решение от 29.09.2011 года (№ 2-837/2011)



Дело № 2-837/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2011 года г. Стерлитамак

Стерлитамакский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Усманова В.М.

при секретаре Тимофеевой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Стерлитамакского района Республики Башкортостан Дорофеева О.П. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Алатана муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Стерлитамакского района Республики Башкортостан Дорофеев О.П. обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Алатана муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Стерлитамакского района РБ в соответствии с плановым заданием проведена проверка исполнения требований экологического, санитарно-эпидемиологического законодательства должностными лицами Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Алатана муниципального района Стерлитамакский район РБ. Проведенной проверкой установлено, что на балансе МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Алатана муниципального района Стерлитамакский район РБ имеется подземная скважина, используемая для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона «Об охране окружающей среды», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством. Согласно статье 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. В соответствии с пунктами 1.2-1.4 «СанПиН 2.1.4.1110-02.2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ, данные СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Зоны санитарной охраны организуются на всех источниках водоснабжения и водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Согласно пунктам 1.9, 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02.2.1.4 при выборе источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации зоны санитарной охраны должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора. Проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально. В соответствии с пунктами 1.15, 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02.2.1.4 санитарные мероприятия должны выполняться в пределах первого пояса зоны санитарной охраны – органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов. Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых СанПиН 2.1.4.1110-02.2.1.4. Вместе с тем, проверкой установлено, что зона санитарной охраны для подземного источника водоснабжения МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Алатана муниципального района Стерлитамакский район РБ не разработана, также отсутствует какая-либо техническая документация на данный источник водоснабжения. Кроме того, в ходе повторной проверки, проведенной прокуратурой Стерлитамакского района РБ в августе 2011 года, установлено, что по состоянию на 17 августа 2011 года проект зоны санитарной охраны на подземный водоисточник не разработан.

Данные нарушения ущемляют права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности.

Просит обязать МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Алатана муниципального района Стерлитамакский район РБ в течение 12 месяцев со дня принятия судебного решения разработать проект зоны санитарной охраны подземной скважины, используемой для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Стерлитамакского района РБ Хижняк О.В. иск поддержала по изложенным в нем основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Алатана муниципального района Стерлитамакский район РБ Рамазанова Г.Ш. исковые требования признала, показала, что ведется работа по разработке проекта зоны санитарной охраны подземной скважины, используемой для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исковые требования заявлены и.о. прокурора Стерлитамакского района РБ Дорофеевым О.П. в интересах неопределенного круга лиц - граждан, имеющих право на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании установлено, что на балансе МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Алатана муниципального района Стерлитамакский район РБ имеется подземная скважина, используемая для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, что подтверждается письмом № 12-16 от 08 февраля 2011 года Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан.

Прокуратурой Стерлитамакского района РБ в ходе проведенной проверки деятельности МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Алатана муниципального района Стерлитамакский район РБ выявлены нарушения экологического, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: не разработан проект зоны санитарной охраны подземной скважины, используемой для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Алатана муниципального района Стерлитамакский район РБ.

Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Право человека и гражданина на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Реализация этого права осуществляется через обеспечение экологического благополучия, а также организацию и обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической безопасности.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплена обязанность юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Согласно статье 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

В соответствии с пунктом 1.4 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 года № 10, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что отсутствует проект зоны санитарной охраны подземной скважины, эксплуатируемой ответчиком - МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Алатана муниципального района Стерлитамакский район РБ, что и не оспаривается ответчиком – МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Алатана муниципального района Стерлитамакский район РБ.

При таких обстоятельствах, для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения ответчиком должны быть разработаны и утверждены в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых им для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Таким образом, суд приходит к обоснованности требований и.о. прокурора Стерлитамакского района Республики Башкортостан Дорофеева О.П. к МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Алатана муниципального района Стерлитамакский район РБ об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды и считает необходимым обязать МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Алатана муниципального района Стерлитамакский район РБ в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать проект зоны санитарной охраны подземной скважины, используемой для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 41 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 11, 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 43 Водного кодекса РФ, ст.ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора Стерлитамакского района Республики Башкортостан Дорофеева О.П. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Алатана муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Алатана муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать проект зоны санитарной охраны подземной скважины, используемой для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в кассационном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы или представления через Стерлитамакский районный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий судья: В.М.Усманов

Решение вступило в законную силу 11.10.2011 года