Дело № …
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 марта 2011 года с. Красное
Становлянский районный суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Перелыгиной Г.М.
при секретаре Ковыловой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровой З. Н.к администрации сельского поселения Дрезгаловского сельского совета Краснинского муниципального района Липецкой области о признании права на улучшение жилищных условий и постановке на очередь,-
УСТАНОВИЛ
Александрова З.Н. вдова инвалида Великой Отечественной войны Александрова С. А., умершего 19 февраля 2007года.
30 сентября 2010 года Александрова З.Н. обратилась в администрацию сельского поселения Дрезгаловского сельского Совета с заявлением о постановке её на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на непригодность жилого помещения в котором она проживает для проживания и не отвечающего санитарным нормам и правилам. При этом Александрова З.Н. предоставила в сельскую администрацию заключение Центральной научно-исследовательской лаборатории по строительству и стройматериалам, указывает, что ? доля дома, в котором она проживает, не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещением и является не пригодным для проживания, несущие и ограждающие конструкции жилого дома, конструкция крыши не соответствуют требованиям надежности, прочности и устойчивости конструкций, занижено отношение площади световых проемов к площади пола, жилое помещение не соответствует жилым по параметрам микроклимата из-за низкого термического сопротивления наружных стен.
14 декабря 2010года межведомственной комиссией было проведено обследование жилого дома истицы, по результатам которого, было вынесено решение о пригодности жилого дома для проживания граждан. На основании этого акта распоряжением Главы администрации сельского поселения Александровой З.Н. было отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Считая распоряжение органа местного самоуправления об отказе в постановке её на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным, Александрова З.Н. обратилась в суд, просит признать его таковым, признать её право на улучшение жилищных условий и обязать администрацию сельского поселения поставить её на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании истица Александрова З.Н., её представитель Александров В.С. исковые требования поддержали, ссылаясь на доводы изложенные в иске.
Представитель ответчика глава администрации Дрезгаловского сельского поселения Хромых Т.П. иск не признала, указав, что межведомственной комиссией дважды было проведено обследование жилого помещения в котором проживает истица и дважды дом признан пригодным для проживания, дом газифицирован, подведен водопровод и канализация, соответствует требованиям предъявляемым к жилым помещениям, хотя и требует капитального ремонта.
Представитель третьего лица - администрации Краснинского муниципального района Розова Н.И. считает иск Александровой З.Н. не обоснованным, полагает, что решение межведомственной комиссии законно и обоснованно. Год постройки жилого дома, в котором проживает истица 1978, процент износа его составляет по основному строению 35%, по пристройки 40%. Он отвечает всем требованиям и параметрам, предъявляемым к жилым помещениям, хотя имеются трещины над оконными проемами, и на крыше в районе газового дымохода имеются прогибы из-за переоборудования крыши при его устройстве. Все эти дефекты устранимы при проведении капитального ремонта. Истица собственник жилого помещения и обязана содержать свою собственность в пригодном состоянии.
Представитель третьего лица - управления социальной защиты населения администрации Липецкой области в суд не явился, о дне слушания дела был уведомлен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав доводы сторон, исследуя письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Александровой З.Н.
В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусматривается завершить обеспечением жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших(умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года «О ветеранах».
Право на социальную поддержку в виде обеспечения жильем в соответствии со статьями 14,15,16, 17 -19,21 ФЗ РФ «О ветеранах» имеют в том числе, участники Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. При этом в силу п.11 ст.23.2 ФЗ РФ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений, а также единовременной выплаты на строительство или приобретение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъекта РФ.
Законами Липецкой области от 18 августа 2006 года «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» предусматривается право, в том числе участников Великой отечественной войны на обеспечение жильем или получением субсидии на строительство или покупку жилья. В случае их нуждаемости в порядке очередности исходя из даты постановки на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются:
- граждане, не являющиеся нанимателями жилого помещения или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками или членами семьи собственника жилого помещения;
-граждане, являющиеся нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма, собственниками или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в жилых помещениях, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
-являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками или членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 устанавливаются основания и требования, предъявляемые к жилым помещениям.
В силу п. 4 названного положения жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания. Пунктами 9 - 32 указанного положения устанавливаются требования, которые предъявляются к несущим и ограждающим конструкциям жилого помещения ( п.10) обустройству и оборудованию жилого помещения (п.11), инженерным системам ( п.12-14), к объемно-планировочным решениям жилых помещений ( п. 20), инсоляции (п.21) напряженности электромагнитного поля ( п.30).
Основанием для признания жилого помещения не пригодным для проживания являются наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом, изменений окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющего обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасного для человека уровня химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
В силу п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания является межведомственная комиссия. Именно межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина нанимателя помещения либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем положении требованиям и признает жилое помещение пригодным и непригодным для проживания ( п. 42 Положения).
Таким образом, решение вопроса о признании жилого помещения не пригодным для проживания и не отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Межведомственная комиссия Краснинского муниципального района дважды проводила обследование жилого помещения, в котором проживает истица, первоначально по ходатайству сельского поселения, и повторно по определению суда в рамках рассматриваемого гражданского дела. Комиссия однозначно пришла к выводу, что жилое помещение, в котором проживает истица, соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, пригодно для проживания и не представляет опасности для здоровья граждан.
Оценивая представленные акты обследования жилого помещения истицы от 14 декабря 2010года, от 16 марта 2011 года, у суда нет оснований сомневаться в данных заключениях. Действительно первоначально в работе комиссии не участвовали зам. главы администрации Скоморохов О.В., Диль Б.Р., Горяйнов, Шашков В.И.
Однако, повторно при проведения обследования и составления акта о пригодности жилого помещения истицы, приняли участие все указанные лица. Кроме того, комиссией были истребованы заключения контролирующих и надзорных органов в области электроэнергетики, пожарного, газового надзора. В работе комиссии приняли участие лица, компетентные в области санитарно-эпидемиологического контроля ( Костомарова В.Н.), в области строительства и архитектуры ( Цуканова Т.И. – заведующая филиалом Краснинского БТИ, Розова Н.И. главный специалист по делам строительства и ЖКХ). При этом комиссией были учтены и отмечены в акте те недостатки жилого дома, на которые, ссылался представитель истицы Александров В.С.
Поэтому суд не находит оснований сомневаться в акте обследования жилого помещения и сделанном на его основе заключении о пригодности жилого помещения для проживания, отвечающим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
При этом комиссия признает, что дом требует ремонта.
Поскольку суд не находит основания для признания заключения межведомственной комиссии не соответствующем закону, в удовлетворении требований истице необходимо отказать.
Доводы истицы, её представителя, что по заключению ОАО « Центральная научно-исследовательская лаборатория по строительству и стройматериалам» от 16 октября 2010года жилое помещение, в котором проживает истица, не пригодно для проживания, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения находятся в аварийном, недопустимом и ограниченно-работоспособном состоянии, не могут служить основанием для признания истицы, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
ОАО «ЦНИЛ по строительству и стройматериалам» не является учреждением, которое наделено правом признавать жилое помещение пригодным или непригодным для проживания. Такое право в силу п. 7, 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 предоставлено законом только межведомственной комиссии с учетом заключений контролирующих органов. ОАО «ЦНИЛ» к контролирующим органам или межведомственной комиссии отношения не имеет.
При даче заключения в распоряжении межведомственной комиссии имелось заключение ОАО «ЦНИЛ» на которое ссылается представитель истца, и межведомственная комиссия с ним не согласилась. Это право комиссии.
Доводы представителя истицы, что межведомственной комиссией не было учтено, что в зимний период времени истица не может пользоваться канализацией, и сама канализация и водопровод были проведены ею самостоятельно, не дают оснований для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-бытовое, горячее водоснабжение и газоснабжение, в газифицированных районах). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно-двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализационных труб.
Из объяснений сторон, следует, что в с. Вернедрезгалово, где проживает истица, централизованных инженерных сетей канализации, водопровода нет. Следовательно, даже отсутствие канализации и водопровода в жилом помещении истицы не является основанием для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. В данном же случае, в доме истицы имеются канализационные трубы с выгребной ямой, водопровод. Поэтому невозможность использования их из-за перемерзания труб, является основанием для ремонта этих систем, на что ссылаются представители ответчика.
Не может являться основанием для постановки истицы на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и доводы её представителя, что по заключениям ОАО «ЦНИЛ» другие граждане в сельском поселении признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика Хромых Т.П. подтвердила, что с двумя заключениями ОАО «ЦНИЛ» межведомственная комиссия согласилась и поставила граждан на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако обстоятельства для этого были иные. В одном случае, дом был 1900 года постройки, и комиссия исследовав дом, согласилась, что он не пригоден для проживания, т.к. несущие и ограждающие конструкции утратили работоспособное состояние из-за износа. Во- втором случае, лицо было признано нуждающимся в улучшении жилищных условий, т.к. норма жилой площади, приходящаяся на каждого гражданина была менее учетной.
Таким образом, поскольку у суда нет оснований сомневаться в заключениях межведомственной комиссии, суд считает, что отказ администрации в постановке Александровой З.Н. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий является законным и обоснованным, в удовлетворении исковых требований, ей необходимо отказать.
Руководствуясь ст. 51,30,31 ЖК РФ, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, ст. 194-198 ГПК РФ,-
РЕШИЛ:
Александровой З.Н. о признании права на улучшение жилищных условий и постановке на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Перелыгина Г.М.