Дело № 2-94/2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Становое 12 мая 2011 год
Становлянский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи А.В. Куликова
с участием
помощника прокурора Е.И. Малютиной
при секретаре Т.А. Алиевой
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в селе Становое гражданское дело № 2-94/2011 год по иску прокурора Становлянского района в интересах Гулина С.В. к администрации Становлянского района и администрации Липецкой области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма за счёт средств областного бюджета, -
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Становлянского района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах Гулина С.В. к администрации Становлянского района о приобретении и предоставлении истцу во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления и к администрации Липецкой области о выделении администрации Становлянского муниципального района Липецкой области из областного бюджета денежных средств для приобретения жилья Гулину С.В.. Исковое заявление мотивировал тем, что прокуратурой Становлянского района проведена проверка исполнения законодательства по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет. Проверкой установлено, что Гулин С.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в соответствии с ФЗ от 21.12.1996 года № 159 –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» должен обеспечиваться жилой площадью не ниже установленных норм вне очереди органами исполнительной власти. 01.08.2010 года распоряжением главы администрации сельского поселения Телегинский сельсовет Становлянского района № Гулин С.В. был поставлен на учёт как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для льготных категорий граждан для внеочередного получения жилья по администрации сельского поселения Телегинский сельсовет (очередь №). По состоянию на 28.02.2011 года Гулину С.В. жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, чем нарушены его конституционные права, поскольку на органы местного самоуправления возложены государственные полномочия по приобретению и предоставлению жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой (попечительством).
В судебном заседании истец Гулин С.В. и помощник прокурора Становлянского района Малютина Е.И. исковые требования поддержали.
Истец Гулин С.В. пояснил, что нуждается в предоставлении жилого помещения.
Представитель ответчика – администрации Становлянского муниципального района Липецкой области – по доверенности Васин С.В. исковые требования признал и показал, что ответчик готов приобрести для истца Гулина С.В. благоустроенное жилое помещение при условии, что администрация Липецкой области выделит денежные средства на приобретение жилья.
Представитель соответчика – администрации Липецкой области – по доверенности Букреева Н.Д. в судебное заседание не явилась, в заявлении просила дело рассмотреть в её отсутствие. В письменных возражениях пояснила, что в соответствии со ст. 10-4 Закона Липецкой области от 30.12.2004 года № 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Липецкой области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма в порядке, установленном Законом Липецкой области «О порядке ведения учёта органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма». Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, которые служат основанием для заключения договора социального найма. В соответствии с указанными правовыми актами предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, является обязанностью органов местного самоуправления. Финансирование же предоставления жилых помещений данной категории граждан осуществляется за счёт средств областного бюджета в соответствии с методикой, предусмотренной ст. 4 Закона Липецкой области от 03.03.2010 года № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями». В связи с чем выделить денежные средства одному муниципалитету для конкретных лиц не представляется возможным исходя из положений указанной статьи. Кроме того, в соответствии с распоряжением администрации Липецкой области № 645-р «Об утверждении положения об управлении финансов Липецкой области» вопросы утверждения и доведения до главных распорядителей и получателей средств областного бюджета, включая органы местного самоуправления относятся к компетенции управления финансов Липецкой области, в связи с чем оно должно быть привлечено в качестве соответчика в части требований, касающихся финансирования, а вопросы предоставления жилого помещения по указанным основаниям относятся к компетенции органов местного самоуправления, поэтому привлечение администрации Липецкой области в качестве соответчика по данному делу считает необоснованным.
Представитель третьего лица – специалист органа опеки и попечительства администрации Становлянского района – по доверенности Крамзина Г.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила удовлетворить.
Представитель третьего лица глава администрации сельского поселения Телегинский сельсовет Сухинина Т.Н. в судебное заседание не явилась, в заявлении просила дело рассмотреть в её отсутствие, исковые требования поддержала.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 10 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурору предоставлено право на обращение в суд в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии со ст. 85 БК РФ:
1. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате: …
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"; …».
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ:
«2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: …
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; ….
3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления».
В соответствии со ст. ст. 1 и 2 Закона Липецкой области от 03.03.2010 года № 354-ОЗ «О порядке ведения учёта органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма»:
«1.Настоящий Закон устанавливает порядок ведения учета и предоставления органами местного самоуправления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по договорам социального найма.
2.Учету в целях предоставления жилых помещений по договору социального найма (далее - учет в целях предоставления жилых помещений) подлежат лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие закрепленного жилого помещения».
Согласно ст. 6 Закона Липецкой области от 03.03.2010 года № 354-ОЗ ««О порядке ведения учёта органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма»:
«1. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства без учета членов семьи, исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений.
2. Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, предоставляются жилые помещения, в которых размер площади жилого помещения составляет от 32 до 40 квадратных метров».
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:
«Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации».
В соответствии с Законом Липецкой области от 03.03.2010 года № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, жилыми помещениями на территории Становлянского муниципального района Липецкой области возложены на администрацию Становлянского муниципального района.
Из материалов дела видно, что Гулин С.В. закреплённого за ней жилья и жилья принадлежащего ему на праве собственности не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.02.2011 года, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается копиями свидетельств о смерти родителей Гулина С.В. Гулин В.Д, № и Гулина Т.Е. №. В связи с чем постановлением главы администрации Становлянского района от 11.07.2—8 года № 501 постановлено жилищной комиссии при администрации Становлянского района поставить на учёт для внеочередного получения жилья Гулина С.В., распоряжением главы администрации сельского поселения Телегинский сельсовет Становлянского района Липецкой области от 01.08.2010 года № 12 Гулин С.В. поставлен на учёт для внеочередного получения жилья, как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - очередь № для льготных категорий граждан по администрации сельского поселения Телегинский сельсовет Становлянского района Липецкой области.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец Гулин С.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплённого жилья, а также жилья на праве личной собственности не имеет, поэтому жилое помещение в силу того, что дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов РФ должно быть предоставлено Гулину С.В. администрацией Становлянского муниципального района Липецкой области за счёт средств областного бюджета, выделенных на эти цели на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке по договору социального найма по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления, а администрация Липецкой области должна выделить администрации Становлянского муниципального района Липецкой области из областного бюджета денежные средства, исходя из рыночной стоимости жилья на приобретение Гулину С.В. благоустроенного жилого помещения.
Доводы представителя администрации Липецкой области о привлечении в качестве надлежащего ответчика по делу управления финансов администрации Липецкой области, суд считает несостоятельными, так как управление финансов администрации Липецкой области является структурным подразделением администрации Липецкой области.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Становлянского муниципального района Липецкой области предоставить Гулину С.В. за счёт средств областного бюджета на состав семьи один человек во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления.
Обязать администрацию Липецкой области выделить администрации Становлянского муниципального района Липецкой области из областного бюджета денежные средства, исходя из средней рыночной стоимости жилья на приобретение Гулину С.В. жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней через Становлянский районный суд Липецкой области.
Решение изготовлено 12.05.2011 года.
Председательствующий: А.В. Куликов