Апелляционное решение гор. Сретенск 29 июня 2011 года Сретенский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Долгоровой А.Г., при секретаре Алексеевой М.В., с участием процессуального истца – помощника прокурора Склема И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства финансов Забайкальского края на решение мирового судьи судебного участка № 26 Сретенского района Забайкальского края Белокрылова С.В. от 01 марта 2011 года по иску прокурора Сретенского района Забайкальского края в интересах педагогического работника «Верхне-Куларкинской СОШ» Сретенского района Боробовой Е.В. к Министерству финансов Забайкальского края, Министерству образования и молодежной политики Забайкальского края, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Сретенскому отделу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края о взыскании задолженности по коммунальным услугам, установил: Прокурор Сретенского района обратился в суд с иском к Министерству финансов Забайкальского края, Министерству науки образования и молодежной политики Забайкальского края, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Сретенскому отделу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края о взыскании задолженности по коммунальным услугам. В обоснование иска прокурор указал, что в прокуратуру района обратились педагогические работники МОУ « Верхнекуларкинская СОШ» Сретенского района с заявлением об оказании помощи по возмещению расходов на предоставление мер социальной поддержки /поставки твердого топлива/ за 2008 год. Проверкой установлено, что заявитель Боробова Е.В. работает <данные изъяты> в МОУ «Верхнекуларкинская СОШ». Согласно представленным сведениям заявителю за 2008 год не возмещались расходы на поставку твердого топлива. В подтверждение расходов, затраченных на приобретение твердого топлива, заявителем представлен закупочный акт от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого, она приобрела дрова в количестве <данные изъяты> на сумму <данные изъяты> рублей. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Ст. 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г № 3266-1 « Об образовании» / в редакции пункта 30 ст. 16 ФЗ РФ от 22.08.04 г. № 122 ФЗ / педагогические работники образовательных учреждений в порядке установленном законодательством РФ пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках /поселках городского типа/, на первоочередное представление жилой площади. Размер условия и порядок возмещения расходов связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъектов РФ Согласно п.«г» ч.1 ст.18 Закона Читинской области «Об образовании» действующего в период образования задолженности педагогическим работникам учреждения образования области, независимо от статуса и организационно правовых форм учреждения гарантированно право на получение и бесплатное пользование жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках /поселках городского типа/ В 2007 году в Читинской области порядок возмещения указанных расходов определялся Постановлением Администрации Читинской области № 245 А\П от 13.11.2007 г «Об утверждении Порядка возмещения расходов на оплату жилого помещения, отопления /теплоснабжения, в том числе поставок твердого топлива при наличии печного отопления /, освещения в 2007 году отдельным категориям граждан, предусмотренных ч. 1.1 ст. 18 Закона Читинской области «Об образовании». В соответствии с п.п. 4.6 данного Порядка - Комитет образования, науки и молодежной политики Читинской области - ныне переименованный в Министерство образования и молодежной политики Забайкальского края, производил перечисления поступивших из Комитета по финансам Читинской области средств гражданам на основе поданных заявок на финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки. Однако на сегодняшний день порядок возмещения расходов фактически отсутствует в связи с тем, что Постановление Администрации Читинской области № 245 А\П от 13.11.2007 года в связи с принятием постановления Администрации Читинской области № 65 А\П от 28 февраля 2008 года, признано утратившим силу. Прокурор указывает, что исходя из постановления действовавшего в 2007 году порядок возмещения расходов на оплату жилого помещения, отопления /теплоснабжения, в том числе поставок твердого топлива при наличии печного отопления/, освещения Министерство образования науки и молодежной политики Забайкальского края является надлежащим ответчиком. Постановлением Губернатора Забайкальского края от 23.04.2008 года № 51 установлено, что исполнительным органом государственной власти уполномоченным осуществлять возмещение расходов связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках педагогическим работникам образовательных учреждений в Забайкальском крае, организациям независимо от форм собственности и индивидуальным предпринимателям, обеспечившим предоставление данных услуг является Министерство социальной защиты населения Забайкальского края и его территориальные органы Сретенским отделом Министерства социальной защиты населения Забайкальского края создан единый реестр педагогических работников. Учитывая то, что педагогическим работникам за 2008 г. возмещение расходов за приобретение твердого топлива /дров/ не произведено, поставщики твердого топлива отсутствовали, педагогическими работниками произведены затраты за счет личных денежных средств на приобретение твердого топлива /дров/, что подтверждается закупочными актами. Как далее указывает прокурор, в соответствии со ст. 45 прокурор вправе защищать любые интересы гражданина, включая социальное обеспечение. Иски о восстановлении жилищных прав на основании ст. 29 ГПК РФ могут предъявляться в суд по месту жительства истца, в связи, с чем исковое заявление предъявлено по месту жительства истца и исполнению жилищных обязательств. На основании изложенного, прокурор просил взыскать в пользу Боробовой Е.В. со всех ответчиков расходы на оплату твердого топлива в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Мировым судьей судебного участка № 26 Сретенского района Забайкальского края Белокрыловым С.В. 01 марта 2011 года вынесено решение о частичном удовлетворении исковых требований: - постановлено взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Боробовой Е.В., понесенные ею расходы в связи с приобретением и поставкой ей твердого топлива в сумме <данные изъяты> рублей; - в иске прокурору Сретенского района Забайкальского края в интересах педагогического работника «Верхне-Куларкинской СОШ» Сретенского района Боробовой Е.В. к Министерству образования и молодежной политики Забайкальского края, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Сретенскому отделу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края о взыскании задолженности по коммунальным услугам, отказано, - Взыскано с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края госпошлина в бюджет муниципального района / <данные изъяты>/ в сумме <данные изъяты> рублей (л.д.36-39). На данное решение поступила апелляционная жалоба ответчика Министерства финансов Забайкальского края. В апелляционной жалобе представитель ответчика указывает, что Законом Забайкальского края от 05.10.2009 года № 247-ЗЗК «О размере, условиях и порядке возмещения расходов связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности работникам образовательных учреждений в Забайкальском крае», также предусмотрено, что возмещение расходов связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, поселках городского типа /рабочих поселках/ на территории Забайкальского края, осуществляется организациям независимо от форм собственности, индивидуальным предпринимателям, предоставляющим соответствующие услуги. Размер возмещения расходов не может превышать расходов, фактически произведенных и документально подтвержденных организациями, индивидуальными предпринимателями, предоставляющими соответствующие услуги. Организациям, индивидуальным предпринимателям возмещаются документально подтвержденные расходы по реализации твердого топлива для отопления жилых площадей в течении отопительного сезона исходя из размера жилой площади, норматива потребления топлива на 1 квадратный метр и стоимости твердого топлива, установленных в соответствии с действующим законодательством. Возмещение расходов осуществляется исполнительным органом государственной власти, уполномоченным Правительством Забайкальского края. Уполномоченным органом по возмещению данных расходов является Министерство социальной защиты населения Забайкальского края. Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, как уполномоченный орган по возмещению указанных расходов организациям, индивидуальным предпринимателям, предоставившим услуги, должен надлежащим образом заключить договор с организациями, индивидуальными предпринимателями на оказание услуг по доставке твердого топлива указанным педагогическим работникам. Министерство финансов Забайкальского края исполнило все предоставленные Министерством социальной защиты населения Забайкальского края заявки по возмещению указанных расходов. Министерство финансов Забайкальского края не несет ответственности за бездействие уполномоченного органа. Кроме этого как далее указывает ответчик в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений если иное не предусмотрено федеральным законом. В связи с изложенным представитель Министерства по финансам Забайкальского края просит отменить решение мирового судьи судебного участка № 26 Сретенского района от 01.03.2011 года (л.д. 47-48). В заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков Министерства образования и молодежной политики Забайкальского края, Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, Сретенского отдела Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, Министерства по финансам Забайкальского края не явились, ранее по заявленным требованиям ими были представлены возражения (л.д. 18-21, 24-27, 29-30, 47-48). Суд на месте вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие представителей ответчиков. В заседание суда апелляционной инстанции истец Боробова Е.В., не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем поступило заявление. Суд на месте вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие истца Боробовой Е.В. Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, выслушав объяснения помощника прокурора района Склема И.Ю. об оставлении жалобы без удовлетворения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему. Как следует из материалов дела и правильно установлено мировым судьей, истица является <данные изъяты> МОУ «Верхнекуларкинская СОШ», имеет жилую площадь и проживает в <адрес> и в силу ст. 160 ЖК РФ, п. «г» ст.18 Закона Читинской области «Об образовании» в редакции, действовавшей в оспариваемый период, педагогические работники имели право на бесплатное пользование жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Из материалов дела видно, что указанные меры оказывались истцу не в полном объеме, в результате чего образовалась задолженность по их выплате за 2008 год, подтвержденная представленным прокурором расчетом стоимости затрат коммунальных услуг – за твердое топливо. Проверяя законность и обоснованность решения мирового судьи по доводам апелляционной жалобы Министерства финансов Забайкальского края, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об оставлении данной жалобы без удовлетворения, по следующим основаниям. При разрешении спора мировой судья правильно исходил из того, что установленный в оспариваемый период абз. 3 п. "г" ч. 1 ст. 18 в редакции Закона Читинской области от 26 февраля 2007 года № 890-ЗЧО, с изменением, внесенным Законом Читинской области от 24 октября 2007 года № 1020-ЗЧО) возмещениерасходов, связанных с предоставлением льгот на жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), освещение, организациям и индивидуальным предпринимателям осуществлялось за счет средств областного бюджета по фактически произведенным и документально подтвержденным ими расходам в порядке, устанавливаемом законом области. 20.02.2008 г. Читинской областной Думой был принят Закон Читинской области № 1098-ЗЧО «О порядке возмещения расходов связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности педагогическим работникам образовательных учреждений Читинской области», согласно которому возмещение расходов организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществлялось исполнительным органом государственной власти, уполномоченным Администрацией Читинской области. В соответствии с постановлением Губернатора Забайкальского края от 23.04.2008 года № 51 вступившим в силу 02 мая 2008 года уполномоченным органом по возмещению расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности педагогическим работникам образовательных учреждений в Забайкальском крае являлся Комитет социального обеспечения Читинской области. 02 сентября 2008 года постановлением Правительства Забайкальского края утверждено Положение о Министерстве социальной защиты населения Забайкальского края Согласно п.п. 10.4.4. Положения о Министерстве последнее осуществляет возмещение расходов связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности. Приведенная правовая норма свидетельствует о том, что компенсация затрат на расходы по оплате отопления осуществляется за счет средств бюджета Читинской области, ныне Забайкальского края, а Министерство социальной защиты населения Забайкальского края лишь производит выплаты по возмещению расходов организациями и индивидуальными предпринимателями за оказанные ими преподавателям услуги. Исходя из Закона Читинской области «Об образовании» действовавшего в момент образования задолженности истца, возмещение указанных расходов производилось за счет средств областного бюджета, в связи с чем, надлежащим ответчиком по данному делу был признан правопреемник Комитета по финансам Читинской области – Министерство по финансам Забайкальского края. При таком положении требования истца могли быть удовлетворены за счет собственных средств Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, лишь при доказанности перечисления средств на эти цели из бюджета Читинской области. Вместе с тем, таких доказательств, представителем Министерства финансов Забайкальского края в суд не представлено, несмотря на то, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство финансов Забайкальского края не несет ответственность за бездействия уполномоченного органа по возмещению данных расходов, не могут послужить основанием для удовлетворения иска за счет средств Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, поскольку такие обстоятельства не освобождают бюджет субъекта от возмещения затрат на выплату педагогическим работникам средств на оплату жилья и коммунальных услуг. Мировой судья при рассмотрении дела правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал доказательства, дал им правильную юридическую оценку. Выводы судьи соответствуют материалам дела. При рассмотрении дела мировым судьей не было допущено нарушений процессуальных норм, которые повлекли или могли повлечь неправильное разрешение дела. Мировой судья взыскал с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в бюджет муниципального района госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей, в этой части решение мирового судьи подлежит изменению в силу ч. 1 п. 4 ст. 362 ГПК РФ, поскольку в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, Министерство финансов Забайкальского края освобождается от уплаты государственной пошлины. Так, на основании ст.328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе изменить решение мирового судьи или отменить его и принять новое решение. Учитывая вышеизложенное, решение мирового судьи подлежит изменению в силу ч. 1 п. 4 ст. 362 ГПК РФ, а апелляционная жалоба ответчика Министерства финансов Забайкальского края подлежит частичному удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции, РЕШИЛ: Апелляционную жалобу ответчика Министерства финансов Забайкальского края удовлетворить частично. Решение мирового судьи судебного участка № 26 Сретенского района Забайкальского края Белокрылова С.В. от 01 марта 2011 года по иску прокурора Сретенского района Забайкальского края в интересах педагогического работника «Верхне-Куларкинской СОШ» Сретенского района Боробовой Е.В. к Министерству финансов Забайкальского края о взыскании задолженности по коммунальным услугам, изменить. Взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Боробовой Е.В. понесенные ею расходы в связи с приобретением и поставкой ей твердого топлива в сумме <данные изъяты> рублей; В иске прокурору Сретенского района Забайкальского края в интересах педагогического работника «Верхне-Куларкинской СОШ» Сретенского района Боробовой Е.В. к Министерству образования и молодежной политики Забайкальского края, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Сретенскому отделу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края о взыскании задолженности по коммунальным услугам, отказать. Министерство финансов Забайкальского края освободить от уплаты государственной пошлины. Апелляционное решение вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий Долгорова А.Г.