решение об обязывании администрации сельского поселения организовать сбор и вывоз отходов



Дело № 2-73/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Становое 1 марта 2011 год

Становлянский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи А.В. Куликова

при секретаре Т.А. Алиевой

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в селе Становое гражданское дело № 2-73/2011 год по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к администрации сельского поселения Соловьёвский сельсовет о признании противоправным бездействия администрации сельского поселения, выразившееся на допущении сброса и складирования отходов на землях сельскохозяйственного использования и обязании администрации организовать сбор и вывоз отмеченных отходов на специально отведённое место, -

У С Т А Н О В И Л:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском о признании противоправным бездействия администрации сельского поселения Соловьёвский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области, выразившегося в допущении сброса и складирования отходов на землях сельскохозяйственного использования на расстоянии 50 м южнее с. Соловьёво на площади 0,5 га и обязании администрации в срок до 31.05.2011 года организовать сбор и вывоз отходов на специально отведённое место. Исковое заявление мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства в области охраны земель сельскохозяйственного назначения на территории Становлянского района Липецкой области, проведённой Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой, было установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного использования, находящемся в границах сельского поселения Соловьёвский сельсовет, на расстоянии 50 м южнее с. Соловьёво допущен сброс твёрдых бытовых отходов в виде строительного мусора, остатков деревянных конструкций и упаковок, боя стеклотары, отходов первичной очистки стекла, отходов от пластиковых, полиэтиленовых и бумажных упаковочных материалов на землях сельскохозяйственного использования на почву на площади 0,5 га. За указанное нарушение глава администрации сельского поселения Соловьёвский сельсовет был привлечён к административной ответственности по ст. 8.7 ч. 2 КоАП РФ. Также 25.11.2010 года главе администрации сельского поселения Соловьёвский сельсовет выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 31.12.2010 года. Согласно информации Управления Россельхознадзора по Липецкой области от 28.01.2011 года предписание от 25.11.2010 года не исполнено, свалка твёрдых бытовых отходов не ликвидирована. Данное нарушение привело к захламлению земельного участка, что исключает возможность его использования для сельскохозяйственного производства, в результате чего не выполняются обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв. Незаконное размещение свалок твердых бытовых отходов в необорудованных местах может явиться причиной распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания. В результате несанкционированного сброса отходов было нарушено право каждого на благоприятную окружающую среду, закреплённое в ст. 42 Конституции РФ, поэтому Липецкий межрайонный природоохранный прокурор был вынужден обратиться в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц.

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор Бадулин А.К. в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство о рассмотрении искового заявления в отсутствие представителя прокуратуры, исковые требования поддержал в полном объёме.

Представитель ответчика – глава администрации сельского поселения Соловьёвский сельсовет Становлянского муниципального района Исаев В.Б. – в суд не явился, о дате и времени рассмотрения гражданского дела был надлежаще извещён, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица – начальник Елецкого межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по Липецкой области – по доверенности Понарин С.П. в судебном заседании пояснил, что считает требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и просит их удовлетворить в полном объёме.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление Липецкого межрайонного природоохранного прокурора о признании противоправным бездействия администрации сельского поселения Соловьёвский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции РФ:

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

В соответствии со ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды:

«1. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

2. Запрещаются:

сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; …».

Согласно ст. 1 ч. 1 п. 2 ЗК РФ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ:

«1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: …

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; …».

Согласно ст. 42 ЗК РФ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ:

«Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; …».

Согласно ст. 22 ч. 1 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»:

«1. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентируется ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов считается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Согласно ст. 12 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

«1. Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Согласно ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

«1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека».

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» - к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, к компетенции администрации сельского поселения Соловьёвский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В целях защиты прав неопределённого круга лиц и в соответствии со ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании действий (бездействия) юридических лиц противоправным и о прекращении таких действий.

Из материалов дела видно, что Актом проверки Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Липецкой области от 12.11.2010 года обнаружен факт захламления плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного использования площадью 0,5 га отходами производства и потребления, несмотря на то, что 11.01.2010 года между МУП «Коммунальщик» Становлянского района и администрацией сельского поселения Соловьёвский сельсовет Становлянского района на вывоз твёрдых бытовых отходов (ТБО), в связи с чем Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору 25.11.2010 года вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, которым в срок до 31.01.2011 года предписано убрать мусор с территории захламлённого земельного участка и привести его в состояние, пригодное для сельскохозяйственного использования, принять меры, направленные на недопущение нарушений земельного законодательства. Также, 25.11.2010 года в отношении главы администрации сельского поселения Соловьёвский сельсовет Становлянского муниципального района был составлен протокол № 48-024/10-ЗК об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

27.01.2011 года глава администрации сельского поселения Соловьёвский сельсовет обратился с ходатайством о продлении срока исполнения предписания до 31.05.2011 года, в связи с невозможностью его выполнить в установленные сроки по причине неблагоприятных погодных условий. Данное ходатайство рассмотрено, решением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области от 28.01.2011 года ходатайство главы администрации сельского поселения Соловьёвский сельсовет удовлетворено, срок исполнения предписания продлён до 31.05.2011 года.

Согласно справке начальника земельного, лесного и пожарного контроля от 31.01.2011 года предписание № 48-024/10-ЗК не исполнено, земельный участок от мусора не очищен, отходы не убраны.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрацией сельского поселения Соловьёвский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области было допущено противоправное бездействие, выразившееся в допущении сбросаи складирования отходов на землях сельскохозяйственного использования, повлекшее нарушение природоохранного законодательства, нарушающее права неопределённого круга лиц – граждан на благоприятную окружающую среду, которое в настоящее время не устранено.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с администрации сельского поселения Соловьёвский сельсовет Становлянского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать противоправным бездействие администрации сельского поселения Соловьёвский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области, выразившееся в допущении сброса и складирования отходов в виде строительного мусора, остатков деревянных конструкций и упаковок, боя стеклотары, отходов первичной очистки стекла, отходов от пластиковых, полиэтиленовых и бумажных упаковочных материалов на землях сельскохозяйственного использования на расстоянии 50 м южнее с. Соловьёво на площади 0,5 га и обязать администрацию сельского поселения Соловьёвский сельсовет Становлянского муниципального района организовать сбор и вывоз отмеченных отходов на специально отведённое место, отвечающее санитарно-эпидемиологическому законодательству.

Взыскать с администрации сельского поселения Соловьёвский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области госпошлину в размере <данные изъяты> рублей в доход государства.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда через Становлянский районный суд Липецкой области в течение 10 дней.

Председательствующий: А.В. Куликов