Решение по делу 2-288/2011



Дело № 2-288, 2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

09 июня 2011 года г. Старица

Старицкий районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи: Осипова П.В.,

при секретаре: Шип-Стафуриной О.М.,

с участием: помощника прокурора Старицкого района Тверской области Козловой О.О.,

представителя ответчика Администрации муниципального образования Паньковское сельское поселение Старицкого района Тверской области Филипповой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Старица гражданское дело по иску прокурора Старицкого района Тверской области к Администрации муниципального образования Паньковское сельское поселение Старицкого района Тверской области о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Старицкого района Тверской области обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования Паньковское сельское поселение Старицкого района Тверской области о понуждении органа местного самоуправления к ликвидации находящихся на их территории несанкционированных свалок бытового мусора и отходов потребления.

В обосновании заявления указал, что прокуратурой Старицкого района проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего сбор, вывоз, хранение, захоронение твердых бытовых и промышленных отходов. В ходе проверки выявлены 2 несанкционированные свалки бытового мусора и отходов потребления которые находятся на въезде в д. Коньково Паньковского сельского поселения Старицкого района Тверской области, и 4 свалки бытового мусора и отходов потребления которые находятся в овраге в д. Коньково по дороге на механический завод. Данные несанкционированные свалки создают угрозу в отношении неопределенного круга лиц, так как из-за них возникает угроза распространения инфекционных заболеваний среди населения.

Таким образом, нарушаются требования ст. 7, 11 Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г. N7-ФЗ, ст. 8, 13 Федерального Закона РФ «Об отходах производства и потребления», не соблюдены предписания Санитарных правил о содержании территорий населенных мест и гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Однако, администрацией муниципального образования поселения не предпринимается никаких мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на подведомственной территории.

Таким образом, наличие несанкционированной свалки негативным образом сказывается на состоянии окружающей природной среды и может повлечь наступление опасных последствий, создающих угрозу для жизни и здоровья населения муниципального образования и населения других территорий.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по указанным в заявлении основаниям, просит требования удовлетворить и понудить администрацию муниципального образования поселения ликвидировать несанкционированную свалку в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель Администрации муниципального образования Паньковское сельское поселение Старицкого района Тверской области Филиппова В.А. исковые требования признала, пояснила, что в настоящее время проведены работы по ликвидации всех свалок.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В судебном заседании установлено, что на въезде в д. Коньково и в овраге в д. Коньково по дороге на механический завод, зафиксировано наличие несанкционированных свалок бытовых отходов на территории муниципального образования «Паньковское сельское поселение Старицкого района Тверской области».

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение закреплено в Уставе муниципального образования (п. 19 ч.1 ст. 7).

В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Согласно ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с их компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидротехнических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Статьей 13 названного Федерального закона установлены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В силу п.п. 2.2, 3.1 и 3.3 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N16 от 30 мая 2001 года участок для устройства полигона твердых бытовых отходов должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом, при этом следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

Согласно п. п. 1.2, 3.1 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88, утв. Минздравом СССР 05 августа 1988 года N4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно - бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.

В нарушение этих требований на территории, находящейся в ведении Администрации Паньковского сельского поселения Старицкого района Тверской области сельского поселения расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, не отвечающие предъявляемым требованиям: участок под размещение свалки отходов не отведен, отсутствует разрешение на его создание, гидрологические и другие исследования не проводись.

Таким образом, нарушения, связанные с размещением на территории сельского поселения свалки твердых бытовых отходов, ставят под угрозу права жителей сельского поселения на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ. Кроме того, эксплуатация указанной свалки может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в указанном районе, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ. В их число входит пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждение к исполнению обязанности в натуре.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности действия Администрации МО «Паньковское сельское поселение Старицкого района Тверской области» в части непринятия должных мер к организации сбора и вывоза мусора территории МО и полагает необходимым возложить на ответчика исполнить обязанность в натуре.

С учетом изложенного, требования прокурора о понуждении органа местного самоуправления организовать ликвидацию несанкционированных свалок на территории муниципального образования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает, что срок для исполнения обязанности по устранению данного нарушения должен быть определен в один месяц со дня вступления решения в законную силу. При этом суд учитывает значимость и неотложный характер данной меры, а также требования разумности.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию муниципального образования Паньковское сельское поселение Старицкого района Тверской области в месячный срок со дня вступления решения в законную силу ликвидировать 2 несанкционированные свалки бытового мусора и отходов потребления которые находятся на въезде в д. Коньково Паньковского сельского поселения Старицкого района Тверской области, и 4 свалки бытового мусора и отходов потребления которые находятся в овраге в д. Коньково по дороге на механический завод.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Старицкий районный суд в течение десяти суток со дня его провозглашения.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200