Дело № 2-612/2010г. Именем Российской Федерации 13 октября 2010 года г. Сретенск Сретенский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Долгоровой А.Г., при секретаре Усовой Ю.В., с участием процессуального истца – зам. прокурора Сретенского района Быкова А.В., представителя ответчика ОВД по Сретенскому району – Занина А.А., действующего на основании доверенности от 13.09.2010 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Сретенского района Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц - подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в ИВС ОВД по Сретенскому району к ОВД по Сретенскому району Забайкальского края о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий по приведению ИВС ОВД по Сретенскому району в соответствие с требованиями ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», установил: И.о. прокурора Сретенского района Забайкальского края обратилась в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц - подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС ОВД по Сретенскому району к ОВД по Сретенскому району Забайкальского края о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий по приведению ИВС ОВД по Сретенскому району в соответствие с требованиями ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В обоснование иска указывает, что прокуратурой района в Дата обезличена года с привлечением начальника отделения ГПН по Сретенскому району в присутствии начальника ИВС ОВД района, специалиста ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае в Нерчинском районе» проведена проверка условий содержания лиц в изоляторе временного содержания (ИВС) ОВД по Сретенскому району, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения закона. В соответствии с Конституцией РФ международные нормативно- правовые акты являются неотъемлемой частью законодательства Российской Федерации. Статья 3 Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» предусматривает, что никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. В силу ст. 4 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № ЮЗ-ФЗ от 15 июля 1995 года и Постановления КС РФ от 25 октября 2001 г. № 14-П содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ. Ст. 23 Закона «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлена норма санитарной площади - 4 квадратных метра на одного человека. В соответствии с требованиями Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ № 950 от 22 ноября 2005 года: в течении суток прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку в санпропускнике либо в бане населенного пункта (п. 14 Правил), подозреваемые и обвиняемые прошедшие санитарную обработку получают постельные принадлежности (п. 15); подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом, содержащиеся в ИВС лица, обеспечиваются 3-х разовым горячим питанием (п. 42), спальным местом, а также матрацем, подушкой, одеялом, двумя простынями, наволочкой, полотенцем, столовой посудой и приборами (п. 43). Камеры ИВС оборудуются шкафом для хранения принадлежностей и продуктов, санитарным узлом с соблюдением требований приватности, краном с водопроводной водой, радиодинамиком, светильниками дневного и ночного освещения (п. 45). Не реже 1 раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, помывку в душе, смена постельного белья производится еженедельно (п. 47). Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан (п. 122). В ходе проверки ИВС ОВД по Сретенскому району выявлены нарушения указанных требований закона. В нарушение требований ст. 23 Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» норма санитарной площади (4 кв. метра на человека) в камерах не соблюдается. Так, в камере Номер обезличен отдельные спальные места (двухъярусные кровати) отсутствуют. Площадь камер - от 6 до 9 кв. м., рассчитанных на одновременное содержание от 2 до 4 человек. В камерах Номер обезличенНомер обезличен на человека предусмотрено по 2,25 квадратных метра, в камерах Номер обезличен – по 3 квадратных метра. Систематически в нарушение требований п. 43 «Правил внутреннего распорядка ИВС...» в камерах содержится количество лиц, превышающее число спальных мест в камере. Указанные нарушения подтверждаются выписками из журнала лиц, содержащихся в ИВС. В нарушение требований п. 14, 15, 43 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ № 950 от 22 ноября 2005 года (далее - правил внутреннего распорядка...) в ИВС отсутствует водоснабжение, канализация, камеры не оборудованы санитарными узлами, кранами с водопроводной водой, радиодинамиками. Поступившие в ИВС лица не проходят первичную санитарную обработку, дезинфекция не проводится, постельные принадлежности не выдаются. Еженедельная помывка лиц содержащихся в ИВС не организована, душевые кабинки, санпропускник и камера дезинфекции в ИВС отсутствует. Указанное нарушение подтверждается актом прокурорской проверки от Дата обезличена, Дата обезличена года. В нарушение требований п. 42 Правил внутреннего распорядка горячим питанием лица, содержащиеся под стражей, обеспечиваются только 1 раз в сутки в обеденный перерыв. Указанное нарушение подтверждается актом прокурорской проверки от Дата обезличена г.. В камерах ИВС отсутствуют средства пожарной безопасности, а имеющийся в коридоре ИВС шлейф пожарной сигнализации в нарушение п. 98 Правил пожарной безопасности не прикреплен к потолочному перекрытию. Указанное нарушение подтверждается актом прокурорской проверки, проведенной совместно с начальником ГПН МЧС Сретенского района ФИО2 от Дата обезличена г.. В нарушение СанПиН 42-121-47-19-88 «Устройство, оборудование и содержание общежитий для рабочих, студентов, средних специальных заведений и профессиональных училищ», под действие которого подпадают и изоляторы временного содержания ОВД, камеры ИВС оснащены маломощными лампами накаливания в недостаточном количестве, вследствие чего освещение в них ниже требуемых норм. Указанное нарушение подтверждается Протоколом измерения освещенности № 160-165 от 28.07.2010 г., составленным в ходе проверки ИВС прокурором с участим специалиста Роспотребнадзора – ФИО1. Ввиду отсутствия дезинфекционных камер и санпропускников не проводится санитарная обработка поступающих под стражу лиц. Это создает реальную угрозу здоровью и трудоспособности личного состава, вызывает высокий риск заболеваний сотрудников ИВС и подозреваемых инфекционными и паразитарными заболеваниями, нарушает закрепленное ч. 3 ст. 37 Конституции РФ и ст. 2 Трудового кодекса РФ право сотрудников ИВС ОВД на безопасные условия труда. Имеющаяся в ИВС аптечка недоукомплектована средствами, предусмотренными Примерным перечнем средств, входящих в аптечку для оказания первой помощи в ИВС, предусмотренным Инструкцией о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в ИВС ОВД. Отсутствуют устройство для проведения искусственного дыхания, аппарат дыхательный ручной, ножницы тупоконечные, недостаточно пакетов индивидуальных перевязочных, бинтов эластичных трубчатых нестерильных. Указанные нарушения подтверждаются актом проверки ИВС ОВД от Дата обезличена г. Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, понуждение к исполнению обязанности в натуре. Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, содержащиеся в ИВС ОВД района не имеют возможности самостоятельно обратиться в суд и отстаивать свои права, находясь в местах лишения свободы, поэтому обращение в интересах данного круга лиц прокурором, с учетом данных уважительных причин, является обоснованным. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Прокурор просит признать бездействие ОВД по Сретенскому району Забайкальского края, в части непринятия мер по приведению в соответствии с законодательством условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОВД района, незаконным. Возложить на ОВД по Сретенскому району обязанность: обеспечить соблюдение нормы санитарной площади не менее 4-х квадратных метров на 1 человека; оснастить ИВС водоснабжением, канализацией, санитарными узлами; обеспечить лиц, содержащихся под стражей, 3-х разовым горячим питанием, проводить на постоянной основе санитарную обработку лиц, содержащихся под стражей; обеспечить выдачу постельных принадлежностей и постельного белья, посуды и столовых приборов, оборудовать камеры в соответствии с требованиями законодательства местами для сна, радиодинамиками, светильниками ночного и дневного освещения, средствами пожарной безопасности л.д.2-12). В ходе судебного разбирательства по ходатайству процессуального истца привлечены к участию в деле в качестве соответчика – УВД по Забайкальскому краю л.д. 25, 26-27), в связи, с чем прокурором района уточнены исковые требования л.д.16-20). По уточненному иску прокурор района просит суд: Обязать ответчика - ОВД по Сретенскому району: - обеспечить соблюдение нормы санитарной площади не менее 4-х квадратных метров на 1 человека; - оснастить камеры ИВС водоснабжением, канализацией, санитарными узлами; - проводить на постоянной основе санитарную обработку лиц, содержащихся под стражей: оборудовать душевые кабинки, проводить еженедельную помывку указанных лиц, оборудовать санпропускник и камеру для содержания лиц с инфекционными заболеваниями; - 3-х разовым горячим питанием; - выдачу постельных принадлежностей (одеяла, подушки) и постельного белья (простыни, наволочки); - выдачу посуды и столовых приборов; - оборудовать камеру Номер обезличен местами для сна (кроватями); - установить стол в камере Номер обезличен; - оборудовать камеры радиодинамиками вещания общегосударственных радиопрограмм, светильниками ночного и дневного освещения; - в соответствии с Нормами пожарной безопасности 110-03 оборудовать камеры средствами пожарной автоматической сигнализации; - в соответствии с требованиями пункта 98 Правил пожарной безопасности прикрепить шлейф пожарной сигнализации в коридоре ИВС к потолку; - привести в соответствие с требованиями СанПиН 42-121-47-19-88 «Устройство, оборудование и содержание общежитий для рабочих, студентов, средних специальных заведений и профессиональных училищ» освещенность камер ИВС, установить лампы накаливания достаточной мощности. - укомплектовать медицинскую аптечку в соответствии с требованиями Примерного перечня средств, входящих в аптечку для оказания первой помощи в ИВС: устройством для проведения искусственного дыхания, дыхательным ручным аппаратом, тупоконечными ножницами, индивидуальными перевязочными пакетами, эластичными трубчатыми нестерильными бинтами. Обязать УВД по Забайкальскому краю обеспечить ИВС ОВД по Сретенскому району необходимым имуществом для содержания в нем подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а так же выделить финансовые средства ОВД по Сретенском району для выполнения вышепоименованных работ и приведения ИВС и камер ИВС ОВД по Сретенскому району в соответствие с требованиями федерального законодательства, в пределах финансирования из федерального бюджета. В судебном заседании процессуальный истец – зам. прокурора Сретенского района Быков А.В., отказался от иска в части понуждения ответчика – ОВД по Сретенскому району обязать обеспечить: 3-х разовым горячим питанием, выдачу постельных принадлежностей (одеяла, подушки), постельного белья (простыни, наволочки), посуды и столовых приборов; установить стол в камере Номер обезличен; оборудовать камеры радиодинамиками вещания общегосударственных радиопрограмм, светильниками ночного и дневного освещения; в соответствии с нормами пожарной безопасности 110-0З оборудовать камеры средствами пожарной автоматической сигнализации; в соответствии с требованиями пункта 98 Правил пожарной безопасности прикрепить шлейф пожарной сигнализации в коридоре ИВС к потолку; укомплектовать медицинскую аптечку в соответствии с требованиями Примерного перечня средств, входящих в аптечку для оказания первой помощи в ИВС: устройством для проведения искусственного дыхания, дыхательным ручным аппаратом, тупоконечными ножницами, индивидуальными перевязочными пакетами, эластичными трубчатыми нестерильными бинтами в связи с добровольным исполнением до вынесения решения суда, о чем представил письменное заявление л.д. 106-107), а в остальной части уточненные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, ссылаясь на обстоятельства, указанные в заявлении, а также просил обязать ОВД по Сретенскому району устранить нарушения в пределах выделенных УВД по Забайкальскому краю финансовых средств. Определением суда в части отказа от иска дело производством прекращено. Представитель ответчика ОВД по Сретенскому району Занин А.А. уточненные исковые требования прокурора признал частично, о чем представил письменное заявление л.д.105). Пояснив, что из-за отсутствия денежных средств Сретенское ОВД не может построить новое ИВС, которое бы соответствовало всем установленным требованиям, как не может обеспечить соблюдение санитарной нормы площади не менее четырех квадратных метров на одного человека, проводить на постоянной основе санитарную обработку лиц, содержащихся под стражей, установить лампы накаливания достаточной мощности и оборудовать камеру Номер обезличен индивидуальными спальными местами (кроватями). Денежные средства на эти мероприятия не выделялись. Финансирование на ИВС производится из федерального бюджета через УВД Забайкальского края. В связи с этим ОВД может произвести оборудование ИВС лишь в пределах финансирования. Однако требование в части оборудовать камеру для содержания лиц с инфекционными заболеваниями не признал, ссылаясь на то, что Приказом Номер обезличен от Дата обезличена года для содержания в ИВС ОВД по Сретенскому району подозреваемых и обвиняемых страдающих инфекционными заболеваниями закреплена камера Номер обезличен, но при наполняемости ИВС будет данная камера использоваться для здорового контингента лиц. Судом разъяснены представителю ответчика ОВД по Сретенскому району – Занину А.А., действующему на основании доверенности от 13.09.2010 года л.д.15) последствия признания иска. В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, поскольку право представителя на признание иска специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом. Представитель соответчика УВД по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил л.д.28,31). В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. С учетом мнения сторон, суд на месте вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя соответчика УВД по Забайкальскому краю. В представленных письменных возражениях представитель соответчика УВД по Забайкальскому краю просил в удовлетворении заявления прокурора отказать, указывая на следующее: - прокурор не вправе обращаться в суд с указанными требованиями в интересах неопределенного круга лиц - подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в ИВС ОВД по Сретенскому району, так как данные лица имеют право сами обратиться в суд за защитой своих интересов, если считают, что нарушаются их права и законные интересы; - требования прокурора Сретенского района к УВД по Забайкальскому краю не конкретизированы, из них не понятно, каким необходимым имуществом он просит обязать УВД обеспечить ИВС ОВД по Сретенскому району, а также на какие цели и в каком количестве выделить финансовые средства для приведения ИВС в соответствие с требованиями законодательства; - требования к ОВД по Сретенскому району об обеспечении соблюдения нормы санитарной площади не менее 4-х квадратных метров на 1 человека необоснованны, так как данная норма в ИВС соблюдается. В ИВС имеется шесть камер для содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений общей площадью 49 кв.м.. Лимит наполняемости составляет 12 человек. В случае превышения лимита мест содержания, отделом организации деятельности спецучреждений милиции и конвоирования МОБ УВД по Забайкальскому краю издается распоряжение на внеплановое конвоирование подозреваемых и обвиняемых силами отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД по Забайкальскому краю из ИВС ОВД по Сретенскому району в учреждение ИЗ 75/1 г. Читы; - требования в части обеспечения трехразовым питанием необоснованны, так как на основании договоров Номер обезличен от Дата обезличена года и Номер обезличен от Дата обезличена года с ... в ИВС ОВД по Сретенскому району организовано трехразовое горячее питание для спецконтингента; - не могут применяться к изоляторам временного содержания ОВД требования СанПин 42-121-47-19-88 «Устройство, оборудование и содержание общежитий для рабочих, студентов, средних специальных заведений и профессиональных училищ», так как ИВС не являются общежитиями л.д.29-30). Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит уточненное заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, а также в силу специального Закона. На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17.01.1992 (в редакции от 28.11.2009) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии со ст. 32 настоящего ФЗ предметом надзора прокурора являются соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания. В силу ст. 1 данного ФЗ прокуратура РФ осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе службами и иными федеральными органами исполнительной власти; администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера. Как указано в заявлении прокурора в суд, оно подано в интересах неопределенного круга лиц – подозреваемых и обвиняемых, в совершении преступлений, содержащихся в ИВС ОВД по Сретенскому району. В соответствии с ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Таким образом, направляя в суд заявление в интересах неопределённого круга лиц, в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права каждого на судебную защиту его прав и свобод, прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения нарушения прав подозреваемых, обвиняемых. Согласно статьи 4 Закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизама, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Согласно абз. 3 ст. 7 ФЗ №103-ФЗ от 15.07.1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. На основании ч.3 ст. 9 вышеназванного Федерального закона изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти. В силу п.9 ст. 17 данного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях. Норма санитарной площади в камере на одного человека в соответствии со ст. 23 указанного Федерального закона устанавливается в размере четырех квадратных метров. Приказом Министерства внутренних дел от 22 ноября 2005 г. № 950 ( в ред. Приказов МВД РФ от 12.04.2007 г. №355, от 15.05.2007 г. №433) утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. Согласно п.п. 2, 3 указанных Правил внутреннего распорядка в ИВС устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника органа внутренних дел, его заместителя - начальника милиции общественной безопасности, начальника ИВС. В силу п. 45 Правил внутреннего распорядка камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды. В соответствии с п. 47 данных Правил не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Судом установлено, что ОВД по Сретенскому району является юридическим лицом, внесен в ЕГРЮЛ, что подтверждено свидетельством серии 75 Номер обезличен от Дата обезличенаг., выданным межрайонной инспекцией ФНС Номер обезличен по Забайкальскому краю, в гражданских правоотношениях участвует в форме государственного учреждения, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, может выступать истцом и ответчиком в суде л.д.43). В соответствии со ст. 120 ГК РФ ОВД по Сретенскому району является бюджетным учреждением. В силу ст. 162 ГК РФ ОВД по Сретенскому району Забайкальского края является получателем бюджетных средств. Согласно п. 2 Положения об ОВД по Сретенскому району утвержденному приказом Номер обезличен от Дата обезличенаг. горрайорган внутренних дел осуществляет полномочия органов внутренних Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, защиты собственности от противоправных посягательств, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и безопасности дорожного движения, борьбы с преступностью на территории Сретенского района Забайкальского края л.д.44,45-55). Согласно п. 3 Положения горрайорган внутренних дел входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Управлению внутренних дел по Забайкальскому краю. Согласно п. 12, 13 Положения об отделе внутренних дел по Сретенскому району финансирование горрайоргана внутренних дел осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Забайкальского края (до утверждения в установленном порядке бюджета Забайкальского края – за счет средств бюджета Читинской области), местного бюджета и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ. Материально-техническое обеспечение горрайоргана внутренних дел осуществляется в порядке, определяемом законодательством РФ и нормативными правовыми актами МВД России л.д.48). На основании п.17.18. Положения об отделе внутренних дел по Сретенскому району ОВД по Сретенскому району осуществляет содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания, их охрану и конвоирование л.д. 50). В силу пунктов 20.26, 20.27, 20.28 указанного Положения начальник горрайоргана внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном порядке и в пределах предоставленных нормативными правовыми актами МВД России полномочий распоряжается доведенными лимитами бюджетных обязательств и объемами финансирования расходов, распределяет и перераспределяет материально-технические средства в соответствии с нормами положенности между структурными подразделениями горрайоргана внутренних дел и подчиненными подразделениями, осуществляет оперативное управление имуществом горрайоргана внутренних дел, обеспечивает рациональное и эффективное использование транспортных, оперативно-технических средств, иных материальных ценностей, а также денежных ассигнований л.д. 54-55). Согласно п. 15 настоящего Положения непосредственный контроль за деятельностью горрайоргана внутренних дел в установленном порядке осуществляет УВД по Забайкальскому краю л.д.48). Соответчиком УВД по Забайкальскому краю не предоставлено суду Положение об Управлении внутренних дел по Забайкальскому краю, поэтому суд рассматривает дело по имеющимся материалам. В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела в здании ОВД по Сретенскому району, расположенному в ..., по ... ..., на ... этаже, находятся ... камер (Номер обезличенНомер обезличен) ИВС, но из них: ... камер (Номер обезличенНомер обезличен) предназначены для содержания 14 человек подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, а ... камера (Номер обезличен) неофициально предназначена для содержания лиц арестованных в административном порядке, кроме того, приказом Номер обезличен от Дата обезличена года для содержания в ИВС ОВД по Сретенскому району подозреваемых и обвиняемых страдающих инфекционными заболеваниями закреплена камера Номер обезличен. Однако при наполняемости ИВС камеры Номер обезличенНомер обезличен также используются для данного контингента лиц. Согласно техническому паспорту здания ОВД по Сретенскому району площадь указанных камер ИВС составляет 11 кв.м., 12 кв.м., 5 кв.м., 6 кв.м., 5 кв.м. и 8 кв.м. л.д. 56-59). Согласно акта о проведенной зам. прокурора Сретенского района проверке в ИВС ОВД по Сретенскому району от Дата обезличена года, в ИВС ОВД по Сретенскому району не соблюдаются санитарные нормы площади в камере на одного человека, которое устанавливает площадь на одного человека 4 кв.м., также в камере Номер обезличен отдельные спальные места не предусмотрены л.д.11). Кроме того, в камерах ИВС уровень искусственной освещенности не соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам л.д.12). В камерах ИВС отсутствуют: санитарный узел с соблюдением необходимых мер приватности (в камерах находятся ведра для отправления естественных надобностей); кран с водопроводной водой (в камерах находятся бачки с питьевой водой). Эти факты свидетельствуют о нарушении санитарно-гигиенических требований. В нарушение ст. 24 Закона № 103-ФЗ никто из подозреваемых и обвиняемых при помещении в ИВС не проходят санитарную обработку в связи с отсутствием в ИВС санпропускника и дизкамеры л.д.6). По мнению прокурора проблемы, связанные с условиями содержания в ИВС при ОВД по Сретенскому району, имеют постоянный характер, подозреваемые и обвиняемые содержатся в крайне неудовлетворительных условиях, унижающих их человеческое достоинство, которые Европейским Судом по правам человека рассматриваются как пыточные. Указанные обстоятельства не оспариваются представителем ответчика – ОВД по Сретенскому району. Ссылку представителя ответчика на то, что при наполняемости ИВС камера Номер обезличен закрепленная для содержания в ИВС ОВД по Сретенскому району подозреваемых и обвиняемых страдающих инфекционными заболеваниями будет использоваться для здорового контингента лиц, суд оценивает критически, поскольку не допустимо даже при наполняемости ИВС содержать в камере Номер обезличен подозреваемых и обвиняемых не страдающих инфекционными заболеваниями, так как это создаст реальную угрозу здоровью, вызовет высокий риск заболеваний сотрудников ИВС и лиц содержащихся в ИВС. В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся больные инфекционными заболеваниями. Таким образом, судом достоверно установлено, что камеры ИВС ОВД Сретенского района Забайкальского края не оборудованы водоснабжением, канализацией, санитарными узлами, также камера Номер обезличен не оборудована местами для сна (кроватями), уровень искусственной освещенности в камерах ИВС не соответствует требованиям СанПин. Кроме того, не соблюдаются санитарные нормы площади на одного человека в камерах ИВС ОВД по Сретенскому району, в ИВС не проводится на постоянной основе санитарная обработка лиц, содержащихся под стражей, отсутствует душ, санпропускник и не закреплена камера для содержания лиц с инфекционными заболеваниями. Данные нарушения нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц – подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей в ИВС ОВД по Сретенскому району Забайкальского края. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Федеральные законы РФ и принятые во исполнение их подзаконные акты подлежат исполнению всеми гражданами, должностными лицами. Недостаток финансирования не освобождает их от исполнения законов в полном объеме. Деятельность ОВД по Сретенскому району Забайкальского края, в том числе и содержание ИВС ОВД по Сретенскому району Забайкальского края, финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджета Забайкальского края, местного бюджета и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ. Денежные средства из федерального бюджета поступают в УВД по Забайкальскому краю, которое распределяет их по ОВД Забайкальского края. Доводы соответчика представителя УВД по Забайкальскому краю изложенные в возражении суд считает необоснованными. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ОВД по Сретенскому району обязано обеспечить соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС ОВД в пределах выделенных УВД по Забайкальскому краю финансовых средств, а УВД по Забайкальскому краю в пределах финансирования из средств федерального бюджета обязано выделить на эти цели ОВД Сретенскому району финансовые средства и обеспечить необходимым имуществом. Суд соглашается с мнением прокурора, что ответчиками не принято исчерпывающих мер по улучшению бытовых и санитарно-гигиенических условий для лиц, содержащихся в ИВС. Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, понуждение к исполнению обязанности в натуре. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора об устранении грубых нарушений при содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ИВС при ОВД по Сретенскому району являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Уточненное исковое заявление прокурора Сретенского района в интересах неопределенного круга лиц – подозреваемых и обвиняемых, в совершении преступлений, содержащихся в ИВС ОВД по Сретенскому району к ОВД по Сретенскому району и УВД по Забайкальскому краю о понуждении к совершению действий по приведению ИВС ОВД по Сретенскому району в соответствие с требованиями ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», удовлетворить. Обязать ответчика - ОВД по Сретенскому району: 1. Обеспечить соблюдение нормы санитарной площади не менее четырех квадратных метров на одного человека; 2. Оснастить камеры ИВС водоснабжением, канализацией, санитарными узлами; 3. Проводить на постоянной основе санитарную обработку и еженедельную помывку лиц, содержащихся под стражей; 4. Оборудовать ИВС душевыми кабинками, санпропускником и камерой для содержания лиц с инфекционными заболеваниями; 5. Оборудовать камеру Номер обезличен местами для сна (кроватями); 6. Привести в соответствие с требованиями СанПиН 42-121-47-19-88 «Устройство, оборудование и содержание общежитий для рабочих, студентов, средних специальных заведений и профессиональных училищ» освещенность камер ИВС, установить лампы накаливания достаточной мощности. Обязать УВД по Забайкальскому краю выделить финансовые средства ОВД по Сретенскому району Забайкальского края для выполнения вышепоименованных работ в ИВС ОВД по Сретенскому району Забайкальского края и обеспечить ИВС ОВД по Сретенскому району необходимым имуществом для содержания в нем под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в соответствии с федеральным законодательством в пределах финансирования из средств федерального бюджета. Решение может быть обжаловано, а также на него может быть принесено представление прокурора в кассационном порядке в коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Сретенский районный суд в течение десяти дней со дня получения мотивированного решения суда. Председательствующий: А.Г. Долгорова