По иску прокурора в интересах Х. об обязывании предоставления жилого помещения



Дело №2-32/2011 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Сретенск 21 января 2011 года

Сретенский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Долгоровой А.Г.,

при секретаре Алексеевой М.В.,

с участием процессуального истца – помощника прокурора Сретенского района Склема И.Ю.,

представителя ответчика администрации сельского поселения «Усть-Наринзорское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Карелиной Т.А., действующей на основании прав по должности,

третьего лица – представителя органа опеки и попечительства Управления образованием администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Кондинской Е.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сретенского района в защиту интересов Хоматова Виктора Сергеевича к администрации сельского поселения «Усть-Наринзорское» муниципального района «Сретенский район», администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об обязывании предоставления жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сретенского района Забайкальского края (в порядке ст. 45 ГПК РФ) обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Хоматова В.С. к администрации сельского поселения «Усть-Наринзорское», администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об обязывании предоставления жилого помещения.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по защите жилищных прав несовершеннолетних, Управлением образованием администрации муниципального района «Сретенский район», выполняющим функции органа опеки и попечительства, в прокуратуру района был представлен список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в администрациях более 3-5 лет, где числится Хоматов Виктор Сергеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно Постановления Главы администрации муниципального образования «Сретенский район» от ДД.ММ.ГГГГ Хоматов Виктор Сергеевич был определен в детское государственное учреждение. Право на жилье не было закреплено, из-за отсутствия его у матери – ФИО1.

Хоматов находился на воспитании и содержании в детском доме <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В администрации сельского поселения «Усть-Наринзорское» согласно журнала регистрации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Хоматов В.С. поставлен на учет за , как нуждающийся в жилье.

Согласно информации главы администрации сельского поселения «Усть-Наринзорское», очередь не продвигается, из-за отсутствия денежных средств, оформлена заявка на финансирование субвенций на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью.

Хоматов, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в особой помощи и поддержке со стороны государства, находится в трудной жизненной ситуации.

Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ч.1 ст.1, п.3 ст.3) органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Пунктом 2 части 2 ст.57 ЖК РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончанию пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Аналогичная норма закреплена и в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Статьей 8 указанного закона определено, что дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются по месту жительства вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм.

В ст.49 и ст.52 ЖК РФ установлено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилого фонда, последующее заключение договора найма являются обязанностью органов местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.7 Закона Забайкальского края «О детях-сиротах и детях оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года №304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч.2 названного Закона органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.

В соответствии с п.1 ч.4 указанного Закона при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия, Правительство Забайкальского края обязано обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия.

Согласно ч.1 ст.5 названного Закона финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

23.12.2009 года принято постановление Правительства Забайкальского края №474-а «Об утверждении Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью».

Законом Забайкальского края от 3 декабря 2009 года №285-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» (в ред. от 01.06.2010 года № 369-ЗЗК) на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью, предусмотрено 28639,3 тысячи рублей.

Данные средства распределены между муниципальными районами и городскими округами.

Хоматов В.С. находился на полном государственном обеспечении, следовательно, государство должно было проявлять заботу о его праве на жилье. В связи с чем, обращение прокурора с настоящим иском является осуществлением его конституционных прав.

В силу ст.10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующий суд Российской Федерации.

В соответствии с внесенными изменениями в ст.45 ГПК РФ Федеральным законом от 5.04.2009 года №43-ФЗ прокурор вправе защитить любые интересы гражданина.

На основании изложенного прокурор просит обязать администрацию сельского поселения «Усть-Наринзорское» муниципального района Сретенский район, администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края предоставить вне очереди Хоматову Виктору Сергеевичу жилое помещение площадью не ниже 33 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций предоставляемых из бюджета Забайкальского края (л.д. 2-6).

В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора Сретенского района Склема И.Ю. настаивала на удовлетворении исковых требований предъявленных к ответчикам, просила предоставить вне очереди истцу Хоматову В.С. жилое помещение с жилой площадью не менее установленной социальной нормы, соответствующее по степени благоустроенности условиям населенного пункта, в котором будет предоставлено жилое помещение, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.

В судебное заседание истец Хоматов В.С. не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна (л.д.____).

Суд, выслушав мнение участников процесса, считавших возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Хоматова В.С., вынес определение о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем отражено в протоколе судебного заседания.

Представитель ответчика администрации сельского поселения «Усть-Наринзорское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Карелина Т.А., действующая на основании прав по должности, исковые требования признала и пояснила, что Администрация сельского поселения «Усть-Наринзорское» не отказывается от исполнения требований прокурора, заключающихся в предоставлении жилого помещения Хоматову В.С., и как только администрация района, за счет субвенций предоставляемых из бюджета Забайкальского края приобретет и передаст им жилое помещение, они предоставят это помещение Хоматову, о чем предоставила письменное заявление (л.д.____).

В соответствии со ст. 175 ГПК РФ судом разъяснены представителю ответчика последствия признания иска.

В судебное заседание представители ответчика Администрации МР «Сретенский район» Забайкальского края не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили суд прокурору в исковых требованиях отказать и рассмотреть дело в их отсутствии, о чем представили отзыв на исковое заявление (л.д.______).

В судебное заседание представители ответчика Правительства Забайкальского края не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили суд прокурору в иске отказать и рассмотреть дело в их отсутствии, о чем направили возражения по иску (л.д. _____).

В судебное заседание представители ответчика Министерства финансов Забайкальского края не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили суд прокурору в исковых требованиях отказать и рассмотреть дело в их отсутствии, о чем представили отзыв на исковое заявление (л.д.______).

В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц.

Третье лицо – представитель органа опеки и попечительства Управления образованием администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Кондинская Е.А., действующая на основании доверенности, иск прокурора поддержала и суду пояснила, что истец Хоматов состоит на льготном учете в администрации сельского поселения «Усть-Наринзорское». В настоящее время сирота Хоматов Виктор Сергеевич не имеет жилья.

Заслушав объяснения процессуального истца – помощника прокурора Сретенского района Склема И.Ю., представителя ответчика администрации сельского поселения «Усть-Наринзорское» Карелиной Т.А., представителя органа опеки и попечительства Управления образованием администрации муниципального района «Сретенский район» Кондинской Е.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Хоматов Виктор Сергеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой. Постановлением Глав администрации Сретенского района Читинской области от ДД.ММ.ГГГГ Хоматов В.С. был определен в детское государственное учреждение. Право на жилье не закреплялось из-за отсутствия его у матери ФИО1, лишенной родительских прав решением Сретенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2 имеет другую семью, нигде не работает, проживает в <адрес> (л.д.8-9). Истец Хоматов В.С. находился на воспитании и содержании ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Кокуйский детский дом» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7). В настоящее время Хоматов В.С. не имеет жилого помещения. С ДД.ММ.ГГГГ Хоматов В.С. состоит на льготном учете за в администрации сельского поселения «Усть-Наринзорское» для внеочередного предоставления жилой площади, однако до настоящего времени жилой площадью не обеспечен (л.д.10, ______).

Доводы представителя ответчика Администрации МР «Сретенский район» изложенные в отзыве о том, что администрация МР «Сретенский район» является не надлежащим ответчиком по делу, суд считает несостоятельными.

Согласно Порядка расходования субвенций на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и порядок приобретения жилых помещений для лиц указанной категории, утвержденного Постановлением главы администрации муниципального района «Сретенский район» № 649 от 30.07.2010 года, администрация МР «Сретенский район» приобретает жилье, в соответствии с законодательством, детям-сиротам и детям, находящимся под опекой (попечительством), нуждающихся в жилье, в муниципальную собственность с последующей передачей в администрации поселений, где приобреталось жилье, для включения в Реестр казны поселения с последующей передачей сироте по договору социального найма (л.д.______).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией сельского поселения «Усть-Наринзорское» подана заявка на финансирование субвенций на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью (л.д.11).

По сведениям Комитета по финансам Сретенского района следует, что поступившие в 2010 году средства для реализации государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилой площадью в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек использованы в полном объеме. В 2011 году средства для реализации указанных полномочий не поступали (л.д. ______).

В соответствии со ст.1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года №304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч.2 названного Закона органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.

В соответствии с п.1 ч.4 указанного Закона при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия, Правительство Забайкальского края обязано обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование для осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия.

Согласно ч.1 ст.5 названного Закона финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

23.12.2009 года принято постановление Правительства Забайкальского края №474-а «Об утверждении Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью».

Согласно данному Порядку предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующие цели.

Законом Забайкальского края от 23 декабря 2010 года №450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью, предусмотрены субвенции в размере <данные изъяты> тысячи рублей, из которых бюджету муниципального района «Сретенский район» предусмотрено <данные изъяты> тыс. рублей.

Хоматов В.С. находился на полном государственном обеспечении, следовательно, государство должно было проявлять заботу о его праве на жилье. В связи с чем, обращение прокурора с настоящим иском является осуществлением его конституционных прав.

В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются по месту жительства вне очереди жилым помещением.

В соответствии со ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательство.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного и муниципального жилого фонда, последующего заключения договора найма, определены в статьях 49 и 52 ЖК РФ – это органы местного самоуправления.

Органом исполнительной власти по месту постановки на учет истца, в чью обязанность входит обеспечение жилым помещением вне очереди по установленным нормам, является администрация сельского поселения «Усть-Наринзорское» муниципального района Сретенский район.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ норма предоставления жилого помещения по договору социального найма и учетная норма площади жилого помещения устанавливаются органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно Постановления Главы администрации сельского поселения «Усть-Наринзорское» от ДД.ММ.ГГГГ «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения на территории сельского поселения «Усть-Наринзорское»» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – 18 кв.м. на одного человека (л.д.____).

Таким образом, истец Хоматов В.С. должен быть обеспечен жилым помещением с учетом требований п.п. 5-9 ст. 57 ЖК РФ жилой площадью не менее 18 кв.м., отвечающим санитарным и техническим требованиям.

В соответствии со ст. 1 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Как следует из заявления и приложенных к нему документов Хоматов В.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и на него распространяются гарантии, предусмотренные вышеназванными Федеральными законами.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Сретенского района в защиту интересов Хоматова Виктора Сергеевича к администрации сельского поселения «Усть-Наринзорское» муниципального района «Сретенский район», администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об обязывании предоставления жилого помещения, удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения «Усть-Наринзорское» муниципального района «Сретенский район» предоставить вне очереди Хоматову Виктору Сергеевичу жилое помещение с жилой площадью не ниже установленной социальной нормы (18 квадратных метров), находящееся на территории сельского поселения «Усть-Наринзорское» Забайкальского края, соответствующее по степени благоустроенности условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций предоставляемых из бюджета Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Сретенский районный суд в течение десяти дней с момента оглашения.

Председательствующий Долгорова А.Г.