Решение по делу № 2-1352/2010 о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности



Дело № 2-1352/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2010 года г. Стерлитамак

Стерлитамакский районный суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Кайгуловой З.Ф.,

с участием помощника прокурора Стерлитамакского района РБ Немчиновой О.В.,

при секретаре Самигуллиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

прокурора Стерлитамакского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Казадаевский сельский совет Стерлитамакского района РБ

о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Казадаевский сельсовет в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Стерлитамакского района РБ обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Казадаевский сельский совет о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Казадаевский сельсовет в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и обязании устранить выявленные нарушения.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Стерлитамакского района РБ по указанию прокуратуры республики проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в ходе которой установлено, что решением Совета сельского поселения Казадаевский сельсовет утвержден Устав сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан (далее Устав), который подлежит приведению в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пункту 20 и 32 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся осуществление земельного контроля за использованием земель поселения и муниципального лесного контроля и надзора.

В силу ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их
деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования.

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля; организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации; осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

Вместе тем, уставом сельского поселения Казадаевский сельсовет не определены органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального лесного, земельного контроля, не установлена их организационная структура, не определены полномочия, функции и порядок их деятельности.

Кроме того, не разработаны и не приняты административные регламенты проведения проверок при осуществлении муниципального контроля.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельское поселение Казадаевский сельский совет Стерлитамакского района РБ, выразившееся в не приведении устава сельского поселения в соответствии с требованиями законодательства о местном самоуправлении, о защите прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и обязать устранить выявленные нарушения в 6 месячный срок.

В судебном заседании помощник прокурора Стерлитамакского района РБ Немчинова О.В. поддержала заявление.

Заинтересованное лицо - представитель администрации сельского поселения Казадаевский сельсовет МР Стерлитамакский район РБ в судебное заседание не явился, возражения не представлены.

Суд, заслушав помощника прокурора Стерлитамакского района РБ Немчинову О.В., исследовав материалы гражданского дела, находит, что заявление подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что прокуратурой Стерлитамакского района РБ по указанию прокуратуры республики проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в ходе которой установлено, что решением Совета сельского поселения Казадаевский сельсовет утвержден Устав сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан (далее Устав), который подлежит приведению в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пункту 20 и 32 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся осуществление земельного контроля за использованием земель поселения и муниципального лесного контроля и надзора.

В силу ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их
деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования.

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля; организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации; осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

Вместе тем, уставом сельского поселения Казадаевский сельсовет не определены органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального лесного, земельного контроля, не установлена их организационная структура, не определены полномочия, функции и порядок их деятельности.

Кроме того, не разработаны и не приняты административные регламенты проведения проверок при осуществлении муниципального контроля.

Несоблюдение требований законодательства может повлечь за собой ущемление прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Также суд считает необходимым отметить, что прокурором подано в суд заявление за защитой нарушенного права неопределенного круга лиц, и оно должно быть рассмотрено в порядке главы 25 ГПК РФ, как производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, поскольку заявитель оспаривает бездействия органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление организации деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействии) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) федеральных органов государственной власти, представительного (законодательного) органа РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (п.2);

Согласно п.9 названного постановления судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникшим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном ст. 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

В ходе судебного разбирательства установлено, что органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по организации деятельности в области организации деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях муниципальных образований, не предпринимают ни каких мер по организации этой деятельности.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требование заявителя обоснованно заявлено к администрации сельского поселения Казадаевский сельсовет Стерлитамакского района РБ, который в соответствии с ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» обязан организовать деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Тем самым, в данном случае возможно оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти в порядке главы 25 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», руководствуясь ст.ст. 254-258, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Стерлитамакского района РБ удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Казадаевский сельсовет Стерлитамакского района РБ выразившееся в не приведении устава сельского поселения в соответствии с требованиями законодательства о местном самоуправлении, о защите прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Обязать администрацию сельского поселения Казадаевский сельсовет Стерлитамакского района РБ в течение 6 месяцев привести в соответствие с требованиями законодательства о местном самоуправлении, о защите прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

СУДЬЯ З.Ф.КАЙГУЛОВА

Решение вступило в законную силу 27.12.2010г.