о внеочередном обеспечении жильем



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2011 года с.Красное

Становлянский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего Шумилиной Л.М.

с участием заместителя прокурора Краснинского района Гузеевой О.Н.

при секретаре Гладышевой Г.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПРОКУРОРА КРАСНИНСКОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ в интересах ТЯБИНОЙ Е. А. к АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА о внеочередном обеспечении жилой площадью,-

У С Т А Н О В И Л :

прокурор Краснинского района Липецкой области в интересах Тябиной Е.А. обратился в суд с иском к администрации Краснинского муниципального района о внеочередном обеспечении истицы жилой площадью, мотивируя свои требования тем, что Тябина Е.А., --- года рождения, являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и не имея закрепленного за ней жилья, после окончания образовательного учреждения 30.11.2005 года была постановлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для внеочередного предоставления ей жилья в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; однако до настоящего времени ответчик, наделенный полномочиями по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями, Тябиной Е.А. жилье не предоставил.

В судебном заседании заместитель прокурора Краснинского района Гузеева О.Н. исковые требования поддержала и пояснила, что истица Тябина Е.А. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения обоих родителей – мать истицы Иванова В. И. умерла --- года, а отец Тябин А.Н. решением Городищенского районного суда Волгоградской области от --- года был лишен родительских прав; с 2002 года истица проживала совместно с опекуном К. в принадлежащем опекуну жилом доме в с.В. Краснинского района Липецкой области; своего жилья истица никогда не имела и не имеет, жильё за ней не закреплялось ни по месту жительства совместно с матерью до её смерти, ни по месту жительства опекунов Котельниковой Л.И. и Кусовой Г.И.; с --- года по --- года Тябина Е.А. обучалась в Елецком профессионально-техническом училище №13, и после его окончания --- года распоряжением главы администрации Краснинского района Липецкой области №365-р она была постановлена на учет для внеочередного получения жилья в порядке ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; на момент постановки Тябиной Е.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ей было 19 лет; до настоящего времени жильё истице не предоставлено, она временно зарегистрирована и проживает в квартире площадью 64 кв.м, являющейся общей собственностью её мужа и его родственников, в с.Р. Измалковского района Липецкой области, в составе семьи из восьми человек; истица замужем, имеет двоих малолетних детей; в соответствии со ст.2 Закона Липецкой области от 03.03.2010 года №353-ОЗ органы местного самоуправления осуществляют исполнение переданных государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Полагая, что бездействие администрации Краснинского муниципального района, с 2005 года и до настоящего времени не предоставившей Тябиной Е.А. жилое помещение, является незаконным, просит обязать ответчика во внеочередном порядке предоставить истице Тябиной Е.А. жилое помещение по договору социального найма, жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов.

Истица Тябина Е.А. в судебное заседание не явилась; в письменном заявлении просит рассмотреть дело в её отсутствие, указав на поддержание исковых требований.

Представитель ответчика по доверенности Поняева Е.А. иск признала, подтвердила изложенные истцом обстоятельства и пояснила, что причиной непредоставления жилого помещения истице Тябиной Е.А. стало отсутствие свободного жилья и денежных средств на его приобретение; кроме этого сослалась на то, что помимо Тябиной Е.А. в очереди на получение жилья стоят другие лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые встали на учет ранее истицы.

Представитель третьего лица – администрации Липецкой области в судебное заседание не явился. Третье лицо о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещалось, о причинах неявки в судебное заседание не сообщило.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства.

В соответствии с п.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм; дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно преамбуле указанного Федерального закона и статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста; при этом лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии со ст.2 Закона Липецкой области от 03.03.2010 года №353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», органам местного самоуправления переданы государственные полномочия по приобретению и предоставлению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; органы местного самоуправления осуществляют исполнение переданных государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений указанным категориям граждан в соответствии с Законом Липецкой области от 03.03.2010 года №354-ОЗ «О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договору социального найма».

Согласно статьям 1 и 2 Закона Липецкой области от 03.03.2010 года №354-ОЗ «О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договору социального найма» учету в целях предоставления жилых помещений подлежат дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения.

Таким образом, в соответствии с указанными выше законами Липецкой области как субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и указанные полномочия возложены на органы местного самоуправления с соблюдением установленного федеральным законом порядка.

Следовательно, администрация Краснинского муниципального района, выступая субъектом спорных правоотношений, является надлежащим ответчиком по делу и именно на неё возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как установлено из свидетельства о рождении Тябиной Е.А., она родилась --- года и её родителями являются Тябин А. Н. и Иванова В. И. (л.д.12).

Мать истицы - Иванова В.И. умерла ---- года, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.13), а отец - Тябин А.Н. решением Городищенского районного суда Волгоградской области от --- года, вступившим в законную силу --- года, лишен родительских прав (л.д.14-15). С 05.06.2000 года Тябина Е.А. находилась под опекой тети К., а после смерти последней --- года её попечителем была назначена К. (постановление главы администрации Краснинского района от 02.10.2003 года №101). Следовательно, Тябина Е.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением главы администрации Краснинского района Липецкой области от 30.11.2005 года № 365-р Тябина Е.А. постановлена на учет для внеочередного получения жилого помещения (л.д.19) как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Соответствие указанного распоряжения закону и наличие предусмотренных законом оснований для признания Тябиной Е.А. нуждающейся в жилом помещении ответчиком по данному делу не оспорены.

Тябина Е.А. постановлена на учет для внеочередного получения жилья в 19-летнем возрасте, то есть до достижения установленного законом возраста двадцати трёх лет.

Жилья, закрепленного за ней в порядке абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», либо принадлежащего ей на праве собственности, истица Тябина Е.А. не имеет.

До настоящего времени Тябина Е.А. остается зарегистрированной по месту жительства в доме бывшего попечителя Кусовой Г.И. в с.В.. Со своим мужем Шевцовым А.В. и двумя несовершеннолетними детьми: дочерью --- года рождения, и сыном --- года рождения, она временно проживает по адресу: Липецкая область Измалковский район с.Р.в приватизированной квартире, находящейся в общей долевой собственности супруга истицы и его родственников.

Место временного проживания истицы по указанному адресу в соответствии со ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» является местом её пребывания.

Местом жительства Тябиной Е.А. следует считать с.В. Краснинского района Липецкой области.

По смыслу ст.3 указанного Закона регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, поэтому наличие у Тябиной Е.А. регистрации по месту временного пребывания в с.Р. Измалковского района Липецкой области не является основанием для ограничения осуществления её жилищных прав в связи с постановкой на учет в качестве нуждающейся в получении жилья в органах местного самоуправления Краснинского муниципального района.

Таким образом, предусмотренные законом основания для обеспечения администрацией Краснинского муниципального района истицы Тябиной Е.А. жильем вне очереди и по площади не ниже предусмотренных социальных норм, судом установлены.

Указанные представителем ответчика такие обстоятельства, как отсутствие свободного жилья и денежных средств на его строительство или приобретение, а также наличие в очереди других лиц, относящихся к этой же категории нуждающихся, правового значения по данному делу не имеют, так как обеспечение вне очереди жилым помещением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо дополнительных условий.

Достижение истицей в настоящий момент 23-летнего возраста не изменяет характер возникшего на основании закона обязательства и не освобождает ответчика от обязанности предоставить истице жильё, так как она была постановлена на учет до указанного возраста и гарантируемая ей мера социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения жилой площадью на сегодня не реализована.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.1, 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.2 Закона Липецкой области от 03.03.2010 года №353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», ст.ст. 1 и 2 Закона Липецкой области от 03.03.2010 года №354-ОЗ «О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договору социального найма», ст.198 ГПК РФ,-

Р Е Ш И Л :

иск прокурора Краснинского района Липецкой области в интересах ТЯБИНОЙ Е. А. удовлетворить.

Обязать АДМИНИСТРАЦИЮ КРАСНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА предоставить истице ТЯБИНОЙ Е. А. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Становлянский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме

Судья Л.М. Шумилина

Мотивированное решение изготовлено 30.05.2011 год