Дело № 2-700 /2010 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Село Становое 09 августа 2010 года
Становлянский районный суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Е.А. Комоликовой, при секретаре О.А. Лялиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения ........ сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации, третье лицо Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области о признании противоправным бездействие администрации сельского поселения ........ сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области, -
У С Т А Н О В И Л:
В Становлянский районный суд ..... года с заявлением обратился прокурор Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения ........ сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации, третье лицо Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области о признании противоправным бездействие администрации сельского поселения ........ сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области. При этом свое заявление мотивировал тем, что Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды на территории Липецкой области установлено, что на территории сельского поселения ........ сельсовет Становлянского района ... допущен сброс отходов на почву: отходы из жилищ ....; навоз от крупного рогатого скота перепревшего ....; отходы упаковочного картона незагрязненного .... стеклянные отходы .... отходы асбоцемента .... отходы целлофана .... покрышки отработанные .... и др. на общей площади около .... и общей массой около ...., что является нарушением требований ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ “О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения”. Допущенным сбросом отходов на земельный участок сельскохозяйственного назначения нарушен и федеральный закон от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Исходя из Федерального Закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ “Об окружающей среды” отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
По указанным фактам нарушения природоохранного законодательства постановлением ..... года глава администрации сельского поселения ........ сельсовет Полякова В.Н. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.8.1 КоАП РФ в виде штрафа, в размере 3000 рублей.
Данное нарушение привело к захламлению территории населенных пунктов, угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию окружающей среде ... Становлянского района. Незаконное размещение свалок ТБО в необорудованных местах может явиться причиной распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания.
В судебном заседании представитель Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры отсутствовал, в заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме.
Представитель третьего лица Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области в заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие, поддерживают исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.
Ответчик администрация сельского поселения ........ сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации в лице главы администрации Поляковой В.Н. в судебном заседании отсутствовала, в заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие, принять признание иска, последствия признания иска ей разъяснены и понятны. В заявлении также указала, что допущенные нарушения частично устранены и обязуется в срок до 05.09.2010 года устранить оставшиеся нарушения.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования прокурора Липецкой природоохранной прокуратуры обоснованны и законны.
В соответствии с п.1,2 ст.45 ГПК РФ
«1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
2. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц».
Прокурором ставится вопрос о защите прав граждан на благоприятную окружающую среду- жителей ... т.к. отсутствие системы сбора и удаления ТБО ведет к захламлению территории населенных пунктов. Указанная ситуация угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию окружающей среде ... Становлянского района. Незаконное размещение свалок ТБО в необорудованных местах может явиться причиной распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания, следовательно, суд рассматривает данное дело применительно к защите личных неимущественных прав граждан и других нематериальных благ, перечисленных в ст. 150 ГК РФ.
Круг лиц, в интересах которых подано данное заявление невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Следовательно, прокурор Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры вправе обратиться с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании действий юридических лиц противоправными и о прекращении таких действий.
Из содержания ст. 42 Конституции РФ, а также исходя из положений ст. 79 Федерального закона РФ от 10. января 2002 года № 7 – ФЗ “Об окружающей среды” следует, что граждане имеют право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защитой.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты нарушенных прав как восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
Согласно п.1 ст.51 ФЗ " Об охране окружающей среды " от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.2 ст. 51 указанного закона, запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Исходя из ст.22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентируется Федеральным законом от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Статьей 2 названного закона определено, что объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и другое).
При этом создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г.)
В соответствии со ст. 13 Федерального закона " Об отходах производства и потребления," территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что администрация сельского поселения ........ сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации, допустило нарушение вышеуказанного законодательства, а именно на территории сельского поселения Огневский сельсовет Становлянского района ... допущен сброс отходов на почву: отходы из жилищ .... навоз от крупного рогатого скота перепревшего .... отходы упаковочного картона незагрязненного .... стеклянные отходы .... отходы асбоцемента .... отходы целлофана .... покрышки отработанные .... и др. на общей площади около .... и общей массой около .... тонн. Это подтверждается исследованными в судебном заседании письменными материалами дела: протоколом об административном правонарушении .... от ..... года, в объяснения которого глава администрации Полякова В.Н. признала факт допущенного нарушения; постановлением Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области .... от ..... года глава администрации сельского поселения ........ сельсовет Полякова В.Н. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.8.1 КоАП РФ в виде штрафа, в размере 3000 рублей.
Это обстоятельство не опровергается сторонами.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в результате допущенного сброса отходов (ТБО) на почву на площади .... кв.м на территории сельского поселения ........ сельсовет Становлянского района в ... администрацией сельского поселения ........ сельсовет Становлянского района Липецкой области нарушено право каждого на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст.42 Конституции Российской Федерации.
В то же время, суд учитывает то обстоятельство, что администрация сельского поселения ........ сельсовет Становлянского района Липецкой области, не организовала и не приняла меры к размещению отмеченных отходов на специально отведенное место, хотя эта обязанность предусмотрена Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», что расценивается судом как противоправное бездействие администрации сельского поселения ........ сельсовет Становлянского района Липецкой области.
С учетом исследованных документов, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования прокурора Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик имеет право признать иск, признание иска должно быть принято судом, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. В суд представлена квитанция об оплате транспортного налога после подачи искового заявления, принимая во внимание, что истец не отказался от иска, суд считает возможным удовлетворить исковые требования, но не приводить решение в исполнение, поскольку оспариваемая сумма уже уплачена.
С учетом исследованных документов, суд считает возможным принять признание ответчиком заявленных требований
Однако, суд с учетом всех обстоятельств дела, принимая во внимание наложенные штрафные санкции по постановлению о назначении административного наказания от ..... года, считает необходимым обязать главу администрации сельского поселения ........ сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области устранить выявленные недостатки в срок до ..... года включительно.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить заявленные требования прокурора Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения ........ сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации, третье лицо Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области о признании противоправным бездействие администрации сельского поселения ........ сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области.
Обязать администрацию сельского поселения ........ сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации разместить отходы на специально отведенном месте в срок до 01.09. 2010 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда через Становлянский районный суд Липецкой области в течение 10 суток.
судья Е.А. Комоликова