Дело № 2-977/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2010 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский районный суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Мусиной РМ
с участием прокурора Стерлитамакского района РБ Воронова СН
при секретаре Кузнецовой ЭР
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Стерлитамакского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к ГУСП «Стерлитамакское» об устранении нарушений требований пожарной безопасности, экологического законодательства
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Стерлитамакского района РБ обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ГУСП «Стерлитамакское» об устранении нарушений требований пожарной безопасности, экологического законодательства.
Иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц, в связи с тем, что при эксплуатации топливозаправочного пункта ГУСП «Стерлитамакское», расположенного в с. Наумовка Стерлитамакского района РБ допускаются существенные нарушения требований пожарной безопасности, экологического законодательства.
Свои требования мотивирует тем, что в результате проведенной проверки эксплуатации топливозаправочного пункта ГУСП «Стерлитамакское» были выявлены существенные нарушения требований пожарной безопасности, экологического законодательства, а именно: на топливозаправочном пункте отсутствует план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров ФЗ-123 ст. 151, п. 698 ППБ 01-03.
Отсутствует график проведения регламентных работ ФЗ-123 ст. 151, п. 718 ППБ 01-03; отсутствуют акты проверок дыхательных клапанов и огнепреградителей ФЗ-123 ст. 151, п. 516 ППБ 01-03.
Отсутствует необходимая документация для осуществления контроля за выполнением требований пожарной безопасности ФЗ-123 ст. 151, п. 698 ППБ 01-03.
Отсутствуют приборы контроля и регулирования, обеспечивающие пожарную безопасность процесса ФЗ-123 ст. 151, п. 701 ППБ 01-03; отсутствуют стационарные автоматические газосигнализаторы довзрывоопасных концентраций ФЗ-123 ст. 151, п. 705 ППБ 01-03.
Площадка для слива ЛВЖ не оборудована аварийным резервуаром ФЗ-123 ст. 151, п. 3 ППБ 01-03, п. 35* ППБ 111-98*. Резервуары для хранения топлива не оборудованы системой контроля их герметичностью ФЗ-123 ст. 151, п. 702 ППБ 01-03, п. 46 НПБ 111-98*.
На территории отсутствуют в полном объеме знаки пожарной безопасности
ФЗ-123 ст. 151, п. 759 ППБ 01-03, крышки и заглушки фланцев, патрубков, штуцеров расположенные на топливном оборудование выполнены из искрообразующих материалов ФЗ-123 ст. 151, п. 729 ППБ 01-03.
На территории отсутствует аварийная емкость для сбора загрязненных нефтепродуктов атмосферными осадками ФЗ-123 ст. 151, п. 3 ППБ 01-03, п. 35*, п. 39* НПБ 111-98*.
На территории отсутствует пожарный водоем для целей пожаротушения общей емкостью не менее 100 м3 ФЗ-123 ст. 151, п. 3 ППБ 01-03, п. 92 НПБ 111-98*.
Отсутствует автоматическая пожарная сигнализация ФЗ-123 ст. 151, п. 3 ППБ 01-03, таб. 3, п. 6 НПБ 110-03.
ТЗП не доукомплектован первичными средствами пожаротушения (2 передвижных ОП-50) ФЗ-123 ст. 151, п. 763 ППБ 01-03.
Эксплуатация топливозаправочного пункта с вышеуказанными нарушениями создает угрозу для окружающей среды, поскольку способна повлечь загрязнение территории АЗС, а также воздуха, поверхностных вод, почвы нефтепродуктами.
В исковом заявлении прокурор просит суд обязать ГУСП Стерлитамакское устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности, экологического законодательства при эксплуатации топливозаправочного пункта ГУСП Стерлитамакское, расположенного в с. Наумовка Стерлитамакского района.
В судебном заседании прокурор Воронов СН иск поддержал, просит удовлетворить.
Представитель ответчика – директор ГУСП Стерлитамакское Г.Х. Шагиев иск признал, пояснил, что часть нарушений устранена, продолжаются работы по устранению остальных нарушений.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
Согласно статье 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 вышеуказанного Федерального закона лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
В соответствии с разделом 18 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 N 229 при эксплуатации автозаправочных станций должны выполняться экологические требования, определенные природоохранным законодательством и действующими нормативными техническими документами по охране окружающей среды. Производственная деятельность АЗС не должна приводить к загрязнению окружающей природной среды (воздуха, поверхностных вод, почвы) вредными веществами выше допустимых норм.
Согласно разделу 19 вышеуказанных Правил территория АЗС должна регулярно очищаться от производственных отходов, бытового, строительного мусора, сухой травы и опавших листьев, которые подлежат вывозу в места, определенные в установленном порядке.
Места складирования, размещения производственных и бытовых отходов, а также допустимые их объемы (количества) для временного размещения на территории АЗС определяются на основании разрешения на размещение отходов производства и потребления, выдаваемого в установленном порядке.
Вывоз отработанных нефтепродуктов, уловленных осадков очистных сооружений, использованных фильтрующих элементов, бытового мусора осуществляется организацией, имеющей соответствующую лицензию на право вывоза отходов в места, - определенные для их переработки или утилизации.
Бытовой мусор временно размещается в контейнерах с плотно закрывающейся крышкой.
Загрязненные нефтепродуктами опилки, песок, другие материалы собираются в плотно закрывающийся контейнер, установленный в специально отведенном месте. По мере накопления материала он вывозится на соответствующий полигон.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что на АЗС отсутствует разрешение на размещение отходов производства и потребления. Не заключен договор с организацией, имеющей соответствующую лицензию на право вывоза отходов в места, определенные для их переработки или утилизации, отсутствуют контейнеры для складирования бытового мусора.
На образующиеся отходы I-IV класса не разработаны паспорта, лица, осуществляющие работу с отходами I-IV класса не прошли соответствующую профессиональную подготовку.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров и др.
Пунктом 4 Правил пожарной безопасности в РФ, утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 №313 (далее Правила) установлено, что руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
Между тем, проверкой прокуратуры установлено, что на топливозаправочного пункте ГУСП Стерлитамакское допускаются существенные нарушения требований пожарной безопасности, экологического законодательства, а именно: на топливозаправочном пункте отсутствует план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров ФЗ-123 ст. 151, п. 698 ППБ 01-03.
Отсутствует график проведения регламентных работ ФЗ-123 ст. 151, п. 718 ППБ 01-03; отсутствуют акты проверок дыхательных клапанов и огнепреградителей ФЗ-123 ст. 151, п. 516 ППБ 01-03.
Отсутствует необходимая документация для осуществления контроля за выполнением требований пожарной безопасности ФЗ-123 ст. 151, п. 698 ППБ 01-03.
Отсутствуют приборы контроля и регулирования, обеспечивающие пожарную безопасность процесса ФЗ-123 ст. 151, п. 701 ППБ 01-03; отсутствуют стационарные автоматические газосигнализаторы довзрывоопасных концентраций ФЗ-123 ст. 151, п. 705 ППБ 01-03.
Площадка для слива ЛВЖ не оборудована аварийным резервуаром ФЗ-123 ст. 151, п. 3 ППБ 01-03, п. 35* ППБ 111-98*. Резервуары для хранения топлива не оборудованы системой контроля их герметичностью ФЗ-123 ст. 151, п. 702 ППБ 01-03, п. 46 НПБ 111-98*.
На территории отсутствуют в полном объеме знаки пожарной безопасности
ФЗ-123 ст. 151, п. 759 ППБ 01-03, крышки и заглушки фланцев, патрубков, штуцеров расположенные на топливном оборудование выполнены из искрообразующих материалов ФЗ-123 ст. 151, п. 729 ППБ 01-03.
На территории отсутствует аварийная емкость для сбора загрязненных нефтепродуктов атмосферными осадками ФЗ-123 ст. 151, п. 3 ППБ 01-03, п. 35*, п. 39* НПБ 111-98*.
На территории отсутствует пожарный водоем для целей пожаротушения общей емкостью не менее 100 м3 ФЗ-123 ст. 151, п. 3 ППБ 01-03, п. 92 НПБ 111-98*.
Отсутствует автоматическая пожарная сигнализация ФЗ-123 ст. 151, п. 3 ППБ 01-03, таб. 3, п. 6 НПБ 110-03.
ТЗП не доукомплектован первичными средствами пожаротушения (2 передвижных ОП-50) ФЗ-123 ст. 151, п. 763 ППБ 01-03.
Эксплуатация топливозаправочного пункта с вышеуказанными нарушениями создает угрозу для окружающей среды, поскольку способна повлечь загрязнение территории АЗС, а также воздуха, поверхностных вод, почвы нефтепродуктами.
В исковом заявлении прокурор просит суд обязать ГУСП «Стерлитамакское» устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности, экологического законодательства при эксплуатации топливозаправочного пункта ГУСП «Стерлитамакское», расположенного в с. Наумовка Стерлитамакского района.
Кроме того, многочисленные нарушения требований пожарной безопасности могут привести к возникновению пожаров и, как следствие, оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье людей.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
При данных обстоятельствах суд считает возможным принять признание иска ответчиком, так как оно является добровольным, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ ответчику разъяснены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 45, 245, 255 ГПК РФ, ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды», ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Стерлитамакского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к ГУСП Стерлитамакское об устранении нарушений требований пожарной безопасности, экологического законодательства
- удовлетворить.
Обязать ГУСП «Стерлитамакское» устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности, экологического законодательства при эксплуатации топливозаправочного пункта в с. Наумовка Стерлитамакского района РБ в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Председательствующий судья: Р.М. Мусина
Решение вступило в законную силу 14 сентября 2010 года