Дело № 2-563, 2011 год Город Старица 29 ноября 2011 года Старицкий районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Беляковой И.А., при секретаре Шип-Стафуриной О.М., с участием представителя прокурора Старицкого района Козловой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Старицкого района Тверской области в интересах несовершеннолетних к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа ст. Старица» о возложении обязанности по размещению в образовательном учреждении информации об органах и учреждениях, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, установил: Прокурор Старицкого района Тверской области, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах несовершеннолетних, обратился в суд с иском о возложении на администрацию Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа ст. Старица» (далее по тексту –Школа) обязанности по размещению в образовательном учреждении информации об органах и учреждениях, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, а именно об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченном по правам ребенка в Тверской области, органе опеки и попечительства – территориальном отделе социальной защиты населения Старицкого района, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Старицкого района, подразделении по делам несовершеннолетних Старицкого отдела полиции, должностных лицах этих органов, а также данные о способах связи с ними. В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой Старицкого района проверки исполнения законодательства об основных гарантиях прав ребенка в деятельности МОУ «СОШ ст. Старица» установлено, что в данном образовательном учреждении в доступном для детей и родителей (лиц, их заменяющих) месте не размещена информация об органах государственной власти, органах местного самоуправления и их должностных лицах по месту нахождения образовательного учреждения, с указанием способов связи с ними, что приводит к нарушению прав несовершеннолетних на получение информации об органах и должностных лицах, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой их прав, препятствует обращению несовершеннолетних к данным органам и должностным лицам в случае необходимости получения помощи государства. В судебном заседании помощник прокурора Старицкого района Козлова О.О. поддержала исковые требования в полном объеме, по указанным в иске основаниям, уточнила, что необходимо обязать ответчика МОУ «Средняя общеобразовательная школа ст. Старица» устранить выявленные нарушения в течение одного месяца. Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Директором МОУ «СОШ ст. Старица» Керничишиной Т.Е. предоставлено заявление о признании исковых требований и рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению. Согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутренней распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением обеспечением и защитой прав ребенка. В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» компетенция федеральных органа исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха, государственной поддержки общественных объединений (организаций), иных некоммерческих организаций и в других областях в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъектов Российской Федерации. Так, указом Президента РФ от 1 сентября 2009 года № 986 в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Статьей 14.1 Закона Тверской области от 12 марта 2007 года № 17-30 «Об Уполномоченном по правам человека в Тверской области» предусмотрено, что в целях усиления государственных гарантий по обеспечению и защите на территории Тверской области прав ребенка Уполномоченным по правам человека в Тверской области на период его полномочий по согласованию с Губернатором Тверской области назначается помощник Уполномоченного по правам человека в Тверской области -Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области. Статьей 4 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» установлено, что в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что в состав органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением обеспечением и защитой прав ребенка по месту нахождения МОУ «СОШ ст. Старица» входят: Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области, орган опеки и попечительства – территориальный отдел социальной защиты населения Старицкого района, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Старицкого района, подразделение по делам несовершеннолетних отдела полиции по Старицкому району, а также должностные лица этих органов. Согласно положениям подпункта 2.1. Устава Школы, утвержденного приказом заведующей отдела образования администрации Старицкого района Тверской области от 29 августа 2011 года № 266, Учреждение создает различным категориям обучающихся качественного общего образования в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; создание благоприятных условий для социализации и разностороннего развития личности, в том числе путем эффективного использования собственных ресурсов, а также социокультурных и образовательных возможностей социального окружения; формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни общества, воспитание гражданственности, любви к Родине, формирование здорового образа жизни (л.д.11). Из материалов дела усматривается, что ответчиком – администрацией МОУ «СОШ ст. Старица» указанные выше требования федеральных законов и иных нормативных актов, Устава образовательного учреждения в полной мере не исполнены, о чем свидетельствует справка об осуществленной проверке от 28.10.2011 года, подписанная директором школы Керничишеной Т.Е. (л.д.9). Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является присуждения к исполнению обязанности в натуре. При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд решил: Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ст. Старица» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа ст. Старица» информацию об органах и учреждениях, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, а именно об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченном по правам ребенка в Тверской области, органе опеки и попечительства - территориальном отделе социальной защиты населения Старицкого района, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Старицкого района, подразделении по делам несовершеннолетних Старицкого отдела полиции, должностных лицах этих органов, а также данные о способах связи с ними. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Старицкий районный суд в течение десяти дней со дня его провозглашения. Председательствующий