Дело № 2-611/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2010 г. г. Стерлитамак
Стерлитамакский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Кайгуловой З.Ф.,
при секретаре Самигуллиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Оганнисян Р.Р. к УФМС России по РБ, отделению УФМС России по РБ в Стерлитамакском районе
о признании решения незаконным и решении вопроса о предоставлении гражданства РФ в упрощенном порядке,
У С Т А Н О В И Л:Оганнисян Р.Р. обратилась в суд с исковым заявлением о признании решения об отказе в предоставлении гражданства РФ незаконным и обязывании УФМС России по РБ решить вопрос о гражданстве Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со ст.14 ФЗ «О гражданстве». Свое требование мотивирует тем, что Дата обезличена года Оганнисян Р.Р. обратилась в отделение УФМС России по РБ в Стерлитамакском районе с заявлением о приеме в гражданство РФ. Однако, о принятом решении в установленный законом шестимесячный срок со дня подачи заявления и всех необходимых документов истица не оповещалась. Дата обезличена г. в отделение УФМС России по РБ в Стерлитамакском районе было направлено письмо с просьбой сообщить о принятом решении. На что получен ответ за Номер обезличен от Дата обезличена г. о том, что в предоставлении гражданства РФ Оганнисян Р.Р. отказано в связи с неподтверждением постоянной регистрации на территории Кугарчинского района РБ по состоянию на Дата обезличена г. Заявительница читает отказ в предоставлении гражданства РФ незаконным, так как она имела регистрацию по месту жительства, и подала заявление о принятии гражданства до истечения срока указанного в п.4 ст.14 ФЗ «О гражданстве», т.е. до 01 июля 2009 г.
В судебном заседании представитель заявительницы, по доверенности Юсупов Р.Г., поддержал уточненное заявление (л.д. 13), пояснил, что Оганнисян Р.Р.прибыла в Республику Башкортостан для постоянного проживания вместе с членами своей семьи в 2002 году. Была зарегистрирована сначала в д. ..., а затем в .... Дата обезличена г. Оганнисян Р.Р. обратилась с заявлением о приеме в гражданство РФ, но получила отказ через 3 года, в связи тем, что, якобы нет подтверждающих документов о ее регистрации в Кугарчинском районе РБ. Все члены семьи истицы – муж и 2 детей – уже получили гражданство Российской Федерации, а ей отказывают по надуманному основанию. Регистрация Оганнисян Р.Р. с 2002 г. в д. ... подтверждена ею не только штампом о регистрации в паспорте, но и справкой Территориального отдела УФМС РФ по РБ в Кугарчинском районе, справкой Уральского сельсовета Кугарчинского района РБ. Отсутствие сведений о данной регистрации в архивно-справочном отделе Управления Федеральной миграционной службы РФ по РБ в г. Уфе не является основанием для отказа заявительнице в принятии гражданства Российской Федерации, т.к. Оганнисян Р.Р. не должна отвечать за халатность сотрудников миграционной службы Кугарчинского района РБ, которые не передали необходимых сведений в свое Управление. Просит суд обязать УФМС России по РБ решить вопрос о принятии Оганнисян Р.Р. гражданства в упрощенном порядке на основании ранее поданных документов.
Представитель УФМС России по РБ, по доверенности Альмухаметов С.М., с требованиями Оганнисян Р.Р. не согласен, суду пояснил, что Дата обезличена г. она обратилась в отделение УФМС России по РБ в Стерлитамакском районе с заявлением о принятии гражданства в упрощенном порядке. При этом Оганнисян Р.Р. представила все необходимые для принятия гражданства РФ документы, в ее национальном паспорте стоял штамп о регистрации в Кугарчинском районе РБ с 2002 г. по Дата обезличена г. Альмухаметов С.М. собрал все документы, сформировал дело Номер обезличен о приеме в гражданство РФ гражданки Армении Оганнисян РР и передал его в Управление Федеральной Миграционной службы по РБ (г. Уфа), которое полномочно принимать решения о приеме заявителей в гражданство Российской Федерации. При этом Альмухаметов С.М. подготовил проект положительного решения данного вопроса в отношении Оганнисян Р.Р. поскольку все необходимые документы имелись, Оганнисян по месту жительства положительно характеризовалась, к уголовной, административной ответственности не привлекалась и т.д., собрал все необходимые подписи, решение необходимо было согласовать с начальником отдела по вопросам гражданства УФМС России по РБ и утвердить начальником Управления. Документы Оганнисян Р.Р. Альмухаметов С.М. сдал в Управление Дата обезличена г. Далее при проверке указанных документов, сотрудники отдела выдачи гражданства выяснили, что она в Кугарчинском районе зарегистрирована не была. После чего дело Оганнисян Р.Р. из Управления ФМС вернулось без какого-либо письменного решения, устно Альмухаметову С.М. было сообщено, что оформление Оганнисян Р.Р. гражданства Российской Федерации невозможно ввиду отсутствия в адресно-справочном отделе УФМС по РБ сведений о ее регистрации в Кугарчинском районе РБ, о чем было доведено на личном приеме до сведения мужа Оганнисян Р.Р. – Абрамян С.М. Полагает, что регистрация в Кугарчинском районе носила фиктивный характер, оформление гражданства в упрощенном порядке невозможно.
Суд заслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, считает необходимым заявление Оганнисян Р.Р. удовлетворить по следующим основаниям:
В силу положений ст. 30 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» полномочиями по приему от лиц, проживающих на территории РФ заявлений по вопросам гражданства РФ, рассмотрению указанных заявлений, принятии решений по вопросам гражданства РФ в упрощенном порядке, оформлении гражданства Российской Федерации обладает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции и его территориальные отделы.
Таким органом в Республике Башкортостан является Управление Федеральной Миграционной службы по РБ, которое осуществляет свои полномочия в сфере миграции на основании Положения об УФМС по РБ.
Согласно пп.3,4,5 ст. 35 ФЗ «О гражданстве РФ» рассмотрение заявлений по вопросам гражданства РФ и принятие решений о приеме в гражданство РФ и о выходе из гражданства РФ в упрощенном порядке в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции и его территориальными органами; рассмотрение таких заявлений и принятие решений осуществляются в срок до 6 месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. Решения по вопросам гражданства РФ оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.
Согласно п.4 ст. 14 ФЗ «О гражданстве РФ» (в ред. от 28.06.2009 г., действовавшей до исключения п.4 из ст. 14 указанного Закона) иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в РФ из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 г., принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке, если они до 1 июля 2009 г. заявят о своем желании приобрести гражданство РФ.
В судебном заседании установлено, что Оганнисян Р.Р. с рождения по 2002 год проживала в Республике Армения. В марте 2002 года прибыла на территорию Российской Федерации и зарегистрировалась по адресу: ..., что подтверждается адресной справкой отдела адресно-справочной работы УФМС России по РБ в Кугарчинском районе от Дата обезличена г. л.д.22), справкой администрации сельского поселения Уральский сельсовет Кугарчинского района РБ Номер обезличен от Дата обезличена г. л.д.23), адресным листком прибытия, который содержит сведения о том, что Оганнисян Р.Р. прибыла из Кугарчинского района РБ и Дата обезличена г. зарегистрировалась в ... л.д.44), справкой отдела адресно-справочной службы от Дата обезличена г. о том, что Оганнисян Р.Р. прибыла в ... из Кугарчинского района РБ л.д.69оборот), а также штампами о регистрации в д. ... РБ Дата обезличена г. и снятии с регистрационного учета Дата обезличена г. в национальном паспорте Республики Армения Оганнисян Р.Р. л.д.61).
С заявлением о принятии гражданства Оганнисян Р.Р. обратилась в уполномоченный орган 24 июля 2007 г., т.е. до 1 июля 2009 г. - срока, указанного в п.4 ст. 14 приведенного выше Закона.
Вместе с тем, как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, документы Оганнисян Р.Р., необходимые для принятия ею гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке Управлением Федеральной миграционной службы России по РБ возвращены в отделение УФМС в Стерлитамакском районе без принятия положительного решения, прокомментировав его устным отказом, в связи с тем, что при проверке приведенных выше сведений о регистрации на основании справки Номер обезличен от Дата обезличена выяснилось, что отдел адресно-справочной работы УФМС России по РБ сведениями о регистрации Оганнисян РР, Дата обезличена г.р. не располагает л.д.69).
В установленный законом шестимесячный срок письменное решение об отказе в принятии гражданства по заявлению Оганнисян Р.Р. УФМС России по РБ, как того требует ст. 35 ФЗ «О гражданстве РФ», не принял. Доказательств обратного ответчик суду не представил.
Дата обезличена г. отделением УФМС России по РБ в Стерлитамакском районе за подписью и.о. начальника отдела Чушенкова О.Г. представителю Оганнисян Р.Р. – адвокату Юсупову Р.Г. - был дан ответ о том, что дело о приобретении гражданства Российской Федерации Оганнисян РР было возвращено УФМС России по РБ без рассмотрения в связи с тем, что гражданка Армении Оганнисян Р.Р. на Дата обезличена г. не имела постоянной регистрации на территории Российской Федерации, а срок действия п.4 ст. 14 Закона «О гражданстве Российской Федерации» прекращен 1 июля 2009 г. л.д.6).
Суд считает непринятие положительного решения Управлением Федеральной миграционной службы России по РБ и отказ отделения УФМС в Стерлитамакском районе РБ в решении вопроса о принятии гражданства Российской Федерации гражданкой Оганнисян Р.Р. в упрощенном порядке незаконными, поскольку все условия, предусмотренные п.4 ст. 14 ФЗ «О гражданстве» Оганнисян Р.Р. соблюдены: она прибыла из государства – Республики Армении, входившей в состав СССР, подала заявление о приеме гражданства РФ до 1 июля 2009 г., на Дата обезличена г. постоянно проживала на территории РФ и имела регистрацию в д. .... Каких-либо обстоятельств, препятствующих Оганнисян Р.Р. в принятии гражданства РФ, материалы дела Номер обезличен ФМС России л.д.52-77) и материалы гражданского дела не содержат.
Довод представителя УФМС России по РБ о том, что регистрация носила фиктивный характер, суд находит необоснованным, поскольку факт регистрации подтверждается совокупностью доказательств, представленных представителем Оганнисян Р.Р. – справками УФМС по Кугарчинскому району РБ и сельского поселения, листка прибытия, тщательно исследованных судом. То обстоятельство, что территориальный орган УФМС в Кугарчинском районе не направил сведений о регистрации Оганнисян Р.Р. на территории своего района в базу данных отдела адресно-справочной работы УФМС России по РБ в г. Уфу не должно и не может ограничивать заявительницу в реализации ее законного права на получение гражданства РФ в упрощенном порядке.
Вместе с тем, УФМС России по РБ имел достаточно оснований считать, что Оганнисян Р.Р. действительно была зарегистрирована по месту жительства, поскольку в ее паспорте имелись штампы о постановке и снятии с регистрационного учета в д. .... Однако, УФМС России по РБ, ограничившись лишь справкой своего отдела адресно-справочной работы об отсутствии сведений о регистрации заявителя, возвратил дело в территориальный отдел без положительного решения и даже без письменного ответа, сопроводив возврат устным отказом. Хотя, полагает суд, если бы должностные лица УФМС России по РБ более ответственно подошли к выполнению своих должностных обязанностей, то приняли бы меры к устранению противоречий в сведениях, представленных Оганнисян Р.Р. и данных отдела адресно-справочной службы УФМС России по РБ, проверив наличие регистрации путем соответствующих запросов непосредственно в территориальный отдел УФМС по Кугарчинскому району РБ и в сельское поселение, инициировали служебную проверку по факту неподачи сведений в архив базы данных УФМС России по РБ. Вместо этого, дело Оганнисян Р.Р. было возвращено без принятия письменного решения, а отделение УФМС в Стерлитамакском районе РБ по истечению всех установленных законом сроков Дата обезличена г. фактически отказало Оганнисян Р.Р. в решении вопроса о принятии гражданства РФ в упрощенном порядке.
Суд не находит оснований не доверять представленным доказательствам о регистрации Оганнисян Р.Р. по месту жительства в Кугарчинском районе РБ по состоянию на Дата обезличена, поскольку показания ее представителя об этом подтверждены соответствующими документами, выданными должностными лицами - начальником УФМС по Кугарчинскому району РБ и главой администрации сельского поселения Уральский сельсовет Кугарчинского района РБ.
Более того, суд полагает, что вопрос о принятии Оганнисян Р.Р. гражданства РФ должен быть решен именно в упрощенном порядке, поскольку в момент подачи ею заявления о принятии гражданства, такое право у нее имелось на основании п.4 ст. 14 ФЗ «О гражданстве», действовавшего в тот момент.
Также суд считает необходимым отметить, что Оганнисян Р.Р. подано в суд заявление за защитой своего нарушенного права на принятие гражданства РФ в порядке искового производства. Однако суд полагает, что такое заявление должно быть рассмотрено в порядке главы 25 ГПК РФ, как производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, поскольку заявитель оспаривает решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю в сфере миграции.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействии) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) федеральных органов государственной власти, представительного (законодательного) органа РФ, федеральных органов исполнительной власти…, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий (п.2);
Согласно п.9 названного постановления судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникшим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном ст. 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Согласно п.11 Положения об отделении Управления Федеральной миграционной службы по РБ в Стерлитамакском районе РБ, утвержденного Приказом УФМС России по РБ № 48 от 31.07.2006 г. территориальное подразделение в ... РБ осуществляет определение и оформления наличия гражданства РФ у лиц, проживающих и проживавших на территории РФ; принятие от лиц, проживающих на территории РФ заявлений по вопросам гражданства РФ и др.
Согласно п. 13.21 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по РБ, утвержденного приказом ФМС России от 02.12.2005 г. № 191 территориальный орган осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными актами МВД России, приказами и распоряжения ФМС России.
В соответствии с п. «е» ст. 30 ФЗ «О гражданстве» территориальный орган рассматривает заявления по вопросам гражданства РФ и принимает решения по вопросам гражданства РФ в упрощенном порядке в соответствии со ст. 14 …настоящего Федерального закона.
Управление ФМС по РБ, наделенное полномочиями по решению вопроса о принятии Оганнисян Р.Р. гражданства РФ в упрощенном порядке вообще не приняло по ее заявлению никакого письменного решения, а отделение УФМС по РБ в Стерлитамакском районе РБ через 3 года письменно разъяснило о невозможности решения вопроса о принятии гражданства РФ в упрощенном порядке в связи с отсутствием сведений о регистрации по месту жительства и истечением срока действия п. 4 ст. 14 ФЗ «О гражданстве».
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требование заявителя обоснованно заявлено к отделению УФМС России по РБ в Стерлитамакском районе и Управлению ФМС России по РБ, которые соответствии с ФЗ «О гражданстве» и Положениями об их деятельности действовали в сфере контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере миграции. Тем самым, в данном случае возможно оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти в порядке главы 25 ГПК РФ.
Рассматривая заявление Оганнисян Р.Р. в порядке публичного производства в соответствии с главой 25 ГПК РФ, суд не соглашается с доводом представителя УФМС России по РБ о нарушении правила территориальной подсудности и о необходимости передать дело для рассмотрения по подсудности по месту нахождения Управления ФМС России по РБ в Кировский районный суд г. Уфы, поскольку в соответствии с ч.2 ст. 254 ГПК РФ заявление может быть подано в суд по месту жительства заявителя или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
Следовательно, Стерлитамакский районный суд РБ, рассматривая заявление Оганнисян Р.Р. по месту ее жительства, правило о подсудности рассмотрения гражданских дел не нарушил.
На основании изложенного и в соответствии со ст.ст. 14,30,35 ФЗ «О гражданстве РФ», руководствуясь ст.ст. 254-258,194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение отделения УФМС России по РБ в Стерлитамакском районе от Дата обезличена г. об отказе в оформлении гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке незаконным, обязать Управление Федеральной миграционной службы России по РБ решить вопрос о принятии гражданства Российской Федерации Оганнисян РР в упрощенном порядке.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд РБ в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий судья З.Ф.Кайгулова
Решение вступило в законную силу 08.11.2010г.