решение от 16 августа 2011 года (№ 2-698/2011)



Дело № 2-698/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2011 года г. Стерлитамак

Стерлитамакский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Усманова В.М.

при секретаре Тимофеевой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Стерлитамакского района РБ Дорофеева О.П. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Айгулевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан об обязании внести сведения об объектах размещения отходов, расположенных на территории муниципального образования, в государственный реестр объектов размещения отходов

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Стерлитамакского района РБ Дорофеев О.П. обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Айгулевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан об обязании внести сведения об объектах размещения отходов, расположенных на территории муниципального образования, в государственный реестр объектов размещения отходов.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Стерлитамакского района РБ совместно с ведущим специалистом-экспертом Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ Панченко А.А. проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в деятельности сельского поселения Айгулевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район РБ. Проведенной проверкой соблюдения природоохранного законодательства установлено, что в деятельности сельского поселения Айгулевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район РБ допускается нарушение требований указанного законодательства. В частности, на территории сельского поселения Айгулевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район РБ не осуществляется контроль за соблюдением Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержания полигонов для твердых бытовых отходов». Охране природы не уделяется должного внимания, работа в данном направлении организована на низком уровне. В соответствие со статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежащие сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Согласно статье 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» муниципальный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Согласно статье 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии с п.4.4 Санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» по периметру всей территории полигона ТБО должно устанавливаться легкое ограждение. Ограждение может заменить осушительная траншея глубиной более 2 метра или вал высотой не более 2 метров. В ходе проверки установлено, что вблизи с. Айгулево на расстоянии ориентировочно 500 метров от <адрес> расположена несанкционированная свалка бытовых отходов площадью 0,5 га. При эксплуатации свалки допускаются нарушения природоохранного законодательства, в частности, территория свалки не имеет ограждения, бытовой мусор ветром распространяется на прилегающие территории, в нескольких местах происходит горение бытовых отходов. Вышеуказанные нарушения ущемляют права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности.

Просит обязать Администрацию сельского поселения Айгулевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан внести сведения об объектах размещения отходов, расположенных на территории муниципального образования, в государственный реестр объектов размещения отходов.

В судебном заседании заместитель прокурора Стерлитамакского района РБ Дорофеев О.П. исковые требования поддержал в полном объеме, так как выявленные нарушения ущемляют права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности.

В судебное заседание представитель ответчика – Администрации сельского поселения Айгулевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район РБ не явился, несмотря на надлежащее извещение о дне и времени рассмотрения гражданского дела, возражения относительно исковых требований не поступили, заявление об отложении судебного разбирательства не поступило.

В судебное заседание представитель третьего лица Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Кочемирова Н.А. не явилась, представила заявление о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.

Суд, заслушав заместителя прокурора Стерлитамакского района РБ Дорофеева О.П., исследовав представленные материалы, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исковые требования заявлены заместителем прокурора Стерлитамакского района РБ Дорофеевым О.П. в интересах неопределенного круга лиц - граждан, имеющих право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В судебном заседании установлено, что помощником прокурора Стерлитамакского района РБ Золотовым И.В. совместно с ведущим специалистом-экспертом Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ Панченко А.А. проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на территории сельского поселения Айгулевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район РБ.

В ходе проведенной проверки установлено, что вблизи с. Айгулево на расстоянии ориентировочно 500 метров от <адрес> расположена несанкционированная свалка бытовых отходов площадью 0,5 га, что подтверждается справкой от 01 июня 2011 года (л.д. 9).

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Таким образом, перечисленные нарушения требований природоохранного законодательства ущемляют права граждан, проживающих на территории сельского поселения Айгулевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район РБ на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011 года) «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствие с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ (ред. от 19.07.2011 года) «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ (ред. от 19.07.2011 года) «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствие с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ (ред. от 19.07.2011 года) «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В целях решения указанных вопросов администрация сельского поселения Айгулевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район РБ в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ (ред. от 19.07.2011 года) «Об отходах производства и потребления» и пункту 19 части 1 статьи 3 Устава сельского поселения Айгулевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район РБ наделена соответствующими полномочиями.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011 года) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствие с пунктом 4.4 «СП 2.1.7.1038-01.2.1.7 Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила» по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на территории сельского поселения Айгулевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район РБ обнаружено несанкционированное размещение отходов производства и потребления.

Согласно части 6 и 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ (ред. от 19.07.2011 года) «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В судебное заседание ответчиком не представлены документы, подтверждающие внесение указанных выше объектов размещения отходов, находящихся на территории сельского поселения Айгулевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район РБ, в государственный реестр объектов размещения отходов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковое требование заместителя прокурора Стерлитамакского района РБ Дорофеева О.П. обоснованно предъявлено к администрации сельского поселения Айгулевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, которая в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ (ред. от 19.07.2011 года) «Об отходах производства и потребления» обязана исполнять возложенные на него функции в сфере решения вопросов местного значения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011 года) «Об охране окружающей среды», ст.ст. 8, 12, 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ (ред. от 19.07.2011 года) «Об отходах производства и потребления», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011 года) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Стерлитамакского района РБ Дорофеева О.П. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Айгулевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан об обязании внести сведения об объектах размещения отходов, расположенных на территории муниципального образования, в государственный реестр объектов размещения отходов удовлетворить.

Обязать Администрацию сельского поселения Айгулевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу внести сведения об объектах размещения отходов, расположенных на территории сельского поселения Айгулевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, в государственный реестр объектов размещения отходов.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий судья: В.М.Усманов

Решение не вступило в законную силу