решение о признании противоправным бездействия



Дело № 2-696/2010 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Становое 16 августа 2010 год

Становлянский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи А.В. Куликова

при секретаре Т.А. Алиевой

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в селе Становое гражданское дело № 2-696/2010 год по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского района Липецкой области о признании противоправным бездействия администрации и обязании администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского района организовать сбор и вывоз отходов на специально отведённое место, отвечающее санитарно-эпидемиологическому законодательству, -

У С Т А Н О В И Л:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц о признании противоправным бездействия администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области. Исковое заявление мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления на территории Липецкой области было установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения в границах сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского района Липецкой области в 10 метрах от трассы д. Чернолес – д. Елизаветовка, возле МТС и зернотока ООО «Чернолес», на общей площади 0,02 га допущен сброс отходов (бытовые отходы, строительный мусор и т.д.). Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» - к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К компетенции администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Сброс отходов потребления и мусора на земельных участках сельского поселения Успенский сельсовет может повлечь загрязнение не только земель, на которых они располагаются, но и подземных и поверхностных вод, незаконное размещение свалок твёрдых бытовых отходов в необорудованных местах может стать причиной распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания. В результате несанкционированного сброса отходов было нарушено право каждого на благоприятную окружающую среду, закреплённое в ст. 42 Конституции РФ, поэтому Липецкий межрайонный природоохранный прокурор был вынужден обратиться в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц.

И.о. Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Боровкова С.В. в судебное заседание не явилась, представила в суд ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствие представителя прокуратуры, исковые требования поддержала в полном объёме, не возражала против вынесения дела в заочном порядке.

Представитель ответчика – глава администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского района Божевольнов А.А. – исковые требования признал, пояснил, что в бюджете сельского поселения Успенский сельсовет не заложены средства на заключение договоров по вывозу твёрдых бытовых отходов. В настоящее время мусор собран в кучу, решается вопрос по его вывозу. Действительно жители сельского поселения уже продолжительное время выбрасывают отходы на данную свалку, так как на территории населённого пункта отсутствуют мусорные контейнеры. На следующий год планируется выделить из бюджета средства на заключение договоров по вывозу твёрдых бытовых отходов.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тульской и Липецкой области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания надлежаще извещён, о причинах неявки суд не уведомил.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление Липецкого межрайонного природоохранного прокурора о признании противоправным бездействия администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского района Липецкой области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции РФ:

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

В соответствии со ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 года № 7_ФЗ «Об охране окружающей среды:

«1. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

2. Запрещаются:

сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; …».

Согласно ст. 22 ч. 1 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»:

«1. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентируется ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов считается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Согласно ст. 12 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

«1. Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Согласно ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

«1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека».

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» - к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, к компетенции администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В целях защиты прав неопределённого круга лиц и в соответствии со ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании действий (бездействия) юридических лиц противоправным и о прекращении таких действий.

Из материалов дела видно, что 07.07.2010 года в отношении главы администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского района был составлен протокол № 48-068/10 ЗК об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.7 ч. 2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2.000 рублей. Также Управлением Россельхознадзора по Тульской и Липецкой области в адрес главы администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского района 14.07.2010 года вынесено предписание № 48-068/10-ЗК об устранении выявленных нарушений, которым предписано в срок до 01.09.2010 года устранить захламление плодородного слоя почвы от бытовых отходов, строительного мусора и прочих отходов производства и потребления. Согласно справки Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тульской и Липецкой области по состоянию на 21.07.2010 года к выполнению предписания № 48-068/10-ЗК глава администрации сельского поселения Успенский сельсовет не приступал.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрацией сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского района Липецкой области в лице главы администрации сельского поселения было допущено противоправное бездействие по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, повлекшее нарушение природоохранного законодательства, нарушающее права неопределённого круга лиц – граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского района подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать противоправным бездействие администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области, выразившееся в допущении сброса и складирования отходов производства и потребления на земельном участке сельскохозяйственного назначения и обязать администрацию сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области в срок до 01.09.2010 года организовать сбор и вывоз отходов (бытовые отходы, строительный мусор и т.д.), находящихся в границах сельского поселения Успенский сельсовет в 10 метрах от трассы д. Чернолес – д. Елизаветовка, возле МТС и зернотока ООО «Чернолес» на площади 0,02 га, на специально отведённое место, отвечающее санитарно-эпидемиологическому законодательству.

Взыскать с администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области госпошлину в размере .... в доход государства.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда через Становлянский районный суд Липецкой области в течение 10 дней.

Председательствующий: А.В. Куликов