекло; давление воздуха в шинах каждого колеса, на момент осмотра на заднем колесе стоит запасное колесо (л.д. 174-175 т. 1); - фотоиллюстрацией, на которой зафиксирована автомашина Ниссан-Ноте имеющая государственный регистрационный номер № на момент осмотра (л.д. 177-183 т. 1); - фотоиллюстрацией, на которой зафиксирована автомашина Ниссан-Ноте имеющая государственный регистрационный номер № после дорожно-транспортного происшествия, снимки от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 189-219 т. 1); - заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого эксплуатация шины колеса, представленного на исследование, не запрещена, разгерметизация левого переднего колеса произошла в результате съезда в кювет и наезд на препятствие (л.д. 231-232 т. 1); - схемой места дорожно-транспортного происшествия (л.д. 16 т. 2). Исследовав все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к убеждению, что вина Шарафутдинова Р.Р. в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 264 УК РФ, полностью нашла свое подтверждение в ходе судебного следствия. Управляя автомобилем Ниссан-Ноте имеющий государственный регистрационный номер № на 41 км. автодороги Стерлитамак – Салават Стерлитамакского района РБ Шарафутдинов Р.Р. нарушил п. 10.1 ПДД РФ, не избрал надлежащей скорости движения, которая бы позволила ему постоянно контролировать движение управляемого им автомобиля, не справился с управлением, выехал в кювет, расположенный между двух дорог Стерлитамак – Ишимбай и Стерлитамак – Салават, где совершил столкновение передней частью автомашины с земляным рвом. Нарушение требований п. 10.1 ПДД РФ Шарафутдиновым Р.Р. состоит в прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиями – смертью потерпевшей ФИО23 и причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшей ФИО22 Действия подсудимого Шарафутдинова Р.Р. подлежат квалификации по ч.3 ст.264 УК РФ – нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека и повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Доводы подсудимого Шарафутдинова Р.Р. о том, что его ослепила машина, поэтому он наехал на яму в дороге, пробило колесо, потом съехал в кювет, не нашли своего подтверждения. В соответствие с протоколом от 25 апреля 2011 года осмотра и проверки технического состояния транспорта - автомобиля Ниссан-Ноте, двигатель № состояние шин – износ незначительный, соответствует ГОСТу; на момент осмотра на заднем левом колесе стоит запаска, переднее правое и левое колесо без повреждений, давление в колесах в норме (л.д. 174-175 т. 1). Из заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что разгерметизация левого переднего колеса произошла в результате съезда в кювет и наезда на препятствие (л.д. 231-232 т.1). Выбоина находится от края проезжей части на расстоянии более 5 метров (л.д. 16 т. 2), согласно показаниям подсудимого Шарафутдинова Р.Р. он двигался ближе к правому краю проезжей части (л.д. 135-137 т. 1). Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГУ «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> по данным метеорологических наблюдений наблюдалась слабая дымка (л.д. 131 т. 1). На предварительном следствии Шарафутдинов Р.Р. дал показания: «ослепила встречная автомашина, после чего он чуть-чуть притормозил и стал двигаться на поворот, и сразу же почувствовал стук в переднем правом колесе, возможно, может ошибаться и сразу же стал тормозить» (л.д. 135-137 т.1), при дополнительном допросе на предварительном следствии Шарафутдинов Р.Р. показал: «в ходе движения автомашины перед поворотом на г. Салават РБ он наехал на выбоину, сразу же в момент наезда услышал стук в правом переднем колесе, автомашину понесло влево, после чего он вывернул руль вправо, не успел выехать на свою полосу движения, поэтому выехал в кювет, где столкнулся с земляным рвом, …, дорожно-транспортное происшествие произошло из-за тумана, выбоины на дороге, стука в правом колесе и ослеплении встречной автомашины» (л.д. 11-13 т.2), в судебном заседании Шарафутдинов Р.Р. показал: «ослепила машина, наехал на яму, пробило колесо, съехал в кювет». К данным показаниям подсудимого Шарафутдинова Р.Р. суд относится критически, доводы подсудимого Шарафутдинова Р.Р. являются несостоятельными и опровергаются собранными доказательствами. При назначении наказания подсудимому Шарафутдинову Р.Р. суд учитывает смягчающие наказание обстоятельства, которыми в силу статьи 61 УК РФ признает: частичное признание вины, раскаяние в содеянном, наличие на иждивении 1 малолетнего ребенка, 1 несовершеннолетнего ребенка, положительную характеристику по месту жительства и работы. Отягчающих обстоятельств в отношении Шарафутдинова Р.Р. судом не установлено. При назначении наказания подсудимому Шарафутдинову Р.Р. суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, относящегося к категории преступлений средней тяжести; личность подсудимого Шарафутдинова Р.Р., характеризующегося положительно; смягчающие обстоятельства; отсутствие отягчающих обстоятельств; мнения потерпевшей ФИО22., представителя потерпевшей ФИО23 –ФИО24, не настаивающих на строгой мере наказания; влияние назначенного наказания на исправление подсудимого Шарафутдинова Р.Р. и считает возможным назначить наказание в виде лишения свободы с применением условного осуждения по статье 73 УК РФ. Оснований для применения к подсудимому Шарафутдинову Р.Р. статьи 64 УК РФ суд не находит, поскольку исключительных обстоятельств по делу не имеется. В качестве дополнительного наказания суд считает необходимым назначить лишение права управления транспортными средствами сроком на 1 год. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ, суд ПРИГОВОРИЛ: Признать Шарафутдинова Р.Р. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ и назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 1 (один) год 6 (шесть) месяцев с лишением права управлять транспортными средствами сроком на 1 (один) год. В силу статьи 73 УК РФ Шарафутдинову Р.Р. наказание считать условным с испытательным сроком 1 (один) год 6 (шесть) месяцев. Наказание в виде лишения права управлять транспортным средством исполнять самостоятельно. Меру пресечения Шарафутдинову Р.Р. – подписку о невыезде и надлежащем поведении – не изменять до вступления приговора в законную силу. Обязать Шарафутдинова Р.Р. встать на учет уголовно-исполнительную инспекцию и являться на регистрацию в дни, установленные уголовно-исполнительной инспекцией; не менять постоянное место жительства без разрешения указанных органов. Контроль за исполнением наказания возложить на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного Шарафутдинова Р.Р. Вещественные доказательства: автомашина Ниссан-Ноте имеющая государственный регистрационный номер № – возвратить по принадлежности; фотоиллюстрации с изображением автомашины Ниссан-Ноте имеющей государственный регистрационный номер № – хранить в материалах уголовного дела. Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в течение 10 суток со дня провозглашения в Верховный суд Республики Башкортостан через Стерлитамакский районный суд Республики Башкортостан. Председательствующий судья: В.М.Усманов приговор вступил в законную силу 21 февраля 2012 года
Также на месте дорожно-транспортного происшествия была автомашина – эвакуатор из г. Салават РБ и двое мужчин, один из которых представился родственником водителя ФИО50, который проживает в г. Салават РБ. С родственником водителя он сам лично не общался. После того как им была составлена схема в присутствии понятых, автомашину отправили на специальную стоянку г. Салават РБ на <адрес>. Старший по ГИБДД Малахов Д.Б. сказал Шарафутдинову Р.Р., что без разрешения дознавателя ГИБДД или других сотрудников автомашину со специальной стоянки забирать нельзя. Водитель эвакуатора ФИО64 также дал устное обещание, что автомашина будет помещена на специализированную стоянку и без разрешения ее не вернут хозяину. После этого они все поехали в г. Ишимбай РБ для установления потерпевших. По приезду дежурный по ГИБДД ФИО53 зашел в больницу, где ему сообщили, что за текущие сутки к ним с дорожно-транспортного происшествия никто не обращался, сообщений из г. Салават РБ из больницы о пострадавших в дорожно-транспортном происшествии ни в дежурную часть ОВД по Стерлитамакскому району РБ, ни в ГИБДД не было, поэтому они продолжили работу по дислокации, а ФИО53 уехал в дежурную часть ОВД по Стерлитамакскому району РБ. Место дорожно-транспортного происшествия не освещено, в тот день погода была не пасмурная, дорожное покрытие асфальт без повреждений, сухой, видимость на момент осмотра места дорожно-транспортного происшествия неограниченная, то есть никакого тумана не было. Автомашина Ниссан-Ноте имела технические повреждения, в основном была повреждена передняя часть автомашины, также задний бампер, правое и левое крыло, крыша. На проезжей части отсутствовали следы торможения, или какие-либо части автомашины. Следы скольжения находились на земле примерно около 23 метров, которые начинались от начала островка по его середине и продолжались прямо к стелле, расположенной на том же островке. Следы заканчивались около рва, проходящего поперек островка (л.д. 110-112 т. 1).