По иску прокурора к А. о возложении обязанности создать добровольные пожарные дружины



Дело № 2-41/11г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сретенск 25 марта 2011 года

Сретенский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Долгоровой А.Г., с участием процессуального истца - заместителя прокурора района Гагариновой Н.В., представителя ответчика администрации городского поселения «Кокуйское» МР Сретенский район Ильченко В.Н., действующего на основании доверенности от 21.02.2011 года,при секретаре Усовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

прокурора Сретенского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Кокуйское» МР Сретенский район о возложении обязанности создать добровольные пожарные дружины, разработать и принять нормативные правовые акты по вопросам организационно-правового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности, произвести ремонт неисправных пожарных гидрантов и обустроить подъезды к естественным водоисточникам с твердым покрытием, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сретенского района Забайкальского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным исковым заявлением (в порядке ст. 45 ГПК РФ).

В заявлении прокурор района указал, что в состав городского поселения «Кокуйское» входят п.г.т.Кокуй с численностью жителей около 7178 человек, с.Баян - 13 человек, с.Усть-Курлыч - 194 человека. На территории поселка Кокуй находятся следующие объекты, на которые при получении первого сообщения направляются силы и средства пожарной охраны по повышенному номеру пожара, в том числе объекты с круглосуточным пребыванием людей: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, на котором имеется хлораторная, относящаяся к категории химически опасных объектов.

Расстояние до населенных пунктов, входящих в состав ГП «Кокуйское» - до с. Усть-Курлыч - 12 км, до с.Баян - 20 км.

Согласно расписания выезда подразделений пожарной охраны в MP «Сретенский район», расчетное время прибытия ЛПЧ - 44 на объекты в п.г.т.Кокуй - 10 минут, до с. Усть-Курлыч( проживают 194 человека) - 18 минут, до с. Баян ( проживают 13 человек) - 30 минут.

Расчетное время прибытия ПЧ-32 из г.Сретенска в п.Кокуй составляет 38 минут (расстояние 25 км), до с.Усть-Курлыч - 53 минуты (расстояние 35 км) до с.Баян - 75 минут (расстояние 50 км).

В городском поселении «Кокуйское» муниципального района Сретенский район выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации:

- на территории городского поселения «Кокуйское» не создана добровольная пожарная охрана, отсутствуют нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и условия обеспечения первичных мер пожарной безопасности и в границах населенных пунктов поселения, не проведены работы по обустройству естественных водоисточников для забора воды в любое время и ремонту неисправных пожарных гидрантов.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Аналогичный вопрос местного значения поселения предусмотрен подпунктом 9 пункта 1 статьи 11 Устава городского поселения Кокуйское муниципального района Сретенский район, принятого Советом городского поселения «Кокуйское» от 11 октября 2010 года Решение № 20-РНП.

В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по
решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-
технического обеспечения пожарной безопасности муниципального
образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной
безопасности муниципального образования и объектов муниципальной
собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах
развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников
противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии
средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий,
находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых
программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и
проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального
образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории
муниципального образования, а также дополнительных требований
пожарной безопасности на время его действия;

6)      обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7)      обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8)            организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9)            социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В соответствии с ч.4 ст. 6 указанного закона, пожарная безопасность городских и сельских поселений, обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной безопасности -совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 указанного закона, добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений.

В соответствии с ч.2 ст. 17 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления поселений вправе, в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных пунктами 7.1-9, 15 и 19 ч.1 ст. 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.2 ст. 12 Устава городского поселения «Кокуйское», принятого решением Совета городского поселения 11.10.2010г. № 20-РНП. органы местного самоуправления городского поселения вправе принимать решения о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально-значимых для городского поселения работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения городского поселения, предусмотренных п.8, 8.1, 9, 15 и 18 ч.1 ст. 11 Устава.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 21 указанного закона, меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Проверкой установлено, что администрацией городского поселения
«Кокуйское» не в полной мере исполняются вопросы местного значения по
обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в частности в
населенных пунктах, входящих в состав поселения не созданы добровольные
пожарные дружины, не приняты нормативные правовые акты по вопросам
организационно-правового, материально-технического обеспечения

первичных мер пожарной безопасности. По информации начальника ПЧ-32 ГУ «ЦУКС МЧС России по Забайкальскому краю», в п.г.т.Кокуй из 19 пожарных гидрантов 6 находятся в неисправном состоянии. Кроме того,

администрацией городского поселения «Кокуйское» не проводится работа по обустройству естественных водоисточников, согласно требований закона. В селе Усть-Курлыч системы наружного противопожарного водоснабжения отсутствуют, меры по созданию системы наружного водоснабжения не принимаются, работа по обустройству естественных водоисточников не проводится, в связи с чем в населенных пунктах городского поселения «Кокуйское» отсутствует возможность забора воды из естественных водоисточников в осенний и весенний периоды.

В соответствии с п.94 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003г., при наличии на территории объекта или вблизи его естественных или искусственных водоисточников, к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размерами не менее 12/12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на органы местного самоуправления.

В результате невыполнения администрацией городского поселения «Кокуйское» требований законодательства о пожарной безопасности, отсутствия добровольных пожарных дружин, непринятия мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, в большинстве бытовых пожаров полностью уничтожены строения и имущество граждан.

Например, при пожаре жилого дома в <адрес>,
произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара дом С. и
имущество полностью уничтожены огнем. Также, в результате

ненадлежащей организации работы по тушению бытовых пожаров только в 2010 году, уничтожено зимовье по <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по <адрес> -ДД.ММ.ГГГГ (дом <данные изъяты>), <данные изъяты> в гараже по <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ, значительно повреждено здание <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ полностью сгорел магазин ИП Б., причинен ущерб на сумму <данные изъяты> рублей.

Таким образом, невыполнение органом местного самоуправления полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории городского поселения «Кокуйское» нарушает права жителей на защиту от пожаров, создает опасность гибели людей и уничтожения имущества.

В соответствии с ч. 1 статьи 45 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание. соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Отсутствие нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского поселения «Кокуйское» нарушает права неопределенного круга лиц -жителей городского поселения «Кокуйское» и граждан, пребывающих на территории городского поселения «Кокуйское» на защиту жизни и имущества при пожарах. Прокурор района просит:

1. Обязать администрацию городского поселения «Кокуйское» решить вопрос о создании на территории городского поселения «Кокуйское» добровольных пожарных дружин.

2. Разработать и принять необходимые нормативные правовые акты по вопросам организационно-правового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности.

3. Обязать администрацию городского поселения «Кокуйское» произвести ремонт неисправных пожарных гидрантов и обустроить подъезды к естественным водоисточникам с твердым покрытием, размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

В судебном заседании 18.01.2011 года процессуальный истец уточнил исковые требования и просил:

1. Признать действия (бездействие) администрации городского
поселения «Кокуйское» по не созданию добровольной пожарной охраны в населенных пунктах, входящих в состав городского поселения «Кокуйское»: п.г.т.Кокуй, с.Баян, с.Усть-Курлыч, отсутствия нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и условия обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах указанных населенных пунктов,
не проведения работ по обустройству естественных водоисточников для
забора воды в любое время и не проведению ремонта неисправных пожарных гидрантов, незаконными.

2. Обязать администрацию городского поселения «Кокуйское» решить вопрос о создании в населенных пунктах - п.г.т.Кокуй, с.Баян, с.Усть-Курлыч, входящих в состав городского поселения «Кокуйское» добровольных пожарных дружин.

3. Обязать администрацию городского поселения «Кокуйское» разработать и принять необходимые нормативные правовые акты по вопросам организацонно-правового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах - п.г.т.Кокуй, с.Баян, с.Усть-Курлыч, входящих в состав городского поселения «Кокуйское».

4.Обязать администрацию городского поселения «Кокуйское» произвести ремонт неисправных пожарных гидрантов в п.г.т.Кокуй в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

5.Обязать администрацию городского поселения «Кокуйское» обустроить подъезды к естественным водоисточникам с твердым покрытием, размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в с.Баян и с.Усть-Курлыч.

В судебном заседании 22.02.2011 года процессуальный истец уточнил исковые требования и просил:

1. Признать действия (бездействие) администрации городского
поселения «Кокуйское» по не созданию условий для организации
добровольной пожарной охраны в населенных пунктах, входящих в состав
городского поселения «Кокуйское»: п.г.т.Кокуй, с.Баян, с.Усть-Курлыч,
непроведения работ по обустройству естественных водоисточников для
забора воды в любое время в с. Баян и с.Усть-Курлыч, непроведению
ремонта 6 неисправных пожарных гидрантов незаконными.

2. Обязать администрацию городского поселения «Кокуйское» создать
условия для организации добровольной пожарной охраны в населенных
пунктах - п.г.т.Кокуй, с.Баян, с.Усть-Курлыч, входящих в состав городского
поселения «Кокуйское».

3.Обязать администрацию городского поселения «Кокуйское» произвести ремонт неисправных пожарных гидрантов в п.г.т.Кокуй в количестве 6 штук в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

4.Обязать администрацию городского поселения «Кокуйское» создать условия для забора воды в любое время года для целей пожаротушения, согласно действующих норм и правил в с.Баян и с.Усть-Курлыч в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании 22.02.2011 года представитель ответчика администрации городского поселения «Кокуйское» МР Сретенский район Ильченко В.Н., действующий на основании доверенности от 21.02.2011 года, исковые требования прокурора района в части обязать администрацию городского поселения «Кокуйское» произвести ремонт неисправных пожарных гидрантов в п.г.т.Кокуй в количестве 6 штук в срок до ДД.ММ.ГГГГ и создать условия для забора воды в любое время года для целей пожаротушения, согласно действующих норм и правил в с.Баян и с.Усть-Курлыч в срок до ДД.ММ.ГГГГ, признал, о чем представил письменное заявление.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ процессуальный истец - заместитель прокурора района Гагаринова Н.В. уточнила исковые требования и просила суд признать действия (бездействие) администрации городского
поселения «Кокуйское» по не созданию условий для организации
добровольной пожарной дружины в населенных пунктах, входящих в состав
городского поселения «Кокуйское»: п.г.т.Кокуй, с.Баян, с.Усть-Курлыч путем организационных мероприятий, связанных с пропагандированием вступления в ряды добровольных пожарных, незаконными и обязать администрацию городского поселения «Кокуйское» МР Сретенский район создать необходимые условия, для организации добровольных пожарных дружин в населенных пунктах - п.г.т.Кокуй, с.Баян, с.Усть-Курлыч, входящих в состав городского поселения «Кокуйское» путем организационных мероприятий, связанных с пропагандированием вступления в ряды добровольных пожарных, а в остальной части требования поддержала в полном объеме, о чем занесено в протокол судебного заседания.

Представитель администрации городского поселения «Кокуйское» МР Сретенский район Ильченко В.Н., действующий на основании доверенности от 21.02.2011 года, в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора признал в полном объеме, о чем занесено в протокол судебного заседания и подписано представителем ответчика.

Сторонам разъяснены последствия признания иска, предусмотренные п.3 ст. 173, п.4 ст.198 ГПК РФ, а именно: выносится решение об удовлетворении исковых требований.

Процессуальный истец – заместитель прокурора Сретенского района Гагаринова Н.В. считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц, также считает возможным предоставить срок для исполнения решения в части организационных мероприятий, связанных с пропагандированием вступления в ряды добровольных пожарных до ДД.ММ.ГГГГ.

Рассмотрев заявление о признании исковых требований, суд считает необходимым его принять, так как данное заявление сделано добровольно, с осознанием его последствий, которые были разъяснены сторонам.

Выслушав объяснение процессуального истца – заместителя прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд принимает признание иска ответчиком, так как оно не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц, сделано добровольно, с осознанием последствий, которые разъяснены ответчику.

Следовательно, иск прокурора подлежит удовлетворению.

При этом суд, в соответствии с ч.4 ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения указывает только на признание иска и принятие его судом.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд определяет срок для исполнения решения, с учетом принципов разумности и справедливости, объема и характера работы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать действия (бездействие) администрации городского
поселения «Кокуйское» по не созданию условий для организации
добровольной пожарной дружины в населенных пунктах, входящих в состав
городского поселения «Кокуйское»: п.г.т.Кокуй, с.Баян, с.Усть-Курлыч путем организационных мероприятий, связанных с пропагандированием вступления в ряды добровольных пожарных, не проведения работ по обустройству естественных водоисточников для забора воды в любое время года в с. Баян и с.Усть-Курлыч, не проведению ремонта 6 неисправных пожарных гидрантов, незаконными.

Обязать администрацию городского поселения «Кокуйское» МР Сретенский район создать необходимые условия, для организации добровольных пожарных дружин в населенных пунктах - п.г.т.Кокуй, с.Баян, с.Усть-Курлыч, входящих в состав городского поселения «Кокуйское» путем организационных мероприятий, связанных с пропагандированием вступления в ряды добровольных пожарных до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию городского поселения «Кокуйское» произвести ремонт неисправных пожарных гидрантов в п.г.т.Кокуй в количестве 6 штук в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию городского поселения «Кокуйское» создать условия для забора воды в любое время года для целей пожаротушения, согласно действующих норм и правил в с. Баян и с.Усть-Курлыч в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через суд, его вынес­ший, в течение 10 дней с момента оглашения.

Судья Долгорова А.Г.