Дело № 2-456/2010 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Становое 12 июля 2010 год
Становлянский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи А.В. Куликова
при секретаре Т.А. Алиевой
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в селе Становое гражданское дело № 2-456/2010 год по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к администрации сельского поселения Красно-Полянский сельсовет Становлянского района Липецкой области о признании противоправным бездействия администрации, -
У С Т А Н О В И Л:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц о признании противоправным бездействия администрации сельского поселения Красно-Полянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области. Исковое заявление мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления на территории Липецкой области было установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: Липецкая область Становлянский район деревня Бродки в конце улицы Солнечная в 10 метрах от жилого дома № 35 с южной стороны на месте бывшей базы допущен сброс отходов: из жилищ (код отхода – 9110000000000), стеклянные отходы (код отхода – 3140080001000), отходы полиэтилена в виде плёнки (5710290201995) на площади около 40 кв. метров общей массой около 1 тонны. Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» - к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К компетенции администрации сельского поселения Красно-Полянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с постановлением № 383 от 17.05.2010 года Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области глава администрации сельского поселения Красно-Полянский сельсовет Становлянского района Кузьмина Н.Н. привлечена к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ. Сброс отходов потребления и мусора на земельных участках сельского поселения Красно-Полянский сельсовет может повлечь загрязнение не только земель, на которых они располагаются, но и подземных и поверхностных вод, незаконное размещение свалок твёрдых бытовых отходов в необорудованных местах может стать причиной распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания. В результате несанкционированного сброса отходов было нарушено право каждого на благоприятную окружающую среду, закреплённое в ст. 42 Конституции РФ, поэтому Липецкий межрайонный природоохранный прокурор был вынужден обратиться в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц.
И.о. Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Боровкова С.В. в судебное заседание не явилась, представила в суд ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствие представителя прокуратуры, исковые требования поддержала и пояснила, что с учётом информации, поступившей от администрации сельского поселения Красно-Полянский сельсовет Становлянского района о том, что работы по уборке отходов и мусора по состоянию на 10.06.2010 года начаты, в случае полного устранения нарушения и представления суду доказательств этого, просит суд удовлетворить заявленные требования без исполнения решения суда, в виду добровольного их исполнения ответчиком.
Представитель ответчика – глава администрации сельского поселения Красно-Полянский сельсовет Становлянского района Кузьмина Н.Н. – в заявлении просила дело рассмотреть в её отсутствие, исковые требования признала, пояснила, что все нарушения по сбросу и складированию мусора и отходов потребления устранены, что подтверждается актом проверки Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области. В объяснении также указала, что постановлением главы администрации сельского поселения Красно-Полянский сельсовет № 7 от 04.08.2006 года на территории сельского поселения были определены места для складирования бытовых отходов и мусора. На основании протеста Липецкого межрайонного природоохранного прокурора № 9-215в-09 от 11.02.2010 года данное постановление отменено. Для определения нового места строительства и самого строительства объектов размещения отходов необходимо проведение специальных исследований в порядке, установленном ФЗ «Об отходах производства и потребления», требующих финансовых затрат, которые в бюджете сельского поселения Красно-Полянский сельсовет Становлянского района для этих целей не предусмотрены. Жителями сельского поселения не поддержано решение сельского Совета депутатов об установлении платы за вывоз мусора с каждого домовладения или заключения договора каждым домовладельцем с МУП «Коммунальщик», имеющим спецтехнику.
Представитель третьего лица – заместитель начальника управления экологии и природных ресурсов Липецкой области Якунина В.Н. в судебное заседание не явилась, в заявлении просила дело рассмотреть без участия представителя Управления экологии и природных ресурсов, исковые требования поддержала в полном объёме.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление Липецкого межрайонного природоохранного прокурора о признании противоправным бездействия администрации сельского поселения Красно-Полянский сельсовет Становлянского района Липецкой области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции РФ:
«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
В соответствии со ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 года № 7_ФЗ «Об охране окружающей среды:
«1. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
2. Запрещаются:
сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; …».
Согласно ст. 22 ч. 1 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»:
«1. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентируется ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов считается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно ст. 12 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
«1. Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
Согласно ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
«1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека».
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» - к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, к компетенции администрации сельского поселения Красно-Полянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В целях защиты прав неопределённого круга лиц и в соответствии со ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании действий (бездействия) юридических лиц противоправным и о прекращении таких действий.
Из материалов дела видно, что 11.05.2010 года в отношении администрации сельского поселения Крансо-Полянский сельсовет Становлянского района был составлен протокол № 268 об административном правонарушении, предусмотрено ст. 8.1 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4.000 рублей. Согласно Акта проверки Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области от 02.07.2010 года нарушений при проведении проверки у администрации сельского поселения Красно-Полянский сельсовет Становлянского района не выявлено, при осмотре места сброса отходов производства и потребления в деревне Бродки Становлянского района на месте бывшей бани свалка убрана, территория чистая, сделаны фотоснимки.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрацией сельского поселения Красно-Полянский сельсовет Становлянского района Липецкой области было допущено противоправное бездействие по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, повлекшее нарушении природоохранного законодательства, нарушающее права неопределённого круга лиц – граждан на благоприятную окружающую среду, которое в настоящее время устранено.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с администрации сельского поселения Красно-Полянский сельсовет Становлянского района подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства, поскольку нарушение природоохранного законодательства устранено после предъявления иска в суд.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать противоправным бездействие администрации сельского поселения Красно-Полянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области, выразившееся в допущении сброса и складирования отходов потребления и мусора на земельном участке и обязать администрацию сельского поселения Красно-Полянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области организовать сбор и вывоз отходов и мусора: из жилищ (код отхода – 9110000000000), стеклянные отходы (код отхода – 3140080001000), отходы полиэтилена в виде плёнки (5710290201995), находящихся на земельном участке в деревне Бродки в конце улицы Солнечная в 10 метрах от жилого дома № 35 с южной стороны на месте бывшей базы – на специально отведённое место, отвечающее санитарно-эпидемиологическому законодательству.
Взыскать с администрации сельского поселения Красно-Полянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области госпошлину в размере Номер обезличен рублей в доход государства.
Решение в части организации сбора т вывоза отходов и мусора: из жилищ (код отхода – 9110000000000), стеклянные отходы (код отхода – 3140080001000), отходы полиэтилена в виде плёнки (5710290201995), находящихся на земельном участке в деревне Бродки в конце улицы Солнечная в 10 метрах от жилого дома № 35 с южной стороны на месте бывшей базы не подлежит исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда через Становлянский районный суд Липецкой области в течение 10 дней.
Председательствующий: А.В. Куликов