решение от 5 сентября 2011 года (№ 2-583/2011)



Дело № 2- 583/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 сентября 2011 года г. Стерлитамак

Стерлитамакский районный суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Кайгуловой З.Ф.,

с участием и.о.прокурора Стерлитамакского района РБ Дорофеева О.П.

при секретаре Самигуллиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Стерлитамакского района РБ действующего в интересах Матвеевой О.А. к Администрации муниципального района Стерлитамакский район РБ, Правительству Республики Башкортостан

о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Стерлитамакского района РБ в интересах Матвеевой О.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района Стерлитамакский район РБ, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения вне очереди.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Стерлитамакского района Рб по обращению Матвеевой О.А., ДД.ММ.ГГГГ., проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

В ходе проведенной проверки установлено, что Матвеева О.А., ДД.ММ.ГГГГ., зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> и имеющая на иждивении сына Матвеева М.О., ДД.ММ.ГГГГ Решением Стерлитамакского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ. мать Матвеевой О.А. Матвеева Р.Г. лишена родительских прав, отец ФИО10 умер ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем Матвеева О.А. приобрела статус социальной сироты. Жилое помещение за Матвеевой О.А. не зарегистрировано.

Постановлением Главы администрации МР Стерлитамакский район от ДД.ММ.ГГГГ Матвеева О.А. принята на учет в качестве нуждающейся вне очереди в жилом помещении по договору социального найма.

Однако, в нарушении требований законодательства Матвеевой О.А. по окончании обучения администрацией МР Стерлитамакский район и Правительством РБ жилое помещение по договору социального найма в течении 3-х месячного срока не предоставлено, тем самым грубо нарушены жилищные права Матвеевой О.А., которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Прокурор Стерлитамакского района РБ просит обязать Администрацию МР Стерлитамакский район РБ и Правительство РБ предоставить Матвеевой О.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, отвечающее установленным стандартным и техническим требованиям, площадью не менее <данные изъяты>., но не более <данные изъяты>.

В судебном заедании и.о. прокурора Стерлитамакского района РБ Дорофеев О.П. поддержал исковые требования в полном объеме.

Матвеева О.А. согласна с требования прокурора Стерлитамакского района РБ, просит удовлетворить.

Третье лицо – представитель Министерства Образования РБ в судебное заседание не явился по заявлению, в котором указал, что просит рассмотреть иск без его участия. Одновременно представлено возражение на исковые требования прокурора, в котором указано, что согласно п.5 Постановления РБ № 200 от 20.07.2007г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство образования РБ ежегодно, по заявкам администраций муниципальных районов и городов округов РБ, предоставляет в Министерство экономического развития РБ заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жилья детей-сирот. В представленной Администрацией ГО г.Стерлитамак РБ в Министерство образования РБ Матвеева О.А. не значится. ДД.ММ.ГГГГ Министерством была подана ежегодная заявка на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот в министерство экономического развития РБ, в которую Матвеева О.А. не включена. Просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Ответчики – представители Правительства РБ, Администрации муниципального района Стерлитамакский район РБ в судебное заседание не явились, возражений не представлено.

Суд, с учетом мнения и.о. прокурора Стерлитамакского района РБ Дорофеева О.П., Матвеевой О.А., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков – администрации МР Стерлитамакский район РБ и Правительства РБ, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения иска.

Выслушав и.о. прокурора Стерлитамакского района РБ Дорофеева О.П., Матвееву О.А.,, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит иск прокурора Стерлитамакского района РБ в интересах Матвеевой О.А. к Правительству Республики Башкортостан подлежащим удовлетворению, а в удовлетворении этого же иска к Администрации муниципального района Стерлитамакский район РБ следует отказать по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В силу ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Как установлено, Матвеева О.А., ДД.ММ.ГГГГ., зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. Решением Стерлитамакского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ мать Матвеевой О.А. Матвеева Р.Г. лишена родительских прав (л.д.13), отец ФИО10. умер ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.12), в связи с чем Матвеева О.А. приобрела статус социальной сироты (л.д.15). Жилое помещение за Матвеевой О.А. не зарегистрировано.

Постановлением Главы администрации МР Стерлитамакский район от ДД.ММ.ГГГГ Матвеева О.А. принята на учет в качестве нуждающейся вне очереди в жилом помещении по договору социального найма (л.д.5).

Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ обследования помещения расположенного по адресу: <адрес>, в котором проживает Матвеева О.А., проведенного межведомственной комиссией, назначенной Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции за от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ.) жилое помещение признано непригодным для проживания. (л.д.7)

В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ст.8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 N 188-з (ред. от 30.12.2010) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят Законодательной Палатой Государственного Собрания РБ 29.09.1998) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Согласно Постановления Правительства РБ от 20.07.2007 N 200 (ред. от 21.01.2011) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:

33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот;

42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами;

18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

В соответствии со ст. 1 Закон Республики Башкортостан от 28.12.2005 N 260-з (ред. от 01.04.2010) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" (принят Государственным Собранием - Курултаем - РБ 22.12.2005) органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан (далее - государственные полномочия):

1) по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Следовательно, заявленные исковые требования прокурора Стерлитамакского района РБ к Правительству РБ об обязывании предоставить Матвеевой О.А. жилое помещение являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В части требовании прокурора Стерлитамакского района РБ к Администрации Стерлитамакского района РБ об обязывании предоставить Матвеевой О.А. жилое помещение следует отказать по следующим основаниям:

Так, защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Из статьи 132 Конституции РФ, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года N 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.

В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс РФ (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, обязанность по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.

Проанализировав представленные в суд доказательства, суд приходит к выводу, что Матвеева О.А., в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно, Матвеева О.А. имеет право на обеспечение её вне очереди жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а именно Правительства Республики Башкортостан в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и решением Совета муниципального района Стерлитамакский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения», площадью не менее <данные изъяты>, но не более <данные изъяты> жилой площади.

На основании вышеизложенного и руководствуясь Конституцией Российской Федерации Постановлением Правительства РБ от 20.07.2007 N 200 (ред. от 21.01.2011) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска прокурора Стерлитамакского района РБ в интересах Матвеевой О.А. к Администрации муниципального района Стерлитамакский район РБ о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отказать.

Иск прокурора Стерлитамакского района РБ в интересах Матвеевой О.А. к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, удовлетворить.

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Матвеевой О.А. предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение вне очереди в черте <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее <данные изъяты> и не более <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Стерлитамакского районного суда РБ З.Ф.КАЙГУЛОВА

Решение не вступило в законную силу