Решение по делу № 2-560/2011. В законную силу не вступило.



Дело № 2-560, 2011 год

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Старица 29 ноября 2011 года

Старицкий районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Беляковой И.А.,

при секретаре Шип-Стафуриной О.М.,

с участием представителя прокурора Старицкого района Козловой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Старицкого района Тверской области в интересах несовершеннолетних к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Емельяновская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности по размещению в образовательном учреждении информации об органах и учреждениях, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка,

установил:

Прокурор Старицкого района Тверской области, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах несовершеннолетних, обратился в суд с иском о возложении на администрацию Муниципального общеобразовательного учреждения «Емельяновская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту –Школа) обязанности по размещению в образовательном учреждении информации об органах и учреждениях, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, а именно об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченном по правам ребенка в Тверской области, органе опеки и попечительства – территориальном отделе социальной защиты населения Старицкого района, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Старицкого района, подразделении по делам несовершеннолетних Старицкого отдела полиции, должностных лицах этих органов, а также данные о способах связи с ними.

В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой Старицкого района проверки исполнения законодательства об основных гарантиях прав ребенка в деятельности МОУ «Емельяновская СОШ» установлено, что в данном образовательном учреждении в доступном для детей и родителей (лиц, их заменяющих) месте не размещена информация об органах государственной власти, органах местного самоуправления и их должностных лицах по месту нахождения образовательного учреждения, с указанием способов связи с ними, что приводит к нарушению прав несовершеннолетних на получение информации об органах и должностных лицах, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой их прав, препятствует обращению несовершеннолетних к данным органам и должностным лицам в случае необходимости получения помощи государства.

В судебном заседании помощник прокурора Старицкого района Козлова О.О. поддержала исковые требования в полном объеме по указанным в иске основаниям, уточнила, что необходимо обязать ответчика МОУ «Емельяновская средняя общеобразовательная школа» устранить выявленные нарушения в течение одного месяца.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Директором МОУ «Емельяновская СОШ» Симоновой М.В. предоставлено заявление о признании исковых требований и рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутренней распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением обеспечением и защитой прав ребенка.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» компетенция федеральных органа исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха, государственной поддержки общественных объединений (организаций), иных некоммерческих организаций и в других областях в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.

Так, указом Президента РФ от 1 сентября 2009 года № 986 в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Статьей 14.1 Закона Тверской области от 12 марта 2007 года № 17-30 «Об Уполномоченном по правам человека в Тверской области» предусмотрено, что в целях усиления государственных гарантий по обеспечению и защите на территории Тверской области прав ребенка Уполномоченным по правам человека в Тверской области на период его полномочий по согласованию с Губернатором Тверской области назначается помощник Уполномоченного по правам человека в Тверской области -Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области.

Статьей 4 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» установлено, что в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что в состав органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением обеспечением и защитой прав ребенка по месту нахождения МОУ «Емельяновская СОШ» входят: Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области, орган опеки и попечительства – территориальный отдел социальной защиты населения Старицкого района, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Старицкого района, подразделение по делам несовершеннолетних отдела полиции по Старицкому району, а также должностные лица этих органов.

Согласно положениям подпункта 2.1. Устава Школы, утвержденного приказом заведующей отдела образования администрации Старицкого района Тверской области от 29 августа 2011 года № 265, Учреждение создает различным категориям обучающихся качественного общего образования в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; создание благоприятных условий для социализации и разностороннего развития личности, в том числе путем эффективного использования собственных ресурсов, а также социокультурных и образовательных возможностей социального окружения; формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни общества, воспитание гражданственности, любви к Родине, формирование здорового образа жизни (л.д.11).

Из материалов дела усматривается, что ответчиком – администрацией МОУ «Емельяновская СОШ» указанные выше требования федеральных законов и иных нормативных актов, Устава образовательного учреждения в полной мере не исполнены, о чем свидетельствует справка об осуществленной проверке от 28.10.2011 года, подписанная директором школы Симоновой М.В. (л.д.9).

Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является присуждения к исполнению обязанности в натуре.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Емельяновская средняя общеобразовательная школа» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Емельяновская средняя общеобразовательная школа» информацию об органах и учреждениях, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, а именно об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченном по правам ребенка в Тверской области, органе опеки и попечительства - территориальном отделе социальной защиты населения Старицкого района, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Старицкого района, подразделении по делам несовершеннолетних Старицкого отдела полиции, должностных лицах этих органов, а также данные о способах связи с ними.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Старицкий районный суд в течение десяти дней со дня его провозглашения.

Председательствующий