По иску прокурора в инт.Б. к Мин.СЗ, Срет.о Мин. Сз о признании незаконным прекращения выплаты субсидии



Дело № 2-85/2011 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Сретенск 24 марта 2011 года

Сретенский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Ануфриевой Н.В., при секретаре Рюмкиной Ю.В.,

с участием процессуального истца – помощника прокурора Сретенского района Склема И.Ю.,

истца Барахтиной М.В.,

представителя ответчика - начальника Сретенского отдела социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Гордеевой А.А., действующей на основании прав по должности (л.д.__),

представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – ООО «ССЗ-Управление»: Похитоновой Н.Б., действующей на основании доверенности, и Черных Н.Б., действующей на основании прав по должности,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сретенского района в защиту интересов Барахтиной Марины Викторовны к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Сретенскому отделу социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Забайкальского края о признании незаконным прекращения выплаты субсидии, возложении обязанности возобновить выплату субсидии,

установил:

Прокурор обратился в суд с данным иском в интересах Барахтиной М.В. к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Сретенскому отделу социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Забайкальского края.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что проведенной проверкой по заявлению Барахтиной было установлено, что она являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 года «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

30 августа 2010 года данные выплаты были прекращены ответчиком- Сретенским отделом социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Забайкальского края.

Причиной прекращения выплаты субсидии послужило то, что у Барахтиной отсутствует регистрация по месту постоянного жительства.

Однако решение о прекращении выплаты субсидии Барахтиной не направлялось, в нарушение п. 62 Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 года.

Согласно отметке в паспорте, Барахтина с 11 июня 2002 года была зарегистрирована в <адрес>, общежитие, 20 ноября 2008 года она снята с регистрационного учета.

По месту проживания она зарегистрирована на основании свидетельства о регистрации по месту пребывания сроком на 1 год. В последнем свидетельстве о регистрации Барахтиной по месту пребывания срок пребывания указан 1 год.

Регистрация Барахтиной осуществляется на основании договоров найма жилого помещения сроком на 1 год между Барахтиной и ООО «ССЗ-Управление».

Согласно ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ», место пребывания –это гостиница, санаторий, дом отдыха, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.

Место жительства – это в частности, общежитие, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма или на иных основаниях.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В соответствии со ст. 16 ЖК РФ, к видам жилых помещений, относится, в частности, комната.

Таким образом, Барахтина имеет постоянное место жительства по адресу: пгт.Кокуй, <адрес>, <адрес>. Ее регистрация по месту жительства не осуществлена по вине должностных лиц ООО «ССЗ-Управление».

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 года, из Конституции РФ и Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ», регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав граждан, в частности, права гражданина на субсидии (п.2 ч.2 ст. 159 ЖК РФ).

Следовательно, Барахтина, проживающая в комнате №302 общежития на законных основаниях, имеет право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор имеет право обратиться в суд нарушенных прав Барахтиной в сфере социальной защиты.

На основании изложенного прокурор просит признать незаконным прекращение ответчиками выплаты субсидии Барахтиной, обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края и Сретенский отдел социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Забайкальского края возобновить выплату данной субсидии с 31 августа 2010 года и с указанного периода произвести перерасчет субсидии согласно размеру регионального стандарта.

В судебном заседании процессуальный истец –помощник прокурора Сретенского района Склема И.Ю. настаивала на удовлетворении исковых требований, уточнив при этом, что под фразой «произвести перерасчет субсидии согласно размеру регионального стандарта» подразумевается возобновление выплаты субсидии с того момента, когда оно было прекращено.

В судебном заседании истец Барахтина М.В. настаивала на исковых требованиях и пояснила, что проживает в общежитии с 1987 года, с 1997 по 2002 год она находилась в местах лишения свободы, после чего снова возвратилась в общежитие, другого места жительства не имеет. До конца 2008 года она была зарегистрирована постоянно по адресу: <адрес>, <адрес>. В конце 2008 года она подписала заявление о снятии ее с регистрационного учета по месту жительства и одновременно – заявление о регистрации ее по месту пребывания с указанием номера комнаты. Субсидию она получала с 2007 года до сентября 2010 года. С распоряжением о прекращении выплаты субсидии она не была ознакомлена. О причинах прекращения выплаты субсидии она узнала позже. По ее мнению, она имеет право на получение данной субсидии. Невыплата субсидии ставит ее в тяжелое материальное положение, так как ее пенсия в 2010 году составляла 4725 рублей, а платить за общежитие надо было 1225 рублей.

В судебное заседание представители ответчика- Министерства социальной защиты населения Забайкальского края не явились, представили заявление о рассмотрении дела без их участия, в отзыве на исковое заявление указали, что в соответствии с п.п.9.52 Положения о Министерстве социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 1 июня 2010 года, Министерство предоставляет субсидии гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с законодательством.

Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится на основании соответствующих Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ 14 декабря 2005 года. Для получения субсидии граждане предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии.

В соответствии с п. 7.3 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ 26 мая 2006 года, субсидия предоставляется гражданину при наличии регистрационного учета по месту постоянного жительства в жилом помещении, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией.

Постановление Правительства от 14 декабря 2005 года не предусматривает предоставление субсидии в случае, если гражданин постоянно или преимущественно проживает в жилом помещении, имеет по данному месту жительства временную регистрацию, а в паспорте постоянной регистрации по месту жительства не имеет.

Поэтому, по мнению ответчика, для получения субсидии необходимым является регистрация гражданина по месту постоянного жительства.

В связи с неурегулированностью вопроса о предоставлении либо не предоставлении субсидии лицам, которые постоянно проживают в жилых помещениях частного фонда, не имеют регистрации по месту постоянного жительства, Министерством направлено письмо Министру регионального развития РФ с просьбой дополнить Методические рекомендации по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг разъяснениями.

На основании изложенного ответчик просит в иске прокурору отказать (л.д._____).

С согласия сторон суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие представителей ответчика.

В судебном заседании представитель ответчика - начальник Сретенского районного отдела защиты населения Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Гордеева А.А. исковые требования не признала и пояснила, что Министерство социальной защиты населения Забайкальского края занимается предоставлением данного вида субсидий. Непосредственная обязанность выносить распоряжения о назначении субсидий и прекращении их выплаты возложена на нее. Ее распоряжением с 1 августа 2010 года по 31 января 2011 года Барахтиной была назначена субсидия, а с 1 сентября выплату субсидии прекратили. Причиной для прекращения субсидии является отсутствие у Барахтиной регистрации по постоянному месту жительства. Все остальные основания для назначения Барахтиной субсидии имеются, отсутствует только прописка. Распоряжение о прекращении выплаты субсидии Барахтиной не вручалось. Она была уведомлена об этом через Черных Н.Б. путем предоставления списка лиц, которым выплата субсидий была прекращена.

В судебном заседании представитель третьего лица Черных Н.Б. поддержала исковые требования прокурора и пояснила, что истица проживает в общежитии, которое принадлежит ООО «ССЗ-Управление». С Барахтиной заключаются договоры найма жилого помещения на определенный срок, Барахтина получает свидетельство о временной регистрации по месту пребывания, что не противоречит законодательству. Список лиц, которым была прекращена выплата субсидии, Сретенский отдел Министерства социальной защиты населения Забайкальского края передал ей по ее просьбе не в сентябре 2010 года, а намного позже.

В судебном заседании представитель третьего лица Похитонова Н.Б. поддержала исковые требования прокурора и пояснила, что, по ее мнению, в законе – ст. 159 ЖК РФ не установлено требование о наличии регистрации по месту постоянного жительства для получения субсидии.

Рассмотрев материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п.9.52 Положения о Министерстве социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 1 июня 2010 года, Министерство предоставляет субсидии гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с законодательством.

Решение о назначении субсидии, прекращении ее выплаты принимается начальником Сретенского отдела Министерства социальной защиты населения Забайкальского края (л.д.______).

Барахтиной была назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д.____) с 1 августа 2010 года по 31 января 2011 года.

Согласно распоряжению Сретенского отдела Министерства социальной защиты населения Забайкальского края без номера и даты, выплата субсидии Барахтиной с 1 сентября 2010 года была прекращена, в графе «Причина прекращения» указано: «по законодательству не положено» (л.д._______).

Суд не может признать законным данное распоряжение по следующим причинам.

Основания прекращения выплаты субсидии определены в п. 60 Правил предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года.

Предоставление субсидии прекращается при условии: изменения места постоянного жительства получателя субсидии; изменения состава семьи получателя субсидии, основания проживания (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии); представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требования о представлении уполномоченному органу соответствующих документов при наступлении событий, влекущих за собой уменьшение размера субсидии либо прекращение права на ее получение, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении ее предоставления; непогашения задолженности или несогласования срока ее погашения в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении ее предоставления (при отсутствии уважительной причины ее образования).

Однако ни одного из данных оснований в данном случае судом не установлено, ответчики на них не ссылаются, фактически не приведены такие основания и в распоряжении о прекращении выплаты.

Кроме того, решение о прекращении предоставления субсидии доводится до сведения получателя субсидии в письменной форме в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения с указанием оснований его принятия (п. 62 Правил). Однако и это не было сделано.

Из отзыва представителя Министерства социальной защиты населения Забайкальского края и объяснений начальника Сретенского отдела Министерства социальной защиты населения Забайкальского края следует, что основанием для прекращения выплаты субсидии Барахтиной с 1 сентября 2010 года послужило отсутствие у нее регистрации по постоянному месту жительства.

Вместе с тем, наличие регистрационного учета (регистрации) по месту постоянного жительства в жилом помещении, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией, не является обязательным условием для предоставления гражданину субсидии.

Правовые основания предоставления субсидий определены законом - ст. 159 ЖК РФ.

Данный закон не предусматривает наличие у гражданина регистрации по постоянному месту жительства в качестве необходимого условия для назначения субсидии.

Нормативный акт, на основании которого назначается и выплачивается данная субсидия – Правила предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2010 года, также не предусматривает наличие у гражданина регистрации по постоянному месту жительства в качестве необходимого условия для назначения субсидии (п.п.2,3, 5-7данных Правил).

Суд не может принять доводы представителя ответчика о том, что данным нормативным актом предусмотрено, что обязательной является регистрация по постоянному месту жительства в качестве необходимого условия для назначения субсидии.

В пункте 3 Правил, на который ссылается представитель ответчика, речь идет о постоянно проживающих с гражданином членах его семьи. В п.5 Правил, на которые также содержится ссылка в отзыве, речь идет о месте подачи заявления, а не о праве на получение субсидии. Поэтому, данные доводы ответчика суд отвергает.

Напротив, в п.п.б п. 3 данных Правил указано, что получателями субсидий могут являться наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде. Это же положение содержится и в ст. 159 ЖК РФ.

Барахтина является нанимателем жилого помещения по договору найма жилого помещения с ООО «ССЗ-Управление» с 2007 года, о чем она представляла соответствующие документы с 2008 года. Субсидия ей выплачивалась.

Суд не может принять ссылку представителя ответчика на Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 мая 2006 года, так как данный документ не прошел регистрацию в Минюсте РФ.

В силу п.10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года №763, данный документ не может быть признан действующим, на него нельзя ссылаться при разрешении споров.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 года, из Конституции РФ и Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ», регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав граждан, в частности, права гражданина на субсидии

Суд приходит к выводу, что Министерство социальной защиты населения Забайкальского края является надлежащим ответчиком по данному иску, так как именно оно занимается назначением субсидий.

Надлежащим ответчиком является также и Сретенский отдел Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, так как начальник этого отдела в пределах предоставленных ей полномочий занимается назначением субсидий, прекращением выплат субсидий.

Прокурор имеет право обратиться в суд с иском в защиту интересов Барахтиной в сфере социальной защиты.

Поэтому исковые требования прокурора ( с учетом уточнения их в судебном заседании) о признании незаконным прекращения выплаты субсидии и о возобновлении выплаты данной субсидии Барахтиной подлежат удовлетворению. Вместе с тем, так как в распоряжении о прекращении выплаты указана дата прекращения - 1 сентября 2010 года, а не 30 августа 2010 года, как это следует из искового заявления, суд в решении указывает датой прекращения выплаты субсидии именно 1 сентября 2010 года.

От оплаты государственной пошлины ответчик освобожден на основании п.п. 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск прокурора Сретенского района в защиту интересов Барахтиной Марины Викторовны к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Сретенскому отделу социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Забайкальского края о признании незаконным прекращения выплаты субсидии, возложении обязанности возобновить выплату субсидии, удовлетворить.

Признать незаконным прекращение с 1 сентября 2010 года выплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Барахтиной Марине Викторовне Министерством социальной защиты населения Забайкальского края, Сретенским отделом Министерства социальной защиты населения Забайкальского края.

Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, Сретенский отдел Министерства социальной защиты населения Забайкальского края возобновить выплату указанной субсидии Барахтиной Марине Викторовне с 1 сентября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней после его вынесения через Сретенский районный суд.

Председательствующий: Ануфриева Н.В.