Дело № 2-716/2010 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Становое 18 августа 2010 год
Становлянский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего А.В. Куликова
при секретаре Т.А. Алиевой
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Становое в здании суда гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Георигиевский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Георгиевский сельсовет Становлянского района Липецкой области РФ и обязании ее обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Липецкой области с заявлением о принятии скважины на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества,-
УСТАНОВИЛ:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Георгиевский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Георгиевский сельсовет Становлянского района Липецкой области РФ и обязании ее обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Липецкой области с заявлением о принятии скважины на учет как бесхозяйного недвижимого имущества. Исковое заявление мотивировал тем, что в ходе проводимой проверки соблюдения законодательства о недропользовании Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что в ... сельского поселения Георгиевский сельсовет Становлянского района Липецкой области в 1966 году была пробурена скважина для водоснабжения, которая имеет номер по государственному водному кадастру Номер обезличен, которая согласно акта осмотра от 12.05.2010 года, составленного Управлением природнадзора по Липецкой области, не эксплуатируется, электричество не подведено. Оголовок скважины менее 0,5 м. Павильон под скважиной отсутствует. Зона санитарной охраны 1 пояса строгого режима не огорожена. Оголовок и устье скважины корродированны. Указанная скважина согласно данным приложения «Перечень эксплуатационных скважин по Становлянскому и Измалковскому районам, которые в настоящее время являются бездействующими и подлежат тампонажу или консервации» к письму Отдела геологии и лицензирования по Липецкой области № 72 от 16.02.2009 года подлежит тампонажу. Также установлено, что отмеченная скважина является бесхозяйной, не имеет собственника. Ранее скважина принадлежала СХПК «Палёнский» Становлянского района Липецкой области. Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц № 1 от 18.05.2010 года Межрайонной инспекции ФНС РФ № 2 по Липецкой области следует, что СПК «Палёнский» на основании решения Арбитражного суда Липецкой области 26.10.2005 года прекратило свою деятельность и ликвидировано. Исходя из письма Отдела геологии и лицензирования по Липецкой области № 264 от 22.05.2009 года питьевое водоснабжение населения Становлянского района осуществляется в основном из елецко-задонского водоносного горизонта, являющегося основным источником централизованного водоснабжения. При этом возможно загрязнение подземных вод елецко-задонского водного горизонта, на котором были пробурены бесхозяйные скважины Становлянского района, в случае сброса сточных токсичных и иных веществ в непосредственной близости от них при отсутствии у них зон санитарной охраны 1 пояса и оборудованных в установленном порядке наземных и подземных павильонов. Скважина, имеющая код по Номер обезличен Номер обезличен, является бесхозяйной, то есть данное имущество не имеет собственника (эксплуатирующую организацию), который обеспечивал бы охрану недр – подземной пресной воды при её эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, в том числе с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций. Подпунктами 4, 8 п. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Учитывая, что скважина является бесхозной, не имеющей собственника, несущего в соответствии с законодательством бремя содержания скважины, что может повлечь за собой негативные последствия для неопределенного круга лиц, а так же для окружающей природной среды, в связи чем не принятие мер со стороны органа местного самоуправления, на котором лежит данная обязанность, по подаче заявления о принятии на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, что свидетельствует о невыполнении администрацией сельского поселения обязанности по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, поэтому заявитель просит признать бездействие администрации сельского поселения Георгиевский сельсовет Становлянского района Липецкой области РФ, которое выражается в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Липецкой области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества скважины, имеющей код по Номер обезличен Номер обезличен и расположенной в ... и возложить на администрацию сельского поселения Георгиевский сельсовет Становлянского района Липецкой области РФ обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Липецкой области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества скважины, имеющей код по Номер обезличен Номер обезличен и расположенной в ... Становлянского района Липецкой области.
И.о. Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Боровкова С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте была надлежаще уведомлена, в заявлении просила дело рассмотреть в отсутствие представителя прокуратуры, исковые требования поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика - глава администрации сельского поселения Георгиевский сельсовет Становлянского района Липецкой области Захарова Л.А. – в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была надлежаще уведомлена, в заявлении требования прокурора признала, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежаще уведомлен.
Изучив материалы дела, суд считает исковое заявление Липецкого межрайонного природоохранного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ:
«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Согласно преамбуле к Закону Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 "О недрах" недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.
В силу ч. 3, 4 ст. 1, ч. 5, 6 ст. 5, ч. 6 ст. 8, ч. 3 ст. 9 Водного Кодекса РФ, правоотношения, связанные с добычей подземных вод, регулируются законодательством о недрах.
Согласно ст. 23 ФЗ № 2395-1 «О недрах»:
«Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: …
7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; …
9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; …».
В соответствии со ст. 26 ФЗ № 2395-1«О недрах»:
«Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.
До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом.
При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение.
Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора».
В соответствии со ст. 14 п. 1 п.п. 4 и 8 ФЗ № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»:
«1. К вопросам местного значения поселения относятся: …
4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; …
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; …».
В соответствии со ст. 225 ГК РФ:
«1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался, о находке, о безнадзорных животных и кладе, право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.
3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности».
Из положений ФЗ от 21.12.1994 года № 68 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в результате бездействия администрации сельского поселения нарушено право граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (неопределённого) круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории сельского поселения Георгиевский сельсовет Становлянского района Липецкой области, которое обеспечивается, в том числе предупреждением возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 18 ФЗ от 21.12.1994 года № 68 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:
1. Граждане Российской Федерации имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; …».
Из материалов дела видно, что на территории сельского поселения Георгиевский сельсовет Становлянского района Липецкой области в 1966 году была пробурена скважина для водоснабжения, которая имеет номер по государственному водному кадастру Номер обезличен.
Согласно акта осмотра от Дата обезличена года, составленного государственными инспекторами Управления Росприроднадзора по Липецкой области, в момент проведения осмотра скважина, расположенная в ... Становлянского района ... на землях сельского поселения Георигиевский сельсовет, не эксплуатировалась, отсутствовало электричество, оголовок скважины менее 0,5 метра, скважина расположена в подземной бетонированной камере, закрывающейся чугунной крышкой, отсутствует наземный павильон, оголовок и устье скважины коррозированы. Согласно Перечня бесхозяйных скважин водопользователем скважины Номер обезличен, расположенной в ... администрации сельского поселения Георгиевский сельсовет, является СХПК «Палёнский», который согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц прекратил свою деятельность в связи с ликвидацией по решению суда. Согласно сообщений ООО «Палёнское», МУП «Коммунальщик», ОАО «Агродорстрой» - филиал дорожно-передвижная механизированная колонна «Становлянская» скважина расположенная в ... не приобретались никем из них в собственность, сведениями о том, кто является владельцем скважины они не располагают. Согласно данных, представленных в Липецкую природоохранную прокуратуру Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, ОГУП "Липецкоблтехинвентаризация" - указанная скважина не имеет собственника, следовательно, является бесхозяйной.
Таким образом, согласно Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, бесхозяйное недвижимое имущество должно быть принято на учет территориальным органом Федеральной регистрационной службы - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, на основании заявления органа местного самоуправления. И только со дня постановки недвижимого имущества на учет исчисляется годичный срок, после которого оно может быть признано муниципальным имуществом. Следовательно, обязанность по осуществлению мер по приведению указанной скважины в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений возложена на местную администрацию.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества скважины, имеющей код по Номер обезличен Номер обезличен, являющейся бесхозяйным имуществом, расположенной в д. Палёнка законодательством возложена на орган местного самоуправления. Не принятие мер со стороны органа местного самоуправления по подаче заявления о принятии на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного недвижимого имущества свидетельствует о невыполнении администрацией сельского поселения обязанности по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, так как при отсутствии собственника скважина, имеющая код по Номер обезличен Номер обезличен, может способствовать загрязнению подземных вод елецко-задонского водоносного горизонта, являющегося основным источником централизованного водоснабжения населения Становлянского района.
В связи с тем, что исполнение решения суда связано с совершением определенных действий (подача заявления компетентным органам), суд полагает возможным определить срок исполнения до 01.10.2010 года
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с администрации сельского поселения Георигиевский сельсовет Становлянского района подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства, от уплаты которой Прокурор освобожден при подаче заявления.
Руководствуясь ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Георгиевский сельсовет Становлянского района Липецкой области и обязать администрацию сельского поселения Георгиевский сельсовет Становлянского района Липецкой области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области с заявлением о принятии скважины, имеющей код по Номер обезличен, расположенной в ... на территории сельского поселения Георгиевский сельсовет Становлянского района, на учет как бесхозяйного недвижимого имущества в срок до 01.10.2010 года включительно.
Взыскать с администрации сельского поселения Георгиевский сельсовет Становлянского района Липецкой области госпошлину в размере .... в доход государства.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда через Становлянский районный суд Липецкой области в течение 10 дней.
Судья А.В. Куликов