иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц



Дело № 2-974/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Село Становое 9 декабря 2010 года

Становлянский районный суд Липецкой области в составе:

Судьи Л.П. Васиной

При секретаре В.Г. Шаровой,

с участием помощника прокурора Становлянского района А.В. Герасимова,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Становлянского района, в интересах неопределенного круга лиц – жителей Георгиевского сельского поселения Становлянского района, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – администрации сельского поселения Георгиевского сельсовета,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Становлянского района, в интересах неопределенного круга лиц – жителей Георгиевского сельского поселения Становлянского района, обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – администрации сельского поселения Георгиевского сельсовета.

В заявлении указывает, что на территории сельского поселения Георгиевского сельского совета д. Паленка (в 20 метрах севернее зерносклада № 1, принадлежащего ООО «Паленское») в ходе проведения очередной проверки была обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов и потребления. Земельный участок для складирования в данном месте твердых бытовых отходов не выделялся, свалка носит стихийных характер, бытовой мусор (стеклянная и пластмассовая тара, полиэтилен, бумага, строительный мусор, металлические отходы, остатки резины и др.) расположен непосредственно на открытой почве по значительной площади земельного участка в хаотичном порядке.

Организация данной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное статьей 42 Конституции РФ. Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам так же установлена статьей 58 Конституции Российской Федерации.

Помимо этого, в соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. При этом, одним из видов негативного воздействия на окружающую среду является размещение отходов производства и потребления (статья 16).

Ответственность по организации деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ возложена на органы местного самоуправления, в данном случае, на администрацию сельского поселения Георгиевского сельсовета.

Полномочия органов местного самоуправления в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, закреплены так же п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, статьёй 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьёй 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьёй 22 Федерального закона от 30.03.1999 г: № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Организация несанкционированной свалки нарушают требования к содержанию территорий населенных мест изложены в Санитарных правилах и нормах СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88.

Статья 31 Устава сельского поселения Георгиевского сельского совета исполнительно-распорядительные функции на территории сельского поселения осуществляет Администрация сельского поселения. В том числе к компетенции Администрации сельского поселения отнесено обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (подп. 1 п. 1 ст. 32).

Таким образом, бездействие администрации сельского поселения Георгиевского сельского совета Становлянского района в виде не осуществления организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории поселения нарушает - право жителей Георгиевского сельского поселения на благоприятную окружающую среду, так как является одним из видов негативного воздействия на нее. Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать (определить) круг лиц, права которых нарушены, и привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, следует говорить о нарушении прав неопределенного круга лиц.

В связи с изложенным прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Георгиевского сельского совета Становлянского района Липецкой области в виде не осуществления организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, расположенных в 20 метрах севернее зерносклада № 1, принадлежащего ООО «Паленское» Становлянского района Липецкой области, и обязать администрацию сельского поселения Георгиевского сельского совета Становлянского района Липецкой области устранить несанкционированную свалку, расположенную в д. Паленка (в 20 метрах севернее зерносклада № 1, принадлежащего ООО «Паленское») Становлянского района Липецкой области.

Помощник прокурора А.В. Герасимов в суде иск поддержал, сославшись на изложенные в заявлении доводы.

Глава сельского поселения Георгиевского сельсовета Л.А. Захарова в суд не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие, указала, что иск признает.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями. При этом организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований возложена на органы местного самоуправления.

Согласно статье 8 указанного закона, п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения.

В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.

Как следует из статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г: №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.2 указанных Правил система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Так в судебном заседании установлено, что 15.11.2010 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды А.В. Лысых совместно с помощником прокурора А.В. Герасимовым была проведена проверка исполнения требования законодательства РФ об охране окружающей среды в администрации сельского поселения Георгиевский сельсовет Становлянского муниципального района. В ходе данной проверки были выявлены нарушения обязательных требований к содержанию территорий населенных мест, изложенных в Санитарных правилах и нормах СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88. Так, на территории сельского поселения Георгиевского сельского совета д. Паленка (в 20 метрах севернее зерносклада № 1, принадлежащего ООО «Паленское») расположена несанкционированная свалка бытовых отходов и потребления. Земельный участок для складирования в данном месте твердых бытовых отходов не выделялся, свалка носит стихийных характер, бытовой мусор (стеклянная и пластмассовая тара, полиэтилен, бумага, строительный мусор, металлические отходы, остатки резины и др.) расположен непосредственно на открытой почве по значительной площади земельного участка в хаотичном порядке.

Лицом, допустившим данные нарушения, является глава администрации сельского поселения Георгиевский сельсовет Захарова Л.А..

Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим право нарушением закреплено статьей 42 Конституции РФ. Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам установлена статьей 58 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. При этом, одним из видов негативного воздействия на окружающую среду является размещение отходов производства и потребления (статья 16).

В соответствии со ст. 31 Устава сельского поселения Георгиевского сельского совета исполнительно-распорядительные функции на территории сельского поселения осуществляет Администрация сельского поселения. В том числе к компетенции Администрации сельского поселения отнесено обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (подп. 1 п. 1 ст. 32).

Таким образом, бездействие администрации сельского поселения Георгиевского сельского совета Становлянского района в виде не осуществления организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории поселения нарушает - право жителей Георгиевского сельского поселения на благоприятную окружающую среду, т.к. является одним из видов негативного воздействия на нее. Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать (определить) круг лиц, права которых нарушены, и привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, следует говорить о нарушении прав неопределенного круга лиц.

В связи с этим прокурор, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, жителей Георгиевского сельского поселения Становлянского района.

Учитывая вышеизложенное, у суда имеются все основания для удовлетворения заявления прокурора.

Кроме того, ответчик по делу – глава администрации сельского поселения Георгиевского сельского совета Захарова Л.А. в заявлении указала, что признает исковые требования прокурора.

В силу ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск, суд принимает признание иска, если это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Поскольку данное признание иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска ответчиком.

Учитывая изложенное, суд удовлетворяет требования прокурора Становлянского района в интересах неопределенного круга лиц – жителей Георгиевского сельского поселения Становлянского района, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – администрации сельского поселения Георгиевского сельсовета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Становлянского района, в интересах неопределенного круга лиц – жителей Георгиевского сельского поселения Становлянского района, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – администрации сельского поселения Георгиевского сельсовета удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Георгиевского сельсовета в части не осуществления организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории поселения.

Обязать администрацию сельского поселения Георгиевского сельского совета Становлянского района Липецкой области устранить несанкционированную свалку, расположенную в д. Паленка (в 20 метрах севернее зерносклада № 1, принадлежащего ООО «Паленское») Становлянского района Липецкой области в течение 20 календарных дней с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Становлянский районный суд в течение десяти суток со дня его вынесения.

Председательствующий Л.П. Васина