Дело № 2-379, 2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 29 августа 2011 года г. Старица Старицкий районный суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Осипова П.В. при секретаре: Андрюшиной И.Д., с участием: представителя истицы Соловьёвой Р.Н. – адвоката Дрик Л.В., представившей удостоверение № и ордер №, представителя третьего лица на стороне ответчика - Территориального отдела социальной защиты населения Старицкого района Тверской области С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Старица Тверской области гражданское дело по иску Соловьевой Р.Н. к Территориальному отделу социальной защиты населения Старицкого района Тверской области о признании права на получение безвозмездной денежной субсидии на приобретение жилья и включении в соответствующий список, У С Т А Н О В И Л : Соловьева Р.Н. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением и просит признать за ней право на получение безвозмездной денежной субсидии на приобретение жилья и включить её в соответствующий список. Исковые требования мотивировала тем, что она является вдовой участника ВОВ, проживает по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ, решением Администрации Ново-Ямского сельского поселения была постановлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как дом в котором она проживает, является непригодным для этих целей. Других жилых помещений ни в собственности, ни в пользовании у неё нет. Сам дом, принадлежит её снохе С.О. После постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий направила все необходимые документы в Территориальный отдел социальной защиты населения Старицкого района Тверской области для включения в список на получение денежной субсидии для приобретения жилья в соответствии с Законом РФ «О ветеранах». Однако, до настоящего времени ТОСЗН какого-либо решения по данному вопросу не принято. Из ответа этого учреждения следует, что личное дело истицы направлено на проверку. Определением Старицкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Старицкого района Тверской области в качестве третьего лица на стороне ответчика Департамент социальной защиты населения Тверской области (л.д. 2). Истица Соловьева Р.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляла, в деле участвует её представитель. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствии. В судебном заседании представитель истицы Дрик Л.В. поддержала заявленные исковые требования по указанным в иске основаниям. Дополнила, что дом, в котором проживает Соловьева Р.Н. непригоден для проживания, поскольку очень старый. Он был построен еще до войны, его капитальный ремонт не проводился. Постановлением Администрации Ново-Ямского сельского поселения она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку жилье признано непригодным для проживания. Никаких действий по ухудшению своих жилищных условий Соловьева Р.Н. не совершала, ее вины в том, что занимаемое ею жилое помещение стало непригодным для постоянного проживания, нет. В 2010 году истица продала дом своей снохе С.О., поэтому данное обстоятельство не может свидетельствовать о намеренном ухудшении ею своих жилищных условий. Соловьевой Р.Н. в настоящее время 89 лет, она является инвалидом второй группы, болеет, плохо передвигается и не выходит из дома, между тем никаких удобств в доме нет. Представитель ответчика, Территориального отдела социальной защиты населения Старицкого района Тверской области С. исковые требования не признала, пояснила, что в Тверской области предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем участников ВОВ и членов их семей относится к компетенции органов социальной защиты населения. Ежемесячно ТОСЗН Старицкого района формируются списки ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 марта 2005 года по Старицкому району Тверской области, которые утверждаются главой администрации Старицкого района. Эти списки направляются в Департамент социальной защиты населения Тверской области для последующего предоставления субсидии на приобретение жилых помещений. При рассмотрении документов представленных Соловьевой Р.Н, было установлено что она намеренно ухудшила свои жилищные условия – продала свой дом снохе – С.О. С момента купли-продажи 5 лет не прошло, в связи с этим оснований для предоставления ей субсидии не имеется. ТОСЗН также был сделан запрос в прокуратуру Старицкого района о проверке законности постановки С.О. на учет нуждающихся в жилых помещениях, а сами документы направлены в Департамент социальной защиты населения Тверской области. Однако до настоящего времени ответ оттуда не получен. Представитель третьего лица на стороне ответчика, Департамент социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствии их представителя. В отзыве на исковое заявление указал, что Соловьева Р.Н. не имеет права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета, так как ДД.ММ.ГГГГ она продала свой дом, что можно расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий, с момента которого не прошло 5 лет. Представитель ответчика, Администрации Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствии их представителя, с иском согласны. Представитель ответчика Администрации Старицкого района в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял, возражений по иску не представил. На основании изложенного учитывая, что участвующие в деле лица не возражали рассмотреть дело в отсутствии представителей Департамента социальной защиты населения Тверской области, Администрации Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области и Администрации Старицкого района Тверской области, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии не явившихся лиц. Свидетель С.О. пояснила, что истица приходится ей свекровью. Летом 2010 года она вынуждена была приехать к ней, поскольку Соловьева Р.Н. стала плохо себя чувствовать и нуждалась в постороннем уходе. В благодарность та решила оформить на неё дом. Сделали это сделкой купли-продажи, поскольку в случае заключения договора дарения пришлось бы платить большой налог. На свои деньги она провела в дом воду и газ, которых до этого в доме никогда не было. При оформлении субсидии на их проведение выяснила, что Соловьева Р.Н. имеет право на приобретение жилья как вдова участника ВОВ, однако на учет поставлена не была, по неизвестной причине. Написала заявление в администрацию Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области. После этого дом был обследован комиссией, которая дала заключение о его непригодности для проживания. После этого обратились с заявлением о предоставлении субсидии в ТОСЗН по Старицкому району, однако до настоящего времени ответа на него нет. Соловьева Р.Н. плохо передвигается, за ней нужен постоянный уход. Дом, в котором она проживает, построен в 20-х годах прошлого столетия, сильно обветшал, фундамент разрушен, пол прогнил, печка разрушена, крыша протекает. Туалет на улице, ванной и канализации нет. Она сама проживает в Удмуртии, перевезти Соловьеву Р.Н. к себе нет никакой возможности. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с пунктом 4 части 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 этого Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно пункту 3 части 2 данной статьи независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. На основании ст. 23.2 п.1 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19, 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года (в редакции от 9 января 2010 года № 30) постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно пункту 3 статьи 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Статьей 1 Закона Тверской области «О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в целях последующего предоставления им в установленном порядке до договорам социального найма жилого помещения осуществляется органом местного самоуправления. Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся: 1) граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется в виде субсидии или единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения. Порядок предоставления указанной меры социальной поддержки в Тверской области регламентирован Стандартом государственной услуги «Предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета» (далее Стандарт), утвержденным постановлением Администрации Тверской области от 19 июля 2010 г. N 365-па. Согласно Стандарту, государственная услуга предоставляется департаментом социальной защиты населения Тверской области и территориальными отделами социальной защиты населения в муниципальных образованиях Тверской области (далее - ТОСЗН). Право на получение субсидии или единовременной денежной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. На основании сведений, полученных от органов местного самоуправления, ТОСЗН ежегодно в срок до 10 февраля формирует сводные списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые утверждаются главами муниципальных образований Тверской области (пункт 11 Стандарта). Судом установлено, что истица, супруга умершего участника ВОВ, проживает и зарегистрирована в <адрес>, принадлежащего на праве собственности ее снохе С.О., которая также зарегистрирована по месту пребывания в данном жилом помещении (л.д.6-10, 24) Согласно акту обследования вышеуказанного жилого дома, составленному межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы Старицкого района от ДД.ММ.ГГГГ №, дом - одноквартирный, деревянный, без удобств, 1958 года постройки. Общая площадь 91,9 кв.м. Отмечено, что фундамент дома осел и полностью разрушен, имеется разрушение и полная осадка цоколя. Фасад дома подвержен гнили. Кровля – деформирована, имеются протечки, гниль обрешетки. Стены дома – бревенчатые, деформированы, изъедены короедами. Печи – имеют трещины, сдвиги кирпичей, большой прогиб балок под печью, возможно обрушение перекрытия и самой печки. Перекрытие – деревянное, гниль досок, изгиб и гниль балок, наблюдается уклон, провисание перекрытия, возможно обрушение перекрытия и печки. Полы дощатые, уклон полов, зыбкость и гниль досок. Оконные и дверные блоки – деревянные, осадка дверных полотен, покоробились, имеется гниль и разрушение подоконных досок. По результатам обследования межведомственная комиссия пришла к выводу о том, что проведение ремонтно- восстановительных работ жилого дома № экономически нецелесообразно. Нарушена устойчивость несущих конструкций дома. (л.д.22) По Заключению межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом № следует признать непригодным для постоянного проживания, что никем не оспаривается (л.д. 23). По результатам обследования, жилой дом <адрес> постановлением администрации Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ признан непригодным для постоянного проживания (л.д.20). В связи с этим, постановлением администрации Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района № от ДД.ММ.ГГГГ Соловьева Р.Н. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, то есть по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 ст. 51 ЖК РФ. (л.д.19,20). Данные постановления никем не обжаловались и не опротестовывались, на момент рассмотрения настоящего гражданского дела не отменены. При таких обстоятельствах, доводы представителя ТОСЗН Старицкого района С. о том, что Соловьева Р.Н. незаконно поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, не могут быть приняты судом во внимание. При этом суд учитывает, что действующим законодательством ТОСЗН не предоставлено право обжалования решения органов местного самоуправления о постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, как и решения о признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания. Согласно ответу прокурора Старицкого района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ со стороны Соловьевой Р.Н. намеренных действий по приведению дома в непригодное для проживания состояние не установлено, в связи с чем требования ст. 53 ЖК РФ применены быть не могут (л.д. 29) Доказательств намеренного ухудшения Соловьевой Р.Н. своих жилищных условий суду не представлено. То обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ Соловьева Р.Н. продала вышеуказанный дом снохе С.О. (л.д. 15-17), не может свидетельствовать о намеренном ухудшении ею своих жилищных условий, поскольку именно это жилое помещение, признано в установленном законом порядке непригодным для постоянного проживания. В том случае, если бы Соловьева Р.Н. оставалась собственницей данного жилого помещения, она также подлежала признанию нуждающейся в предоставлении жилых помещений по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, как проживающая в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Таким образом, продажа Соловьевой Р.Н. своего дома не может быть расценено, как намеренное ухудшение истицей своих жилищных условий, поскольку нуждающейся в предоставлении жилья она стала по другим основаниям. Доказательств наличия у Соловьевой Р.Н. на праве собственности либо по договорам социального найма каких-либо других жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, нет. По данным Старицкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области № в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Соловьевой Р.Н. на недвижимое имущество отсутствуют (л.д. 25,26,53). Таким образом, суд приходит к выводу, что истица, как вдова участника ВОВ, признанная в установленном законом порядке нуждающейся в жилых помещениях, имеет право на предоставление меры социальной поддержки в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» в виде субсидии или единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения и подлежит включению в сводный список ветеранов и инвалидов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 марта 2005 года по Старицкому району Тверской области. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Соловьевой Р.Н. к Территориальному отделу социальной защиты населения Старицкого района Тверской области и Администрации Старицкого района Тверской области удовлетворить. Признать за Соловьевой Р.Н. право на получение безвозмездной денежной субсидии на приобретение жилья в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». Обязать Территориальный отдел социальной защиты населения Старицкого района Тверской области включить Соловьеву Р.Н. в сводный список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 марта 2005 года по Старицкому району Тверской области. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления в Тверской областной суд через Старицкий районный суд Тверской области в течение десяти дней со дня его провозглашения. Председательствующий: