Дело № 2-138, 2011 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
07 апреля 2011 года г. Старица
Старицкий районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Осипова П.В.
при секретаре: Бойковой Н.Н.,
с участием:
истицы Орловой П.А.,
представителя ответчика Администрации г. Старица Тверской области ФИО,
представителя ответчика Администрации Старицкого района Тверской области ФИО,
третьих лиц: ФИО и ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Старица Тверской области гражданское дело по иску Орловой П.А. к Администрации г. Старица и Администрации Старицкого района Тверской области о признании права на получение безвозмездной денежной субсидии на приобретение жилья и включении в соответствующий список, признании недействительным акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключения о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации г. Старица от ДД.ММ.ГГГГ № незаконными,
У С Т А Н О В И Л :
Орлова П.А. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением и просит признать за ней право на получение безвозмездной денежной субсидии на приобретение жилья и включить её в соответствующий список.
Исковые требования мотивировала тем, что она является участником ВОВ, проживает по адресу <адрес>. Согласно договора купли – продажи дома от ДД.ММ.ГГГГ ей на праве общей долевой собственности принадлежит 1\3 доля этого дома. Указанный жилой дом не соответствует требованиям о благоустроенности и является не пригодным для постоянного проживания, т.к. он был построен в 1898 году, после чего капитального ремонта не проводилось. Согласно технического паспорта домовладения, на момент проведения инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ, дом был изношен на 53%, бытовые удобства в нем отсутствуют. В связи с этим, она, как ветеран ВОВ и вдова участника ВОВ, обратилась в администрацию г. Старица с заявлением о постановке её на очередь, как нуждающейся в получении благоустроенного жилья. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией было вынесено постановление № об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно данного постановления и решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, основанием для отказа в постановке её на очередь является то обстоятельство, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи превышает учётную норму, а также что данное жилое помещение пригодно для проживания. С решением администрации и жилищной комиссии она не согласна, так как принятые решения нарушают её права на улучшение жилищных условий, как ветерана ВОВ. Полагает, что акт обследования помещения, заключение о пригодности жилого помещения для проживания и постановление об отказе в постановке её на в очередь на улучшение жилищных условий вынесены с нарушением существующего порядка и подлежат отмене.
В судебном заседании истица Орлова П.А. поддержала заявленные требования по указанным в иске основаниям, отказавшись от требования о признании за ней права на получение субсидии, поскольку оно возникает в административном порядке, после постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В настоящее время такого постановления нет.
В связи с этим, определением Старицкого районного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ дело в этой части прекращено.
Представитель ответчика, Администрации г. Старица Тверской области ФИО исковые требования признала, пояснила, что в связи с тем, что в настоящее время дом, где проживает Орлова П.А. признан непригодным для проживания вопрос о постановке её в очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий будет рассмотрен заново.
Представитель ответчика Администрации Старицкого района Тверской области ФИО исковые требования Орловой П.А. признала, пояснила, что согласно акта обследования жилища истицы от ДД.ММ.ГГГГ комиссия признала, что её дом пригоден для проживания. Однако, при повторном осмотре ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что ряд конструкций дома имеет существенные повреждения в связи с чем он был признан непригодным для проживания.
Третье лицо, Территориальный отдел социальной защиты населения Старицкого района Тверской области в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляло.
Допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель Территориального отдела социальной защиты населения Старицкого района Тверской области ФИО, пояснила, что Орлова П.А. имеет как статус вдовы участника ВОВ, так и ветерана ВОВ по ст. 20 Закона «О ветеранах» - как труженик тыла. Как вдова участника ВОВ она подходит под программу предоставления субсидий на приобретение жилья.
Третье лицо ФИО пояснила, что она является сособственницей дома в котором проживает Орлова П.А.. Дом очень старый, построен в 1898 году. Первый этаж каменный, второй бревенчатый. В доме имеется вода, газовая колонка, канализация. На первом этаже ванная, отопление газовое. Полагает, что первый осмотр дома был проведен поверхностно, не были осмотрены фундамент и крыша дома, не учтена степень износа дома. В доме проживает и зарегистрирована только одна Орлова П.А..
Третье лицо, ФИО исковые требования поддержала, также полагает, что дом необходимо признать непригодным для проживания.
Привлеченный к участию в деле специалист государственной жилищной инспекции Тверской области ФИО, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ по поручению суда, был обследован <адрес> по <адрес> <адрес>. Досконально осмотрев все конструкции: фундамент, кровлю, крышу дома комиссия пришла к выводу, что дом непригоден для проживания. Год назад обследования дома проводилось не столь тщательно.
Свидетель ФИО пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она дом Орловой П.А. не обследовала. Последний раз дом проходил инвентаризацию в 2001 году. На тот момент дом был изношен на 53%. В настоящее время для его обследования необходимо участие специалиста государственной жилищной инспекции Тверской области.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4 части 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 этого Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно пункту 3 части 2 данной статьи независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
На основании ст. 23.2 п.1 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19, 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года (в редакции от 9 января 2010 года № 30) постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно пункту 3 статьи 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Статьей 1 Закона Тверской области «О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в целях последующего предоставления им в установленном порядке до договорам социального найма жилого помещения осуществляется органом местного самоуправления.
Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся:
1) граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется в виде субсидии или единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.
Порядок предоставления указанной меры социальной поддержки в Тверской области регламентирован Стандартом государственной услуги "Предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета" (далее Стандарт), утвержденным постановлением Администрации Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно Стандарту, государственная услуга предоставляется департаментом социальной защиты населения Тверской области и территориальными отделами социальной защиты населения в муниципальных образованиях Тверской области (далее - ТОСЗН).
Право на получение субсидии или единовременной денежной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
На основании сведений, полученных от органов местного самоуправления, ТОСЗН ежегодно в срок до 10 февраля формирует сводные списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые утверждаются главами муниципальных образований Тверской области (пункт 11 Стандарта).
Судом установлено, что истица жена умершего ДД.ММ.ГГГГ участника ВОВ Орлова Н.И., проживает в <адрес> по <адрес> на праве общей долевой собственности ей, ФИО, и ФИО по 1/3 доле каждой. (л.д.17,18)
Согласно технического плана и показаний сторон дом представляет собой двухэтажное строение. Первый этаж каменный, второй деревянный (бревенчатый). В доме имеется автономное газовое отопление, водопровод, центральная канализация.
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Орловой П.А. межведомственной комиссией было произведено обследование жилого <адрес> по адресу <адрес> <адрес>, по результатам которого составлен акт №. Установлено, что фундамент данного дома не нарушен, стены недеформированы, кровля шиферная, не нарушена, полы досчатые, конструкция полов устойчивая, оконные и дверные блоки деревянные, подоконные блоки не нарушены, электропроводке требуется ремонт. Имеются частичные удобства на улице, отопление газовое. По результатам комиссией сделано заключение, что дому требуется проведение ремонтно-восстановительных работ. Устойчивость несущих конструкций дома не нарушена. Жилой дом пригоден для проживания. (л.д. 8-9)
Согласно заключения межведомственной комиссии сделанному на основании вышеуказанного акта жилой <адрес> по <адрес> <адрес> следует признать пригодным для постоянного проживания. (л.д.6)
На основании этих документов 07 мая 2010 года жилищной комиссией при Администрации городского поселения – город Старица Старицкого района Тверской области Орловой П.А., вдове умершего участника ВОВ было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи превышает учетную норму установленную МО городское поселение г. Старица, а само жилое помещение пригодно для проживания. (л.д.25).
Не согласившись с данными решениями Орловой П.А. обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что по её мнению дом не пригоден для проживания, поскольку степень его износа велика, а сами конструкции дома разрушаются.
07 апреля 2011 года специалистом государственной жилищной инспекции Тверской области по поручению суда проведен повторный осмотр дома Орловой П.А. в ходе которого установлено, что фундамент просел, имеются трещины. Стены здания имеют следы гниения, деформированы. Окна, полы имеют местную зыбкость, просадки. Шиферная кровля местами повреждена, имеются протечки. Конструкции крыши подвергнуты разрушению жучком, водоотведение отсутствует. На основании осмотра, в судебном заседании специалистом государственной жилищной инспекции сделан вывод о непригодности <адрес> <адрес> для проживания.
Стороны, участвующие в деле, с заключением жилищного эксперта согласны, требования Орловой П.А. признали.
Согласно требованиям ч.1 ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Таким образом, признание иска Орловой П.А. не противоречит вышеуказанным требованиям гражданского законодательства и не нарушает права и законные интересы других лиц, а потому – подлежит принятию судом.
Представителям ответчиков разъяснены последствия признания иска, в соответствии с которыми при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При таких обстоятельствах суд считает, что имеются основания для признания акта обследования <адрес> № от 07 апреля 2010 года, заключения о признании <адрес> в <адрес> № от 07 апреля 2010 года пригодным для проживания, - недействительными, а постановления Главы Администрации города Старица Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать акт обследования <адрес> в <адрес> № от 07 апреля 2010 года, заключение о признании <адрес> <адрес> от 07 апреля 2010 года пригодным для проживания, - недействительными, а постановление Главы Администрации города Старица Тверской области №23/1 от 07 мая 2010 года незаконным.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке путем подачи кассационной жалобы в Тверской областной суд через Старицкий районный суд Тверской области в течение десяти дней со дня его провозглашения.
Председательствующий: