Дело 5-36 /2010
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 июля 2010 года г. Стерлитамак, ул. Вокзальная, 1
Судья Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан Кайгулова З.Ф. рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия совхоз «Рощинский» по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
20 июля 2010 года в 08.30 ч. на территории топливо-заправочного пункта цеха № 1 ГУСП совхоз «Рощинский» по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, с.Новый Краснояр нарушило требования Правил пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами (ППБ 01-03, НПБ 111-98), а именно:
1. топливозаправочный пункт построен без соблюдения противопожарных мероприятий и разработки проекта (п. 38 ППБ 01-03, п.4.2, п.4.3 СНиП 21-01-97*).
2. технологическое оборудование не имеет систем предотвращения, локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров, приборов контроля и регулирования, обеспечивающие пожарную безопасность процесса (п.701 ППБ 01-03);
3. топливораздаточная колонка не обеспечивает автоматическую блокировку подачи топлива при номинальном наполнении топливного бака транспортного средства (п.44 НПБ 111-98*);
4. не предусмотрен трубопровод налива топлива из А.Ц в резервуары (п.60 НПБ 1111-98*);
5. площадка для АЦ не оборудована аварийным резервуаром пандусами и отбортовкой (п.35 НПБ 111-98*);
6. АЗС не укомплектована первичными средствами пожаротушения – 2 передвижных порошковых огнетушителя (ёмкость не менее 50 литров каждый), один пожарный щит (ЩП-А) (п. 763 ППБ 01-03);
7. АЗС не обеспечена телефонной или радиосвязью (п.3 ППБ 01-03, НПБ 111-98 п.43);
8. не определена категория помещений и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности и класс зоны по ПУЭ (ППБ 01-03 п.753);
9. перед въездом на территорию АЗС не вывешена схема организации движения по его территории ( п.752 ППБ 01-03);
10. топливораздаточная колонка, место оператора находится внутри помещения здания (п. 14 НПБ 111-98*);
11. не предусмотрено наружное противопожарное водоснабжение от двух пожарных гидрантов или водоёмов (п. 94 НПБ 111-98).
Начальник отделения ГПН Стерлитамакского района РБ по пожарному надзору УГПН ГУ МЧС РФ по РБ Бажин Ю.А. в судебном заседании пояснил, что при проведении плановой проверки ГУСП совхоз «Рощинский» обнаружены перечисленные в протоколе об административном правонарушении нарушения ППБ, просит принять решение о приостановлении деятельности топливно-заправочного пункта цеха №1, расположенного по адресу: с. Рязановка Стерлитамакского района РБ в целях предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.
В судебном заседании представитель ГУСП совхоз «Рощинский», по доверенности Петров Д.Б., вину предприятия в совершении административного правонарушения признал и пояснил суду, что спорные объекты достались ГУСП совхоз «Рощинский» в наследство от ликвидированных СПК в том же состоянии, в котором они сегодня находятся. На сегодняшний день у предприятия имеется большая необходимость в этих топливно-заправочных пунктах, поскольку они заправляют технику, которая работает в поле, заправочные машины не успевают обеспечить всю сельскохозяйственную технику топливом. В условиях засухи, когда необходимо срочно собрать имеющийся урожай, не дать ему погибнуть, а также приступить к посевной озимых, приостановление деятельности ТПЗ будет иметь для ГУСП совхоз «Рощинский» непредсказуемые последствия, поскольку встанет вся работа по уборке урожая. Просит суд назначить минимально возможное наказание. На сегодняшний день 40 % нарушений на ТПЗ устранено, все нарушения будут устранены в ближайшее время по мере финансирования. Кроме того, самое из опасных нарушений – нахождение топливораздаточной колонки и оператора в одном помещении – будет устранено в ближайшие 2 недели.
Суд, заслушав представителя ГУСП совхоз «Рощинский» начальника отделения ГПН Стерлитамакского района РБ по пожарному надзору УГПН ГУ МЧС РФ по РБ Бажина Ю.А., исследовав материалы дела, считает, что вина в совершении административного правонарушения ГУСП совхоз «Рощинский» нашла свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Так, согласно п. 38 ППБ 01-03 при перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения или установке нового технологического оборудования должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
В соответствии с. п.701 ППБ 01-03 технологическое оборудование должно иметь исправные системы предотвращения, локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров, приборы контроля и регулирования, обеспечивающие пожарную безопасность процесса.
Запрещается выполнять технологические операции на оборудовании при отсутствии указанных систем и приборов, предусмотренных ТЭД и ТУ на это оборудование, их отключении или просроченных сроках их проверки.
Согласно п.763 ППБ 01-03 АЗС должны оснащаться первичными средствами пожаротушения из расчета:
на заправочный островок АЗС для заправки легковых автомобилей, имеющий до 4 ТРК, - 1 воздушно-пенный огнетушитель (вместимостью 10 л или массой огнетушащего вещества (далее - ОТВ) 9 кг) и 1 порошковый огнетушитель (вместимостью 5 л или массой ОТВ 4 кг), а от 4 до 8 ТРК - 2 воздушно-пенных огнетушителя (вместимостью по 10 л или массой ОТВ по 9 кг) и 2 порошковых огнетушителя (вместимостью по 5 л или массой ОТВ по 4 кг). Размещение огнетушителей должно предусматриваться на заправочных островках. Допускается для двух заправочных островков предусматривать один комплект огнетушителей, если расстояние между этими островками не превышает 6 м;
на АЗС для заправки грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники - 2 передвижных порошковых огнетушителя (вместимостью не менее 50 л каждый) для тушения загораний заправляемой техники и ручные воздушно-пенные огнетушители в количестве, предусмотренном на заправочные островки для заправки легковых автомобилей;
на каждую заправочную площадку для АЦ - 2 передвижных порошковых огнетушителя (вместимостью 50 л каждый) для тушения загораний АЦ. При наличии на АЗС таких огнетушителей, предназначенных для тушения заправляемой техники, дополнительных огнетушителей для тушения АЦ допускается не предусматривать.
В соответствии с п.752 ППБ 01-03 перед въездом на территорию АЗК (АЗС) должна быть вывешена схема организации движения по его территории. Маршруты движения въезжающего и выезжающего транспорта не должны пересекаться.
Согласно с п.44 НБП 111-98* на АЗС должны использоваться ТРК, обеспечивающие автоматическую блокировку подачи топлива при номинальном заполнении топливного бака транспортного средства.
Топливораздаточные колонки рекомендуется оснащать устройствами, предотвращающими выход топлива при повреждении колонок.
В соответствии с п.60 НБП 111-98* наполнение резервуаров топливом из АЦ должно осуществляться через трубопровод налива, проложенный подземно, и с использованием устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара.
Согласно с п.35 НБП 111-98*. Площадка для АЦ с жидким моторным топливом должна быть оборудована:
отбортовкой высотой не менее 150 мм;
пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны;
аварийным резервуаром (допускается использовать одностенные резервуары) и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ.
При этом аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт. Вместимость этого резервуара должна превышать не менее чем на 10% вместимость используемых на АЗС автоцистерн. Сливной трубопровод должен оканчиваться на расстоянии не более 0,1 м от дна указанного резервуара. Аварийный резервуар перед началом эксплуатации АЗС должен быть заполнен водой в количестве, обеспечивающем ее уровень в этом резервуаре не менее 0,3 м. Аварийный резервуар должен быть оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым настоящими нормами к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для его опорожнения закрытым способом и замера уровня воды. Указанные патрубки должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками.
Глубина заложения аварийного резервуара и прокладка сливного трубопровода должны обеспечивать предотвращение замерзания в них воды в холодный период года.
Сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т.п.).
В соответствии с п.43 НБП 111-98* АЗС должны быть оснащены телефонной или радиосвязью, а также системой громкоговорящей связи.
Согласно с п.94 НБП 111-98* наружное пожаротушение АЗС должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (водоемов). Общая вместимость противопожарных водоемов АЗС жидкого моторного топлива и АГНКС должна составлять не менее 100 куб. м, которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС.
Расход воды на наружное пожаротушение АЗС жидкого моторного топлива и АГНКС определяется расчетом как суммарный расход воды, включающий в себя максимальное из значений расхода воды на пожаротушение зданий и общий расход воды на охлаждение надземных резервуаров (сосудов).
Расход воды на пожаротушение зданий АЗС определяется по СНиП 2.04.02-84* (для зданий сервисного обслуживания водителей и пассажиров, а также зданий для персонала АЗС - как для общественных зданий, для зданий сервисного обслуживания транспортных средств - как для производственных зданий). Общий расход воды на охлаждение надземных резервуаров (сосудов) следует принимать не менее 15 л/с.
Выявленные нарушения представляют собой опасность для жизни и здоровья людей от опасных факторов пожара, что подтверждается протоколом об административном правонарушении №110 от 20.07.2010 года, протоколом о временном запрете деятельности №18 от 20.07.2010 года.
Суд учитывает данное обстоятельство в качестве приоритетного при решении вопроса о назначении наказания за совершенное административное правонарушение. Кроме того, при назначении наказания суд учитывает характер административного правонарушения; обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность правонарушителя судом не установлено.
При данных обстоятельствах суд считает необходимым ГУСП совхоз «Рощинский» РБ подвергнуть административному наказанию в виде административного приостановления деятельности топливо-заправочного пункта цеха № 1 ГУСП совхоз «Рощинский» по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, с.Н.Краснояр.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9-29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие совхоз «Рощинский» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде приостановления деятельности топливо-заправочного пункта цеха №1 ГУСП совхоз «Рощинский» по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, с.Новый Краснояр, сроком на 30 (тридцать) суток.
Срок исчислять со дня временного запрета деятельности, то есть с 20 июля 2010 года.
Обязать ГУСП совхоз «Рощинский» РБ устранить выявленные нарушения пожарной безопасности.
На основании ходатайства представителя юридического лица, суд может досрочно прекратить исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня вручения копии постановления путем подачи жалобы в Стерлитамакский районный суд РБ.
СУДЬЯ З.Ф.КАЙГУЛОВА