Решение по делу № 2-1275/2010 о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения в области природоохранного законодательства, об обязывании устранить выявленные нарушения



Дело № 2-1275/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2010 года г. Стерлитамак

Стерлитамакский районный суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Кайгуловой З.Ф.,

с участием прокурора Стерлитамакского района РБ Воронова С.Н.,

при секретаре Самигуллиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

прокурора Стерлитамакского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Октябрьский сельский совет Стерлитамакского района РБ

о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Октябрьский сельсовет в области природоохранного законодательства и обязании устранить выявленные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Стерлитамакского района РБ обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Октябрьский сельский совет о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Октябрьский сельсовет в области природоохранного законодательства и обязании устранить выявленные нарушения.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Стерлитамакского района РБ проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности органов местного самоуправления сельского поселения Октябрьский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район.

Согласно пункту 8 раздела II Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Однако, проверкой установлено, что органами местного самоуправления Октябрьский сельсовет сбор отработанных ртутьсодержащих ламп не организован, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора не осуществляется.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельское поселение Октябрьский сельский совет Стерлитамакского района РБ, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, а также информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора и обязать устранить выявленные нарушения в 2 месячных срок.

В судебном заседании прокурор Стерлитамакского района РБ Воронов С.Н. поддержал заявление.

Заинтересованное лицо - глава администрации сельского поселения Октябрьский сельсовет МР Стерлитамакский район РБ ФИО1 в судебном заседании с заявлением прокурора Стерлитамакского района РБ согласился, обязуется устранить выявленные нарушения.

Заинтересованное лицо – представитель Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ в судебное заседание не явился по заявлению, возражений не представлено, заявление прокурора Стерлитамакского района РБ поддерживает.

Суд, заслушав прокурора Стерлитамакского района РБ Воронова С.Н., исследовав материалы гражданского дела, находит, что заявление подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что прокуратурой Стерлитамакского района РБ проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности органов местного самоуправления сельского поселения Октябрьский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район. В ходе проверки выявлено, что органами местного самоуправления Октябрьский сельсовет Стерлитамакского района РБ сбор отработанных ртутьсодержащих ламп не организован, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора не осуществляется.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Часть 9 ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ в ред. от 27.07.2010 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащий сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 8 раздела II Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

В силу ч.1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Несоблюдение требований законодательства может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, а также нанести значительный ущерб окружающей среде.

Также суд считает необходимым отметить, что прокурором подано в суд заявление за защитой нарушенного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности, и оно должно быть рассмотрено в порядке главы 25 ГПК РФ, как производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, поскольку заявитель оспаривает бездействия органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление организации деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействии) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) федеральных органов государственной власти, представительного (законодательного) органа РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (п.2);

Согласно п.9 названного постановления судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникшим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном ст. 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

В ходе судебного разбирательства установлено, что органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по организации деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований, не предпринимают ни каких мер по организации деятельности сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требование заявителя обоснованно заявлено к администрации сельского поселения Октябрьский сельсовет Стерлитамакского района РБ, который в соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязан организовать деятельность в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации. Тем самым, в данном случае возможно оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти в порядке главы 25 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ "Об отходах производства и потребления", руководствуясь ст.ст. 254-258, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Стерлитамакского района РБ удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Октябрьский сельсовет Стерлитамакского района РБ по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Обязать администрацию сельского поселения Октябрьский сельсовет Стерлитамакского района РБ в течение 2 месяцев произвести информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, разработать и принять соответствующий муниципальный нормативный акт.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

СУДЬЯ З.Ф.КАЙГУЛОВА

Решение вступило в законную силу 10.12.2010г.