о взыскании суммы



Дело № 2-1529\11 ХХ ХХ 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Заочное

Сестрорецкий районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Богдановой Н.Л.

прокурора Прониной О.А.,

при секретаре Попадченко В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга к Кутуевой Ф.Р. о взыскании суммы,

у с т а н о в и л:

Прокурор Выборгского района Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц о взыскании с Кутуевой Ф.Р. в пользу Муниципального образования Муниципального округа Светлановское денежных средств в сумме ХХХХ рублей, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения бюджета МА МО Светлановское. В ходе проверки установлено, что решением МА МО Светлановское от 11 марта 2009г. № 5 «О компенсации депутатских расходов» утверждено «Положение о компенсационных выплатах депутатам, осуществляющим полномочия на непостоянной основе», которым установлена выплата денежной компенсации в связи с осуществлением ими своего мандата в размере 1 расчетной единицы в месяц. Размер расчетной единицы установлен Законом Санкт-Петербурга от 23.06.2005г. № 347-40 «О расчетной единице». Решение МА МО Светлановское от 11.03.2009г., в нарушение требований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закона Санкт-Петербурга «О регистре муниципальных правовых актов Санкт-Петербурга» официально опубликовано не было, для включения в регистр не направлялось. В 2009-2010гг. Кутуевой Ф.Р. – депутату МС МО Светлановское решением Муниципального совета безосновательно произведена выплата денежной компенсации в связи с осуществлением своего мандата в размере ХХХХХ руб.

В судебном заседании помощник прокурора Пронина О.А. иск поддержала.

Ответчица Кутуева Ф.Р., ее представитель Рузанов А.Ю. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены, доказательств уважительности причин неявки суду не представили. С учетом мнения истца дело рассмотрено в отсутствие ответчицы в порядке заочного производства.

Представитель 3-его лица Муниципального совета Муниципального образования Муниципального округа Светлановское в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, что Кутуева Ф.Р. является депутатом МС МО МО Светлановское, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе.

Решением МС МО МО Светлановское от 11.03.2009г. № 5 "О компенсации депутатских расходов», утверждено «Положение о компенсационных выплатах депутатам, осуществляющим полномочия на непостоянной основе» (л.д. 5).

Указанным Положением установлена выплата денежной компенсации в связи с осуществлением депутатами своего мандата в размере 1 расчетной единицы в месяц, размер которой установлен Законом Санкт-Петербурга от 23.06.2005г. № 347-40 «О расчетной единице». В указанные расходы входит оплата депутатам поездок в общественном транспорте Санкт-Петербурга, приобретение необходимой литературы, вспомогательных материалов, использование личного транспорта. Выплата денежной компенсации депутатам в связи с осуществлением ими своего мандата производится ежеквартально в последнем месяце квартала. Предоставление депутатом отчета о расходах не требуется. Расходы на выплату вознаграждения осуществляются за счет средств, предусмотренных местным бюджетом на содержание Муниципального совета в текущем году.

На основании данного решения МС МО МО Светлановское произведено начисление и выплата ответчице денежной компенсации за 2009г. в размере ХХХХ руб., за 2010г. в размере ХХХХХ руб., что подтверждается расчетными ведомостями (л.д. 7-8).

Согласно п. 5 ст. 31 Закона Санкт-Петербурга от 07.06.2005 N 237-30 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге", ст. 14 Закона Санкт-Петербурга от 03.10.2008 N 537-94 "О гарантиях осуществления полномочий депутата муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга, члена выборного органа местного самоуправления в Санкт-Петербурге" депутатам муниципального совета муниципального образования, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, может выплачиваться денежная компенсация расходов в связи с осуществлением своего мандата.

Размер и порядок выплаты денежной компенсации устанавливается уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом муниципального совета муниципального образования и не может превышать 12 расчетных единиц в год (размер расчетной единицы устанавливается Законом Санкт-Петербурга от 23 июня 2005 года N 347-40 "О расчетной единице").

Аналогичные положения содержатся и в ст. 31 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 г. N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге".

В соответствии с ст. 21 Устава МО МО Светлановское к компетенции Муниципального совета относится в том числе принятие нормативных правовых актов (решений) по вопросам местного значения.

В соответствии с п. 23 депутату Муниципального совета, действующему на непостоянной основе, устанавливается вознаграждение за работу, связанную с осуществлением депутатской деятельности, в соответствии с Законами Санкт-Петербурга и решениями Муниципального Совета.

Уставом МО МО Светлановское прямо предусмотрено, что основанием выплаты денежной компенсации является нормативно-правовой акт Муниципального совета, что не противоречит законам Санкт-Петербурга.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Постановления Пленума от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Решение МС МО МО Светлановское от 11.03.2009г. № 5 "О компенсации депутатских расходов», которым утверждено «Положение о компенсационных выплатах депутатам, осуществляющим полномочия на непостоянной основе» обладает признаками нормативного правового акта, поскольку содержит правовые нормы обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.

В соответствии с пунктом 17 вышеуказанного Постановления если при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, в том числе он не опубликован в установленном порядке, то суд должен признать его недействующим.

Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что Решение МС МО МО Светлановское от 11.03.2009г. N 5 в установленном порядке опубликовано не было, для включения в регистр не направлялось.

Из ответа № 320 от 26.05.2011 г. следует, что решение МС МО МО Светлановское от 11.03.2009г. N 5 не публиковалось в средствах массовой информации и, соответственно, не включалось в Реестр в связи с тем, что не является нормативно-правовым актом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что установлено отсутствие нормативно-правового акта, который в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 07.06.2005 N 237-30 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге", Устава МО МО Светлановское, ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 3 ч. 1 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н, предоставлял возможность депутатам муниципального совета муниципального образования, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, выплачивать денежную компенсацию расходов в связи с осуществлением своего мандата.

В силу положений ч. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что ответчица безосновательно получила в 2009-2010гг. денежные средства в сумме ХХХХХ руб. При таких обстоятельствах иск прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга подлежит удовлетворению.

Судом не установлено предусмотренных ст. 1109 ГК РФ оснований для освобождения ответчицы от возврата полученных ею за указанный период денежных средств, поскольку по своей природе они носят компенсационный характер и не являются заработной платой и приравненным к ней платежам, пенсией, пособием, стипендией и возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментами и иными денежными суммами, предоставленными гражданину в качестве средства к существованию.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчицы подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина, размер которой в соответствии с правилами ст. 333.19 НК РФ составляет ХХХ рублей ХХ копейки.

Доводы ответчицы о том, что об обжалуемом решении от 11 марта 2009г. прокурору Выборгского района Санкт-Петербурга было известно, однако с заявлением о защите нарушенных прав он не обращался, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае прокуратурой Выборгского района Санкт-Петербурга заявлен иск о взыскании суммы неосновательного обогащения, срок исковой давности по которому, в соответствии со ст. 196 ГК РФ составляет 3 года.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Взыскать с Кутуевой Ф.Р. в пользу бюджета Муниципального образования Муниципального округа Светлановское денежные средства в сумме ХХХХХ рублей.

Взыскать с Кутуевой Ф.Р. государственную пошлину в доход государства в сумме ХХХ рублей ХХ копейки.

Решение является для ответчика заочным. Ответчик вправе подать в Сестрорецкий районный суд Санкт-Петербурга заявление об отмене решения в течение 7 дней со дня вручения его копии.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Богданова Н.Л.