Решение по делу № 2-615/2011



Дело № 2-615, 2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

28 декабря 2011 года г. Старица

Старицкий районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи: Осипова П.В.,

при секретаре: Андрюшиной И.Д.,

с участием:

заместителя прокурора Старицкого района Тверской области Гуровой Е.И.,

представителя Совета депутатов муниципального образования <данные изъяты> Старицкого района Тверской области Чумиковой Ф.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Старица заявление прокурора Старицкого района Тверской области о признании п.п. 5, 17, 21, 28, 32, ч.1 ст. 7 Устава муниципального образования <данные изъяты>», принятого Решением Совета депутатов <данные изъяты> Старицкого района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ ) с изменениями и дополнениями, внесенными в Устав решениями Совета депутатов <данные изъяты> Старицкого района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ), незаконными и недействующими со дня вынесения решения, обязании Совета депутатов <данные изъяты> Старицкого района Тверской области привести пункты 5, 17, 21, 28, 32 части 1 ст. 7 Устава муниципального образования «<данные изъяты> Старицкого района Тверской области», в соответствие с требованиями федерального законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Старицкого района Тверской области обратился в суд в порядке ст. 251 ГПК РФ с названным выше заявлением.

В обосновании заявления указал, что Решением Совета депутатов <данные изъяты> Старицкого района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ принят Устав муниципального образования «<данные изъяты> Старицкого района Тверской области», решением Совета депутатов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в Устав поселения внесены изменения. Действующая редакция Устава зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области и обнародована в установленном порядке.

В настоящее время отдельные положения статьи 7 Устава муниципального образования «<данные изъяты> Старицкого района Тверской области» противоречат закону и должны быть признаны недействующими по следующим основаниям.

Статьей 7 вышеуказанного Устава определены вопросы местного значения <данные изъяты> Старицкого района.

Однако, Собранием депутатов <данные изъяты> Старицкого района Тверской области, в чьем исключительном ведении, согласно ст. 28 Устава, находится принятие Устава поселения, внесение в него изменений и дополнений, до настоящего времени не приняты меры к приведению закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с изменениями, внесенными в Федеральный закон № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следующими федеральными законами: ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 192-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Несоответствие Устава муниципального образования «<данные изъяты> Старицкого района Тверской области» федеральному законодательству в части норм, касающихся вопросов местного значения и полномочий по их решению, не позволяет в полной мере решать вопросы местного значения, нарушает конституционное право неопределенного круга лиц - населения <данные изъяты> Старицкого района - на осуществление ими своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации самостоятельное и под свою ответственность решение непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по указанным в заявлении основаниям. Дополнил, что принятие Устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции Совета депутатов этого муниципального образования. Таким образом, именно Совет депутатов должен внести необходимые изменения в Устав, приведя его в соответствие с вышеуказанными нормами закона.

Представитель Совета депутатов муниципального образования «<данные изъяты> Старицкого района Тверской области» требования прокурора признала, пояснила, что в настоящее время ими проводится определенная работа по приведению Устава поселения в соответствие с федеральным законодательством. В частности, такой вопрос обсуждался на очередном заседании Собрания депутатов.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 36 Устава муниципального образования «<данные изъяты> Старицкого района Тверской области» он входит в систему муниципальных правовых актов поселения.

Устав муниципального образования является основным муниципальным нормативным правовым актом определяющим вопросы местного значения структуры и порядок формирования органов местного самоуправления и иные вопросы.

Так, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно пункта 2 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования должен определяться перечень вопросов местного значения, который в свою очередь приведен в ст. 15 вышеуказанного закона.

При этом, в соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Из приведенных правовых норм следует, что Устав муниципального образования «<данные изъяты> Старицкого района Тверской области» не может противоречить действующему федеральному законодательству.

Между тем, пункт 5 части 1 статьи 7 Устава <данные изъяты> Старицкого района Тверской области относит к вопросам местного значения поселения дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 192-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в пункт 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, внесены изменения и к вопросам местного значения отнесены: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, пункт 5 части 1 статьи 9 Устава <данные изъяты> Старицкого района Тверской области противоречит действующему законодательству.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 28 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ изложен в новой редакции и относит к вопросам местного значения муниципального района осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

В то же время, пункт 17 части 1 статьи 7 Устава <данные изъяты> Старицкого района Тверской области относит к вопросам местного значения поселения создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения.

Таким образом, пункт 17 части 1 статьи 7 Устава <данные изъяты> Старицкого района противоречит действующему законодательству.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» пункт 27 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ изложен в новой редакции и относит к вопросам местного значения создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.

В тоже время пункт 28 части 1 статьи 7 Устава <данные изъяты> Старицкого района относит к вопросам местного значения поселения создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения.

Таким образом, пункт 28 части 1 статьи 7 Устава <данные изъяты> Старицкого района также противоречит действующему законодательству.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 243-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из вопросов местного значения поселения исключены полномочия по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении капитального ремонта.

В нарушение пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального Закона от 18.07.2011 № 243-ФЗ) пункт 21 части 1 статьи 7 Устава к вопросам местного значения <данные изъяты> Старицкого района относит выдачу разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении капитального ремонта.

Таким образом, пункт 21 части 1 статьи 7 Устава <данные изъяты> Старицкого района противоречит действующему законодательству.

Согласно ФЗ РФ от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам

осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального

контроля» в пункте 32 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ из вопросов местного значения поселения исключено осуществление муниципального лесного надзора.

В нарушение пункта 32 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального Закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ) пункт 32 части 1 статьи 7 Устава к вопросам местного значения <данные изъяты> Старицкого района относит осуществление муниципального лесного надзора.

При таких обстоятельствах, пункт 32 части 1 статьи 7 Устава <данные изъяты> Старицкого района противоречит действующему законодательству.

Таким образом, вышеуказанные оспариваемые прокурором положения пунктов п.п. 5, 17, 21, 28, 32, ч.1 ст. 7 Устава муниципального образования «<данные изъяты> Старицкого района Тверской области», принятого Решением Совета депутатов <данные изъяты> Старицкого района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ ) с изменениями и дополнениями, внесенными в Устав решениями Совета депутатов <данные изъяты> Старицкого района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ) противоречат федеральному законодательству, поскольку содержат иные нормы, чем в федеральном законе, что недопустимо.

Таким образом, требования прокурора Старицкого района Тверской области нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения данного гражданского дела и подлежат полному удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает, что срок для исполнения обязанности по устранению данного нарушения должен быть определен в три месяца со дня вступления решения в законную силу. При этом суд учитывает значимость и неотложный характер данной меры, а также требования разумности и реальной возможности для её исполнения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 251-253, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу п.п. 5, 17, 21, 28, 32, ч.1 ст. 7 Устава муниципального образования <данные изъяты> Старицкого района Тверской области», принятого Решением Совета депутатов <данные изъяты> Старицкого района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ ) с изменениями и дополнениями, внесенными в Устав решениями Совета депутатов <данные изъяты> Старицкого района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ )

Обязать Собрание депутатов <данные изъяты> Старицкого района Тверской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести пункты 5, 17, 21, 28, 32 части 1 ст. 7 Устава муниципального образования «<данные изъяты> Старицкого района Тверской области», в соответствие с требованиями федерального законодательства.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке путем принесения кассационной жалобы или кассационного представления в Тверской областной суд через Старицкий районный суд Тверской области в течение десяти суток со дня его провозглашения.

Председательствующий: