о признании незаконным бездействия



Дело 2-754/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25.08.2010 года Становлянский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего: Соседовой М.В.

при секретаре: Орелович Г.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Становое гражданское дело по заявлению Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения ... сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области, заинтересованное лицо: Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения ... сельсовет Становлянского района Липецкой области Российской Федерации, -

УСТАНОВИЛ:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации сельского поселения ... сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области, о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения ... сельсовет Становлянского района Липецкой области Российской Федерации В обоснование иска прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушении законодательства на территории сельского поселения ... сельсовет Становлянского района в ... в районе бывшего свинокомплекса допущен сброс отходов на почву: отходы от полиэтилена в виде пленки (код отхода -5710290201995), отходы целлофана ( код отхода -5710380001005),отходы из жилищ (код отхода-9110000000000) и другие; в 50 метрах от скважины по добыче воды допущен сброс отходов на почву: отходы из жилищ (код отхода-9110000000000); отходы целлофана ( код отхода -5710380001005) и другие на общей площади около 1535 м2 и общей массой около 120 тонн.

Главе администрации ... сельсовет было выдано предписание об уборке отходов с указанной территории в срок до 02.08.2010 года, однако требования предписания в срок не исполнены, что подтверждается актом проверки. Отсутствие системы сбора и удаления ТБО (твердых бытовых отходов) угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию, окружающей среде в деревне ..... В связи с вышеуказанным прокурор просил признать незаконным бездействие администрации сельского поселения ... сельсовет Становлянского района Липецкой области выразившиеся в допущении сброса и складирования отходов в д... в районе бывшего свинокомплекса и обязать указанную администрацию разместить отходы на специально отведенном месте.

В судебном заседании и.о. Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Боровкова С.В. отсутствовала, в ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие. и удовлетворить иск

Представитель администрации ... сельский совет Становлянского муниципального района – глава администрации ФИО 1.заявленные требования прокурора признала, с последствиями признания заявления прокурора, предусмотренными ч.3 ст.173, ч.4 ст.198 ГПК РФ ознакомлена и они ей понятны, Просила суд предоставить месяц для того, чтобы устранить несанкционированную свалку и перевезти отходы в специально установленное место в с. Становое.

Представитель Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области –зам.начальника управления Якунин В.Н, просил рассмотреть дело в его отсутствие и полностью поддерживает позицию прокурора.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.42 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.»

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г.№7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и почву.

Согласно ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 г №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

«1. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.»

Наличие данной свалки, в неустановленном месте само по себе уже нарушает права жителей сельского поселения Становлянского района на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 13. Федерального Закона «ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ» (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ,от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ,от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ,от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.11.2008 N 196-ФЗ)

«1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.»

В силу статей 13, 28 этого Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным, и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В тоже время праву населения на благополучную обстановку соответствует обязанность органов местного самоуправления предусмотренная в п.18 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.№131 –ФЗ, а именно то что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям местного самоуправления сельского поселения.

Судом установлено, что на территории сельского поселения ... сельсовет в ... в районе бывшего свинокомплекса допущен сброс отходов на почву: отходы от полиэтилена в виде пленки (код отхода -5710290201995), отходы целлофана ( код отхода -5710380001005),отходы из жилищ (код отхода-9110000000000) и другие; в 50 метрах от скважины по добыче воды допущен сброс отходов на почву: отходы из жилищ (код отхода-9110000000000); отходы целлофана ( код отхода -5710380001005) и другие на общей площади около 1535 м2 и общей массой около 120 тонн. Это подтверждается актом проверки Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области л.д.9-11),фотографией л.д.12), имеющейся в деле.

Представитель администрации сельского поселения ... сельсовет в своем письменном объяснении не отрицает того факта, что имеет место быть несанкционированная свалка в неустановленном месте, признает заявление прокурора, не отрицает нарушение действующего природоохранного законодательства в области обращения с отходами со стороны администрации ... сельсовет.

В суде исследовалось предписание №16 от 30.06.2010 года в адрес администрации сельского поселения ... сельсовет л.д.13-14), протокол об административном правонарушении №380 л.д.-15-1) от 21.06.2010 года, постановление №532 о назначении административного наказания от 28.06.2010 года л.д.18-19), акт проверки Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 06.08.2010 года л.д.20-21)..

Все вышеуказанные документы и объяснения главы администрации свидетельствуют о том, что на момент рассмотрения дела несанкционированная свалка не устранена.

Неисполнение администрацией сельского поселения ... сельсовет требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Таким образом, требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц- жителей сельского поселения законны и обоснованны. Судом установлено, что действия по устранению не санкционированной свалки относятся к компетенции администрацией сельского поселения ... сельсовет, в свою очередь бездействие администрации сельского поселения не соответствует требованиям природоохранительного законодательства.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

При таких обстоятельствах, с учетом признания заявления со стороны представителя администрации, требования прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

Так как исполнение решения суда связано с выполнением работ по устранению несанкционированной свалки, суд, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, объем выполняемых работ, количество отходов, время года и интересы населения,. считает необходимым определить срок исполнения решения до 14.09.2010 г

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ. суд РЕШИЛ:

Признать противоправным бездействие администрации сельского поселения ... сельсовет Становлянского муниципального района выразившиеся в допущении сброса и складирования отходов в ... в районе бывшего свинокомплекса: отходы от полиэтилена в виде пленки (код отхода -5710290201995), отходы целлофана ( код отхода -5710380001005),отходы из жилищ (код отхода-9110000000000) и других; в 50 метрах от скважины по добыче воды: отходов из жилищ (код отхода-9110000000000); отходы целлофана ( код отхода -5710380001005) и других на общей площади около 1535 м2 и общей массой около 120 тонн.

Обязать администрацию сельского поселения ... сельсовет Становлянского муниципального района устранить несанкционированную свалку, и разместить отходы специально отведенном месте в срок до 13.09.2010 года..

Решение может быть обжаловано в Липецкий облсуд через Становлянский районный суд в течение 10 дней.

Судья М.В.Соседова