Решение по делу № 2-981/2010 об устранении нарушений требований пожарной безопасности



Дело № 2-981/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2010 года г. Стерлитамак

Стерлитамакский районный суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Мусиной Р.М.

с участием прокурора Стерлитамакского района РБ Воронова С.Н.

при секретаре Бикмурзиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Стерлитамакского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к СПК колхоз «Урал» об устранении нарушений требований пожарной безопасности, экологического законодательства

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Стерлитамакского района РБ обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к СПК колхоз «Урал» об устранении нарушений требований пожарной безопасности, экологического законодательства.

Иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц, в связи с тем, что при эксплуатации топливозаправочного пункта СПКК «Урал», расположенного в ..., Стерлитамакского района РБ допус­каются существенные нарушения требований пожарной безопасности, экологи­ческого законодательства.

Свои требования мотивирует тем, что в результате проведенной проверки эксплуатации топливозаправочного пункта СПКК «Урал», расположенного в ..., Стерлитамакского района РБ допус­каются существенные нарушения требований пожарной безопасности, экологи­ческого законодательства, а именно: на АЗС отсутствует разре­шение на размещение отходов производства и потребления. Не заключен договор с организацией, имеющей соответствующую лицензию на право вывоза отходов в места, определенные для их переработки или утилизации, отсутствуют контейне­ры для складирования бытового мусора.

На образующиеся отходы I-IV класса не разработаны паспорта, лица, осуще­ствляющие работу с отходами I-IV класса не прошли соответствующую профес­сиональную подготовку.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожар­ной безопасности» руководители организаций обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предпи­сания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасно­сти;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их исполь­зования не по назначению;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров и др. Пунктом 4 Правил пожарной безопасности в РФ, утв. Приказом МЧС Рос­сии от 18.06.2003 №313 (далее Правила) установлено, что руководители органи­заций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь сис­тему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Между тем, проверкой установлено, что на топливозаправочном пункте не проведено обучение работников мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума согласно требованиям п.36, п.39 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

Топливозаправочный пункт построен без соблюдения противопожарных ме­роприятий и разработки проекта п.38 ППБ 01-03, п. 4.2, п. 4.3 СНиП 21-01 -97*.

Отсутствует документация для осуществления контроля за выполнением тре­бований пожарной безопасности, инспектирования АЗС, оперативного получения необходимой для работы справочной и технической информации на АЗС:

- выкопировка из утвержденного в установленном порядке плана АЗС, со­держащая схему размещения объектов на его территории с указанием расстояний между ними и до ближайших к АЗС объектов, а также схему движения транс­портных средств по указанной территории;

-сертификаты на имеющееся оборудование;

-технико-эксплуатационная документация на технологические системы и оборудование АЗС, утвержденная и согласованная в установленном порядке;

-план-схема ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и де­бита водоисточников;

-план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗС, согласо­ванной с Государственной пожарной службой;

-инструкции, определяющие требования по обеспечению пожарной безопас­ности при эксплуатации и техническом обслуживании АЗС, разработанные на ос­нове Руководства по эксплуатации технологических систем и оборудования АЗС, входящего в состав ТЭД;

-должностная инструкция работника охраны АЗС, разработанная с учетом требований пожарной безопасности, предъявляемым к АЗС;

- график проведения регламентных работ;

-журнал учета проведения регламентных работ;

-журнал учета регламентных и ремонтных работ, проводимые на системах молниезащиты АЗС;

-журнал учета ремонта оборудования п. 698 ППБ 01-03.

Технологическое оборудование не имеет систем предотвращения, локализа­ции и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров, приборов контроля и регулирования, обеспечивающие пожарную безопасность процесса п. 701 1111Б 01-03.

Топливораздаточная колонка не обеспечивает автоматическую блокировку подачи топлива при номинальном наполнении топливного бака транспортного средства п. 3 111 1Б 01-03, п.44 НПБ 111-98*, не предусмотрен трубопровод налива топлива из АЦ в резервуары п. 3 ППБ 01-03, п.60 НПБ 111-98*, площадка для АЦ не оборудована аварийным резервуаром пандусами и отбортовкой п. 3 ППБ 01-03, п.35 НПБ 111-98*.

ТЗП не укомплектован первичными средствами пожаротушения - 2 пере­движных порошковых огнетушителя (ёмкостью не менее 50 литров каждый), один пожарный щит (ЩП-А) п. 763 ППБ 01-03.

ТЗП не обеспечен телефонной или радиосвязью п. 3 ППБ 01-03, п. 43 НПБ III-98. Не определена категория помещений и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности и класс зоны по ПУЭ ППБ 01-03 п. 753.

Перед въездом на территорию АЗС не вывешена схема организации движения по ее территории п. 752 ППБ 01-03. Расстояние от топливораздаточных колонок до здания АЗС менее 9м п. 3 ППБ 01-03, п. 14 НПБ 111-98.

К ТЗП проложена воздушная линия электропередачи п. 3 ППБ 01-03, п. 42 НПБ 111-98.

Не предусмотрено наружное противопожарное водоснабжение от двух по­жарных гидрантов или водоёмов п. 3 ППБ 01-03, п. 94 НПБ 111-98.

На емкостях для хранения ЛВЖ отсутствуют дыхательные клапана и огне-преградители п. 515 ППБ 01-03. Не произведен замер сопротивления изоляции силовой электропроводки и контура заземления п. 57 ППБ 01-03.

Эксплуатация топливозаправочного пункта с вышеуказанными нарушения­ми создает угрозу для окружающей среды, поскольку способна повлечь загрязне­ние территории АЗС, а также воздуха, поверхностных вод, почвы нефтепродукта­ми.

Кроме того, многочисленные нарушения требований пожарной безопасно­сти могут привести к возникновению пожаров и, как следствие, оказать негатив­ное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье людей.

В исковом заявлении прокурор просит суд обязать СПК колхоз «Урал» устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности, экологического законодательства при эксплуатации топливозаправочного пункта СПКК «Урал», расположенного в с. ..., Стерлитамакского района.

В судебном заседании прокурор Воронов СН иск поддержал, просит удовлетворить.

Представитель ответчика СПК колхоз «Урал» по доверенности от Дата обезличена года Емельянов С.С. иск частично признал, пояснил, что нарушения устраняются. Просит суд учесть тяжелое финансовое положение колхоза.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Прокуратурой Стерлитамакского района РБ по обращению начальника ГПН Стерлитамакского района УГПН ГУ МЧС России по РБ проведена проверка со­блюдения должностными лицами СГЖК «Урал» требований пожарной безопас­ности, экологического законодательства.

Проверкой установлено, что при эксплуатации топливозаправочного пункта СПКК «Урал», расположенного в ..., Стерлитамакского района РБ допус­каются существенные нарушения требований пожарной безопасности, экологи­ческого законодательства.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при размещении, проектировании, строительст­ве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодо­бывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реа­лизации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эф­фективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушен­ных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процес­се строительства и эксплуатации указанных объектов.

Согласно статье 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на отходы I - IV класса опасности должен быть со­ставлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основа­нии данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 вышеуказанного Федерального закона лица, ко­торые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификата­ми) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

В соответствии с разделом 18 Правил технической эксплуатации автозапра­вочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 N 229 при эксплуатации автозаправочных станций должны выполнять­ся экологические требования, определенные природоохранным законодательст­вом и действующими нормативными техническими документами по охране ок­ружающей среды. Производственная деятельность АЗС не должна приводить к загрязнению окружающей природной среды (воздуха, поверхностных вод, почвы) вредными веществами выше допустимых норм.

Согласно разделу 19 вышеуказанных Правил территория АЗС должна регу­лярно очищаться от производственных отходов, бытового, строительного мусора, сухой травы и опавших листьев, которые подлежат вывозу в места, определенные в установленном порядке.

Места складирования, размещения производственных и бытовых отходов, а также допустимые их объемы (количества) для временного размещения на терри­тории АЗС определяются на основании разрешения на размещение отходов про­изводства и потребления, выдаваемого в установленном порядке.

Вывоз отработанных нефтепродуктов, уловленных осадков очистных соору­жений, использованных фильтрующих элементов, бытового мусора осуществля­ется организацией, имеющей соответствующую лицензию на право вывоза отхо­дов в места, - определенные для их переработки или утилизации.

Бытовой мусор временно размещается в контейнерах с плотно закрывающей­ся крышкой.

Загрязненные нефтепродуктами опилки, песок, другие материалы собираются в плотно закрывающийся контейнер, установленный в специально отведенном месте. По мере накопления материала он вывозится на соответствующий полигон.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что на АЗС отсутствует разре­шение на размещение отходов производства и потребления. Не заключен договор с организацией, имеющей соответствующую лицензию на право вывоза отходов в места, определенные для их переработки или утилизации, отсутствуют контейне­ры для складирования бытового мусора.

На образующиеся отходы I-IV класса не разработаны паспорта, лица, осуще­ствляющие работу с отходами I-IV класса не прошли соответствующую профес­сиональную подготовку.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожар­ной безопасности» руководители организаций обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предпи­сания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасно­сти;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их исполь­зования не по назначению;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров и др. Пунктом 4 Правил пожарной безопасности в РФ, утв. Приказом МЧС Рос­сии от 18.06.2003 №313 (далее Правила) установлено, что руководители органи­заций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь сис­тему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей от опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Между тем, проверкой установлено, что на топливозаправочном пункте не проведено обучение работников мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума согласно требованиям п.36, п.39 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

Топливозаправочный пункт построен без соблюдения противопожарных ме­роприятий и разработки проекта п.38 ППБ 01-03, п. 4.2, п. 4.3 СНиП 21-01 -97*.

Отсутствует документация для осуществления контроля за выполнением тре­бований пожарной безопасности, инспектирования АЗС, оперативного получения необходимой для работы справочной и технической информации на АЗС:

- выкопировка из утвержденного в установленном порядке плана АЗС, со­держащая схему размещения объектов на его территории с указанием расстояний между ними и до ближайших к АЗС объектов, а также схему движения транс­портных средств по указанной территории;

-сертификаты на имеющееся оборудование;

-технико-эксплуатационная документация на технологические системы и оборудование АЗС, утвержденная и согласованная в установленном порядке;

-план-схема ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и де­бита водоисточников;

-план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗС, согласо­ванной с Государственной пожарной службой;

-инструкции, определяющие требования по обеспечению пожарной безопас­ности при эксплуатации и техническом обслуживании АЗС, разработанные на ос­нове Руководства по эксплуатации технологических систем и оборудования АЗС, входящего в состав ТЭД;

-должностная инструкция работника охраны АЗС, разработанная с учетом требований пожарной безопасности, предъявляемым к АЗС;

- график проведения регламентных работ;

-журнал учета проведения регламентных работ;

-журнал учета регламентных и ремонтных работ, проводимы на системах молниезащиты АЗС;

-журнал учета ремонта оборудования п. 698 ППБ 01-03.

Технологическое оборудование не имеет систем предотвращения, локализа­ции и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров, приборов контроля и регулирования, обеспечивающие пожарную безопасность процесса п. 701 1111Б 01-03.

Топливораздаточная колонка не обеспечивает автоматическую блокировку подачи топлива при номинальном наполнении топливного бака транспортного средства п. 3 111 1Б 01-03, п.44 НПБ 111-98*, не предусмотрен трубопровод налива топлива из АЦ в резервуары п. 3 ППБ 01-03, п.60 НПБ 111-98*, площадка для АЦ не оборудована аварийным резервуаром пандусами и отбортовкой п. 3 ППБ 01-03, п.35 НПБ 111-98*.

ТЗП не укомплектован первичными средствами пожаротушения - 2 пере­движных порошковых огнетушителя (ёмкостью не менее 50 литров каждый), один пожарный щит (ЩП-А) п. 763 ППБ 01-03.

ТЗП не обеспечен телефонной или радиосвязью п. 3 ППБ 01-03, п. 43 НПБ III-98. Не определена категория помещений и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности и класс зоны по ПУЭ ППБ 01-03 п. 753.

Перед въездом на территорию АЗС не вывешена схема организации движения по ее территории п. 752 ППБ 01-03. Расстояние от топливораздаточных колонок до здания АЗС менее 9м п. 3 ППБ 01-03, п. 14 НПБ 111-98.

К ТЗП проложена воздушная линия электропередачи п. 3 ППБ 01-03, п. 42 НПБ 111-98.

Не предусмотрено наружное противопожарное водоснабжение от двух по­жарных гидрантов или водоёмов п. 3 ППБ 01-03, п. 94 НПБ 111-98.

На емкостях для хранения ЛВЖ отсутствуют дыхательные клапана и огне- преградители п. 515 ППБ 01-03. Не произведен замер сопротивления изоляции силовой электропроводки и контура заземления п. 57 ППБ 01-03.

Эксплуатация топливозаправочного пункта с вышеуказанными нарушения­ми создает угрозу для окружающей среды, поскольку способна повлечь загрязне­ние территории АЗС, а также воздуха, поверхностных вод, почвы нефтепродукта­ми.

Кроме того, многочисленные нарушения требований пожарной безопасно­сти могут привести к возникновению пожаров и, как следствие, оказать негатив­ное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье людей.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 45, 245, 255 ГПК РФ, ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды», ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Стерлитамакского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к СПК колхоз «Урал» муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан об устранении нарушений требований пожарной безопасности, экологического законодательства

- удовлетворить.

Обязать СПК колхоз «Урал» муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности, экологического законодательства при эксплуатации топливозаправочного пункта в с. ... Стерлитамакского района РБ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Председательствующий судья: Р.М. Мусина

Решение вступило в законную силу 23.10.2010г.