Дело № 2-981/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2010 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский районный суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Мусиной Р.М.
с участием прокурора Стерлитамакского района РБ Воронова С.Н.
при секретаре Бикмурзиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Стерлитамакского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к СПК колхоз «Урал» об устранении нарушений требований пожарной безопасности, экологического законодательства
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Стерлитамакского района РБ обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к СПК колхоз «Урал» об устранении нарушений требований пожарной безопасности, экологического законодательства.
Иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц, в связи с тем, что при эксплуатации топливозаправочного пункта СПКК «Урал», расположенного в ..., Стерлитамакского района РБ допускаются существенные нарушения требований пожарной безопасности, экологического законодательства.
Свои требования мотивирует тем, что в результате проведенной проверки эксплуатации топливозаправочного пункта СПКК «Урал», расположенного в ..., Стерлитамакского района РБ допускаются существенные нарушения требований пожарной безопасности, экологического законодательства, а именно: на АЗС отсутствует разрешение на размещение отходов производства и потребления. Не заключен договор с организацией, имеющей соответствующую лицензию на право вывоза отходов в места, определенные для их переработки или утилизации, отсутствуют контейнеры для складирования бытового мусора.
На образующиеся отходы I-IV класса не разработаны паспорта, лица, осуществляющие работу с отходами I-IV класса не прошли соответствующую профессиональную подготовку.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров и др. Пунктом 4 Правил пожарной безопасности в РФ, утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 №313 (далее Правила) установлено, что руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
Между тем, проверкой установлено, что на топливозаправочном пункте не проведено обучение работников мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума согласно требованиям п.36, п.39 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».
Топливозаправочный пункт построен без соблюдения противопожарных мероприятий и разработки проекта п.38 ППБ 01-03, п. 4.2, п. 4.3 СНиП 21-01 -97*.
Отсутствует документация для осуществления контроля за выполнением требований пожарной безопасности, инспектирования АЗС, оперативного получения необходимой для работы справочной и технической информации на АЗС:
- выкопировка из утвержденного в установленном порядке плана АЗС, содержащая схему размещения объектов на его территории с указанием расстояний между ними и до ближайших к АЗС объектов, а также схему движения транспортных средств по указанной территории;
-сертификаты на имеющееся оборудование;
-технико-эксплуатационная документация на технологические системы и оборудование АЗС, утвержденная и согласованная в установленном порядке;
-план-схема ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и дебита водоисточников;
-план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗС, согласованной с Государственной пожарной службой;
-инструкции, определяющие требования по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании АЗС, разработанные на основе Руководства по эксплуатации технологических систем и оборудования АЗС, входящего в состав ТЭД;
-должностная инструкция работника охраны АЗС, разработанная с учетом требований пожарной безопасности, предъявляемым к АЗС;
- график проведения регламентных работ;
-журнал учета проведения регламентных работ;
-журнал учета регламентных и ремонтных работ, проводимые на системах молниезащиты АЗС;
-журнал учета ремонта оборудования п. 698 ППБ 01-03.
Технологическое оборудование не имеет систем предотвращения, локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров, приборов контроля и регулирования, обеспечивающие пожарную безопасность процесса п. 701 1111Б 01-03.
Топливораздаточная колонка не обеспечивает автоматическую блокировку подачи топлива при номинальном наполнении топливного бака транспортного средства п. 3 111 1Б 01-03, п.44 НПБ 111-98*, не предусмотрен трубопровод налива топлива из АЦ в резервуары п. 3 ППБ 01-03, п.60 НПБ 111-98*, площадка для АЦ не оборудована аварийным резервуаром пандусами и отбортовкой п. 3 ППБ 01-03, п.35 НПБ 111-98*.
ТЗП не укомплектован первичными средствами пожаротушения - 2 передвижных порошковых огнетушителя (ёмкостью не менее 50 литров каждый), один пожарный щит (ЩП-А) п. 763 ППБ 01-03.
ТЗП не обеспечен телефонной или радиосвязью п. 3 ППБ 01-03, п. 43 НПБ III-98. Не определена категория помещений и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности и класс зоны по ПУЭ ППБ 01-03 п. 753.
Перед въездом на территорию АЗС не вывешена схема организации движения по ее территории п. 752 ППБ 01-03. Расстояние от топливораздаточных колонок до здания АЗС менее 9м п. 3 ППБ 01-03, п. 14 НПБ 111-98.
К ТЗП проложена воздушная линия электропередачи п. 3 ППБ 01-03, п. 42 НПБ 111-98.
Не предусмотрено наружное противопожарное водоснабжение от двух пожарных гидрантов или водоёмов п. 3 ППБ 01-03, п. 94 НПБ 111-98.
На емкостях для хранения ЛВЖ отсутствуют дыхательные клапана и огне-преградители п. 515 ППБ 01-03. Не произведен замер сопротивления изоляции силовой электропроводки и контура заземления п. 57 ППБ 01-03.
Эксплуатация топливозаправочного пункта с вышеуказанными нарушениями создает угрозу для окружающей среды, поскольку способна повлечь загрязнение территории АЗС, а также воздуха, поверхностных вод, почвы нефтепродуктами.
Кроме того, многочисленные нарушения требований пожарной безопасности могут привести к возникновению пожаров и, как следствие, оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье людей.
В исковом заявлении прокурор просит суд обязать СПК колхоз «Урал» устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности, экологического законодательства при эксплуатации топливозаправочного пункта СПКК «Урал», расположенного в с. ..., Стерлитамакского района.
В судебном заседании прокурор Воронов СН иск поддержал, просит удовлетворить.
Представитель ответчика СПК колхоз «Урал» по доверенности от Дата обезличена года Емельянов С.С. иск частично признал, пояснил, что нарушения устраняются. Просит суд учесть тяжелое финансовое положение колхоза.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой Стерлитамакского района РБ по обращению начальника ГПН Стерлитамакского района УГПН ГУ МЧС России по РБ проведена проверка соблюдения должностными лицами СГЖК «Урал» требований пожарной безопасности, экологического законодательства.
Проверкой установлено, что при эксплуатации топливозаправочного пункта СПКК «Урал», расположенного в ..., Стерлитамакского района РБ допускаются существенные нарушения требований пожарной безопасности, экологического законодательства.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
Согласно статье 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 вышеуказанного Федерального закона лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
В соответствии с разделом 18 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 N 229 при эксплуатации автозаправочных станций должны выполняться экологические требования, определенные природоохранным законодательством и действующими нормативными техническими документами по охране окружающей среды. Производственная деятельность АЗС не должна приводить к загрязнению окружающей природной среды (воздуха, поверхностных вод, почвы) вредными веществами выше допустимых норм.
Согласно разделу 19 вышеуказанных Правил территория АЗС должна регулярно очищаться от производственных отходов, бытового, строительного мусора, сухой травы и опавших листьев, которые подлежат вывозу в места, определенные в установленном порядке.
Места складирования, размещения производственных и бытовых отходов, а также допустимые их объемы (количества) для временного размещения на территории АЗС определяются на основании разрешения на размещение отходов производства и потребления, выдаваемого в установленном порядке.
Вывоз отработанных нефтепродуктов, уловленных осадков очистных сооружений, использованных фильтрующих элементов, бытового мусора осуществляется организацией, имеющей соответствующую лицензию на право вывоза отходов в места, - определенные для их переработки или утилизации.
Бытовой мусор временно размещается в контейнерах с плотно закрывающейся крышкой.
Загрязненные нефтепродуктами опилки, песок, другие материалы собираются в плотно закрывающийся контейнер, установленный в специально отведенном месте. По мере накопления материала он вывозится на соответствующий полигон.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что на АЗС отсутствует разрешение на размещение отходов производства и потребления. Не заключен договор с организацией, имеющей соответствующую лицензию на право вывоза отходов в места, определенные для их переработки или утилизации, отсутствуют контейнеры для складирования бытового мусора.
На образующиеся отходы I-IV класса не разработаны паспорта, лица, осуществляющие работу с отходами I-IV класса не прошли соответствующую профессиональную подготовку.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров и др. Пунктом 4 Правил пожарной безопасности в РФ, утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 №313 (далее Правила) установлено, что руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей от опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
Между тем, проверкой установлено, что на топливозаправочном пункте не проведено обучение работников мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума согласно требованиям п.36, п.39 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».
Топливозаправочный пункт построен без соблюдения противопожарных мероприятий и разработки проекта п.38 ППБ 01-03, п. 4.2, п. 4.3 СНиП 21-01 -97*.
Отсутствует документация для осуществления контроля за выполнением требований пожарной безопасности, инспектирования АЗС, оперативного получения необходимой для работы справочной и технической информации на АЗС:
- выкопировка из утвержденного в установленном порядке плана АЗС, содержащая схему размещения объектов на его территории с указанием расстояний между ними и до ближайших к АЗС объектов, а также схему движения транспортных средств по указанной территории;
-сертификаты на имеющееся оборудование;
-технико-эксплуатационная документация на технологические системы и оборудование АЗС, утвержденная и согласованная в установленном порядке;
-план-схема ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и дебита водоисточников;
-план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗС, согласованной с Государственной пожарной службой;
-инструкции, определяющие требования по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании АЗС, разработанные на основе Руководства по эксплуатации технологических систем и оборудования АЗС, входящего в состав ТЭД;
-должностная инструкция работника охраны АЗС, разработанная с учетом требований пожарной безопасности, предъявляемым к АЗС;
- график проведения регламентных работ;
-журнал учета проведения регламентных работ;
-журнал учета регламентных и ремонтных работ, проводимы на системах молниезащиты АЗС;
-журнал учета ремонта оборудования п. 698 ППБ 01-03.
Технологическое оборудование не имеет систем предотвращения, локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров, приборов контроля и регулирования, обеспечивающие пожарную безопасность процесса п. 701 1111Б 01-03.
Топливораздаточная колонка не обеспечивает автоматическую блокировку подачи топлива при номинальном наполнении топливного бака транспортного средства п. 3 111 1Б 01-03, п.44 НПБ 111-98*, не предусмотрен трубопровод налива топлива из АЦ в резервуары п. 3 ППБ 01-03, п.60 НПБ 111-98*, площадка для АЦ не оборудована аварийным резервуаром пандусами и отбортовкой п. 3 ППБ 01-03, п.35 НПБ 111-98*.
ТЗП не укомплектован первичными средствами пожаротушения - 2 передвижных порошковых огнетушителя (ёмкостью не менее 50 литров каждый), один пожарный щит (ЩП-А) п. 763 ППБ 01-03.
ТЗП не обеспечен телефонной или радиосвязью п. 3 ППБ 01-03, п. 43 НПБ III-98. Не определена категория помещений и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности и класс зоны по ПУЭ ППБ 01-03 п. 753.
Перед въездом на территорию АЗС не вывешена схема организации движения по ее территории п. 752 ППБ 01-03. Расстояние от топливораздаточных колонок до здания АЗС менее 9м п. 3 ППБ 01-03, п. 14 НПБ 111-98.
К ТЗП проложена воздушная линия электропередачи п. 3 ППБ 01-03, п. 42 НПБ 111-98.
Не предусмотрено наружное противопожарное водоснабжение от двух пожарных гидрантов или водоёмов п. 3 ППБ 01-03, п. 94 НПБ 111-98.
На емкостях для хранения ЛВЖ отсутствуют дыхательные клапана и огне- преградители п. 515 ППБ 01-03. Не произведен замер сопротивления изоляции силовой электропроводки и контура заземления п. 57 ППБ 01-03.
Эксплуатация топливозаправочного пункта с вышеуказанными нарушениями создает угрозу для окружающей среды, поскольку способна повлечь загрязнение территории АЗС, а также воздуха, поверхностных вод, почвы нефтепродуктами.
Кроме того, многочисленные нарушения требований пожарной безопасности могут привести к возникновению пожаров и, как следствие, оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье людей.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 45, 245, 255 ГПК РФ, ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды», ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Стерлитамакского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к СПК колхоз «Урал» муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан об устранении нарушений требований пожарной безопасности, экологического законодательства
- удовлетворить.
Обязать СПК колхоз «Урал» муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности, экологического законодательства при эксплуатации топливозаправочного пункта в с. ... Стерлитамакского района РБ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Председательствующий судья: Р.М. Мусина
Решение вступило в законную силу 23.10.2010г.