о признании противоправными бездействия



Дело № 2-941 /2010 год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Село Становое 09 декабря 2010 года

Становлянский районный суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Е.А. Комоликовой, при секретаре С.М. Алиевой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Телегинский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации, третье лицо Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области о признании противоправным бездействие администрации сельского поселения Телегинский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области,-

У С Т А Н О В И Л:

В Становлянский районный суд 10.11.2010 года с заявлением обратился прокурор Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Телегинский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации, третье лицо Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области о признании противоправным бездействие администрации сельского поселения Телегинский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области.

Заявление мотивировал тем, что Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления на территории Липецкой области установлено, что на территории сельского поселения Телегинский сельсовет Становлянского района на земельном участке сельскохозяйственного назначения сельского поселения Телегинский сельский совет Становлянского муниципального района, площадью 0,5 га, расположенном на расстоянии около 1000 метров южнее с. Тростное, допущен сброс отходов потребления и строительного мусора, что является нарушением требований ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ “О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения”. Допущенным сбросом отходов на земельный участок сельскохозяйственного назначения нарушен и федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды” отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В результате несанкционированного сброса указанных отходов нарушено право каждого на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст.42 Конституции РФ.

В судебном заседании представитель Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры отсутствовал, в заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме.

Третье лицо: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области в заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие, поддерживают исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.

Ответчик администрация сельского поселения Телегинский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации в лице главы администрации Сухининой Т.Н. в судебном заседании отсутствовала, в заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие, принять признание иска, последствия признания иска ей разъяснены и понятны. В заявлении также указала, что допущенные нарушения устранены в срок 11.11.2010 года.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования прокурора Липецкой природоохранной прокуратуры обоснованны и законны.

В соответствии с п.1,2 ст.45 ГПК РФ

«1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

2. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц».

Прокурором ставится вопрос о защите прав граждан на благоприятную окружающую среду- жителей с. Тростное. Указанная ситуация угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию окружающей среде с. Тростное Становлянского района, поскольку складирование отходов производства и потребления на земельных участках сельского поселения Телегинский сельсовет может повлечь загрязнение не только земель, на которых они располагаются, но и подземных и поверхностных вод. Незаконное размещение свалок ТБО в необорудованных местах может явиться причиной распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания, следовательно, суд рассматривает данное дело применительно к защите личных неимущественных прав граждан и других нематериальных благ, перечисленных в ст. 150 ГК РФ.

Круг лиц, в интересах которых подано данное заявление невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Следовательно, прокурор Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры вправе обратиться с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании действий юридических лиц противоправными и о прекращении таких действий.

Из содержания ст. 42 Конституции РФ, а также исходя из положений ст. 79 Федерального закона РФ от 10. января 2002 года № 7 – ФЗ “Об окружающей среды” следует, что граждане имеют право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защитой.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты нарушенных прав как восстановление положения, существовавшего до нарушения права.

Согласно п.1 ст.51 ФЗ " Об охране окружающей среды " от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.2 ст. 51 указанного закона, запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Исходя из ст.22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентируется Федеральным законом от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Статьей 2 названного закона определено, что объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и другое).

При этом создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г.)

В соответствии со ст. 13 Федерального закона " Об отходах производства и потребления," территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что администрация сельского поселения Телегинский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации, допустило нарушение вышеуказанного законодательства, а именно на территории сельского поселения Телегинский сельсовет Становлянского района имеется сброс отходов (остатков деревянных конструкций и упаковок, пластиковых, полиэтиленовых и бумажных упаковочных материалов, стеклотары, строительного мусора), находящихся на земельном участке сельскохозяйственного назначения сельского поселения Телегинский сельский совет Становлянского муниципального района, площадью 0,5 га, расположенном на расстоянии около 1000 метров южнее с. Тростное.

В соответствии с п.18 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № й 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесена деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора.

Аналогичные требования закреплены в п.18 ст.11 Устава сельского поселения Телегинский сельсовет принятый Решением Совета депутатов сельского поселения Телегинский сельсовет № 28 от 13.02.2006 г. ( в редакции Решения Телегинского сельского Совета депутатов № 152 от 13.07.2009 г).

Факт допущенного нарушения подтверждается исследованными в судебном заседании письменными материалами дела: актом проверки .... от 30.09.2010 года в ходе которой были выявлены вышеназванные нарушения; протоколом об административном правонарушении .... от 30.09.2010 года, в объяснения которого глава администрации Сухинина Т.Н. признала факт допущенного нарушения; предписанием об устранении выявленных нарушений от 13.10.2010 года; постановлением Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области от 13.10.2010 года глава администрации сельского поселения Телегинский сельсовет Сухинина Т.Н. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ в виде штрафа, в размере 2000 рублей.

Это обстоятельство не опровергается сторонами.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в результате допущенного захламления плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения сельского поселения Телегинский сельский совет Становлянского муниципального района, площадью 0,5 га, расположенном на расстоянии около 1000 метров южнее с. Тростное, нарушено право каждого на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст.42 Конституции Российской Федерации.

С учетом исследованных документов, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования прокурора Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры

В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик имеет право признать иск, признание иска должно быть принято судом, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

В суд ответчиком представлены документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений до рассмотрения дела по существу, но после подачи искового заявления: договор подряда заключенный между Администрацией сельского поселения Телегинский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области в лице главы администрации Сухининой Т.Н. и Оспищевым П.В. от 01.11.2010 года по расчистке, сброса отходов и вывоза мусора и ТБО в количестве 500 т. на свалке расположенной на расстоянии около 1000 метров южнее с. Тростное. Акт выполненных работ от 11.11.2010 года и приложенная к нему фототаблица, платежная ведомость.

С учетом исследованных документов, суд считает возможным принять признание ответчиком заявленных требований.

Принимая во внимание, что истец не отказался от иска, суд считает возможным удовлетворить исковые требования, но не приводить решение в исполнение в части организации вывоза отходов, поскольку оспариваемое противоправное бездействие администрации сельского поселения Телегинский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области устранено.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать противоправным бездействие администрации сельского поселения Телегинский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области.

Обязать администрацию сельского поселения Телегинский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации организовать сбор и вывоз отходов (остатков деревянных конструкций и упаковок, пластиковых, полиэтиленовых и бумажных упаковочных материалов, стеклотары, строительного мусора), находящихся на земельном участке сельскохозяйственного назначения сельского поселения Телегинский сельский совет Становлянского муниципального района, площадью 0,5 га, расположенном на расстоянии около 1000 метров южнее с. Тростное, на специально отведенное место в срок до 15.12. 2010 года.

Решение в части обязать администрацию сельского поселения Телегинский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации организовать сбор и вывоз отходов в срок до 15.12.2010 года - не исполнять

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда через Становлянский районный суд Липецкой области в течение 10 суток.

судья Е.А. Комоликова