«23» ноября 2011 года в составе: председательствующего судьи Беляевой И.Б. при секретаре Хревенковой Л.Г., с участием истца Семина Н.А., представителя истца – адвоката Барановой Е.В., представившей удостоверение №554 и ордер №030584, представителя ответчика Фокиной Л.А., представителя третьего лица – Пабор С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Старице Тверской области гражданское дело по иску Семина НА к Государственному учреждению - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за непредоставленные в 2007 и 2010 годах санаторно-курортные путевки и морального вреда, УСТАНОВИЛ: Семин Н.А. обратился в суд с иском к ГУ «Тверское региональное отделение фонда страхования Российской Федерации» о взыскании компенсации за неиспользованные в 2007 и 2010 г.г. санаторно-курортные путевки в сумме 13872 руб. и компенсации морального вреда в сумме 10000 руб., всего 23872 руб. В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом 2 группы и по Закону РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на бесплатное получение санаторно-курортного лечения, которое ему должно предоставляться ежегодно. Однако санаторно-курортные путевки ответчик предоставил ему только в 2006, 2008 и 2009 годах, в 2007 и 2010 годах санаторно-курортным лечением он обеспечен не был. Отказавшись от денежных выплат и, не получив по вине ответчика бесплатного санаторно-курортного лечения, истец полагает, что потерял за два года в денежном выражении сумму – 13872 руб., из расчета, что ежемесячная доплата за санаторно-курортное лечение составляет 578 руб. (578 руб. х 24 мес.). Данная денежная сумма, по мнению истца, была перечислена Пенсионным фондом ответчику согласно его заявлению. Бездействиями ответчика истцу причинен моральный вред, который оценивает в 10000 рублей, из-за отсутствия санаторно-курортного лечения, в котором он нуждается, пострадало его здоровье. В судебном заседании истец Семин Н.А. и его представитель Баранова Е.В. исковые требования уточнили. Просили взыскать с ответчика компенсацию за не предоставленные в 2007 и 2010 годах санаторно-курортные путевки из расчета стоимости одного дня пребывании в санаторно-курортных учреждениях в 2007 г. – 607 руб., в 2010г. – 772 руб. и продолжительности лечения - 21 или 18 дней. При этом дополнили, что Семин Н.А., как инвалид, с 2005 года имеет право на бесплатное санаторно-курортное лечение. Ежегодно он писал заявление ответчику на санаторно-курортное лечение, предоставлял необходимые медицинские документы, однако каждый раз сталкивался с проблемами, поэтому вынужден был обращаться в различные инстанции. В 2006 году путевка ему была предоставлена только после обращения в суд, Впоследствии ответчик предоставил ему путевки в 2008, 2010 и 2011 годах, в 2007 г. и 2010г. путевками он обеспечен не был. Считает, что, поскольку законом ему дано право на ежегодное бесплатное санаторно-курортное лечение, государство выделяет для этих целей денежные средства, ответчик обязан был их ему предоставлять. По медицинским показаниям он нуждается в ежегодном санаторно-курортном лечении, из-за недополученного санаторно-курортного лечения пострадало его здоровье, он нервничал, переживал, что причинило моральный вред, который истец оценивает в 10000 рублей. Представитель ответчика Фокина Л.А. иск не признала. Считает, что вины ГУ «Тверское региональное отделение фонда страхования Российской Федерации» в не предоставлении истцу в 2007 и 2010 годах санаторно-курортных путевок нет. Пояснила, что санаторно-курортные путевки приобретаются региональным отделением за счет средств федерального бюджета, имеющих целевое назначение, которых не достаточно для удовлетворения всех поступивших заявок. В связи с этим ежегодно предоставлять истцу санаторно-курортные путевки региональное отделение не имеет возможности. В 2007 и 2010 годах истец обращался с заявлениями о предоставлении санаторно-курортного лечения, однако по указанным обстоятельствам они были удовлетворены соответственно в 2008 и 2011 годах. Кроме того, полагает, что у истца отсутствует установленное нормативными правовыми актами право требовать взыскание денежной компенсации за неиспользованные санаторно-курортные путевки. В бюджете Фонда социального страхования не предусмотрены средства на выплату таких компенсаций, нецелевое же использование бюджетных денежных средств не допускается. Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Старицком районе Пабор С.А. пояснил, что Пенсионным Фондом РФ и его территориальными учреждениями осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на государственную социальную помощь. С 19.04.2005 года Семин Н.А., как инвалид 2 группы, в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ является получателем ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (НСУ), включающих в себя медицинскую помощь и бесплатный проезд к месту лечения и обратно. Источником финансирования являются средства федерального бюджета Российской Федерации. До 01.01.2011 года НСУ состоял из двух частей: 1. консолидированной суммы на приобретение лекарственных средств по рецептам, изделий медицинского назначения и предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, 2. бесплатный проезд к месту лечения и обратно. С 01.01.2011г. НСУ стал состоять из трех частей, при этом первая часть разделена на две самостоятельные части - 1. лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, 2. путевка на санаторно-курортное лечение, третья составляющая осталась та же - бесплатный проезд к месту лечения и обратно. Стоимость составляющих НСУ ежегодно индексируется. В настоящее время они соответственно составляют: 578,30 руб., 89,46 руб. и 83,07 руб. Граждане, имеющие право на НСУ, вправе обратиться в Пенсионный фонд с заявлением об отказе от получения НСУ в натуральной форме полностью либо от любой из его частей, и получать ежемесячные денежные выплаты с учетом их стоимости. При получении НСУ в натуральном выражении, Пенсионный фонд не имеет прямого отношения к связанным с этим перечислениям и использованию средств федерального бюджета. Семин Н.А. в Управление ПФР в Старицком районе с заявлением о получении НСУ в денежном выражении не обращался, поэтому сохраняет право на получение каждой из трех его составляющих в натуральной форме. Вместе с тем, считает, что в исковом заявлении некорректно произведен расчет денежной стоимости НСУ в виде санаторно-курортного лечения. С 01.01.2011г. стоимость данной части социальных услуг составляет 89,46 руб., за 2 года (24 месяца) - 2147,04 руб., из этого видно, что санаторно-курортное лечение дополнительно многократно дотируется государством. Средства же, выделяемые государством для других целей не могут направляться на приобретение путевок в санаторно-курортные учреждения. Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Федеральным законом от 17 июля 1999года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды. Пунктом1 части1 статьи6.2 данного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. В соответствии с пунктом3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004года N328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Согласно пункту3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Вместе с тем, ни Федеральным законом от 17 июля 1999года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями по состоянию на 14 июля 2008года), ни Федеральным законом от 24 ноября 1995года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями по состоянию на 14 июля 2008года) не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение. Кроме того, в соответствии с положениями статьи6.3. Федерального закона от 17 июля 1999года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции до 01.01.2011г.) допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом1 части1 статьи6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом2 части1 статьи6.2 настоящего Федерального закона. Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости. Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Судом установлено, что Семин Н.А. является инвалидом второй группы по общему заболеванию с 19.04.2005 года бессрочно, от набора социальных услуг никогда не отказывался. Из материалов дела следует, что с заявлениями о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение с приложением медицинских справок он обращался в Государственное учреждение - Тверское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации 21.06.2006 года, 11.04.2007 года, 26.01.2009 года, 15.01.2010г. и 14.06.2011г. Санаторно-курортные путевки истцу были предоставлены: №160104 в ЗАО СОЦ «Карачарово» с 15.09.2006 года по 05.10.2006г. (стоимость 12075 руб.), №068322 в ООО «Санаторий Митино с 01.10.2008г. по 21.10.2008г. (стоимость 13629 руб.), №0013435 в ООО «Санаторий Игуменка» с 03.09.2009г. по 18.09.2009г. (стоимостью 14784 руб.), №544934 в ЗА СОЦ «Карачарово» с 23.05.2011г. по 09.06.2011г. (стоимостью 14913 руб.). Таким образом, суд приходит к выводу, что в период с 2006 по 2010 г.г. за Семиным Н.А. сохранялось право на получение льгот в натуральной форме и он не был лишен права на получение путевки на санаторно-курортное лечение в порядке, предусмотренном действующим законодательством, поэтому у суда отсутствуют правовые основания для взыскания в его пользу за этот период ежемесячных денежных выплат их стоимости. Доказательств вины ответчика в не предоставлении истцу в 2007 и 2010годах санаторно-курортных путевок не имеется. Из материалов дела следует, что Тверскому региональному отделению фонда социального страхования РФ на санаторно-курортное лечение было выделено: в 2007 году – 74,5 млн. руб. на которые закуплено 5929 путевок, в 2010 году – 39,2 млн. руб., на которые закуплено 2544 путевки. Вместе с тем, с заявлением о предоставлении путевки в Тверское региональное отделение обратилось: в 2007 году – 13100 льготников, в 2010 году – 7644 льготника. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в 2007 и 2010г.г. путевки на санаторно-курортное лечение не были предоставлены Семину Н.А. по объективным причинам. Достоверных доказательств причинения истцу виновными действиями (бездействием) ответчика морального вреда суду не представлено. Из эпикризов лечащего врача Старицкой ЦРБ следует, что Семин Н.А. находился на стационарном лечении в Старицкой ЦРБ с 9 по 18 февраля 2011г. и с 14 по 24 октября 2011г. Однако наличия причинной связи между имеющимися у Семина Н.А. заболеваниями, по поводу которых он находился на стационарном лечении, и действиями (бездействиями) ответчика судом не установлено. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Семина НА к Государственному учреждению - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за непредоставленные в 2007 и 2010 года санаторно-курортные путевки и морального вреда – отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке путем принесения кассационной жалобы или кассационного представления в Тверской областной суд через Старицкий районный суд Тверской области в течение десяти суток со дня его вынесения в окончательной форме. Председательствующий: Решение суда в окончательной форме вынесено «28» ноября 2011г. Председательствующий: