По иску прокурора в интерсах М. к администрации с/п `Д`, администрации МР, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об обязании предоставления жилого помещения



Дело № 2-170/2011года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Сретенск 07 апреля 2011года

Сретенский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Долгоровой А.Г.,

при секретаре Усовой Ю.В.,

с участием процессуального истца – помощника прокурора Сретенского района Склема И.Ю.,

представителя ответчика – администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края в лице ведущего специалиста юриста Рысиной Е.В., действующей на основании доверенности от 07.04.2011 года,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сретенского района в интересах Миминкулова А.В. к Администрации сельского поселения «Дунаевское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об обязывании предоставления жилого помещения,

установил:

Прокурор Сретенского района Забайкальского края (в порядке ст. 45 ГПК РФ) обратился в суд с исковым заявлением в интересах Миминкулова А.В. к Администрации сельского поселения «Дунаевское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об обязывании предоставления жилого помещения.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, проведенной прокуратурой Сретенского района проверкой по обращению Миминкулова А.В. о нарушении его жилищных прав установлено, что Миминкулов А.В. относится в категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно Постановления Главы Сретенского района Читинской области от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнении к Постановлению об устройстве в детский дом несовершеннолетних», В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Миминкулов А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. были устроены в детский дом ДД.ММ.ГГГГ как дети многодетной малообеспеченной семьи, поскольку родители несовершеннолетних: отец С., мать – Н. решением Сретенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав. За несовершеннолетними было закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>. Имущественные права несовершеннолетних не закреплялись из – за отсутствия у родителей имущества, представляющего определенную ценность.

Заключением от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Главы администрации сельского поселения «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на основании заключения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Главы администрации сельского поселения «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о том, что жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Главы администрации МР «Сретенский район» от ДД.ММ.ГГГГ закрепление права на жилплощадь по адресу: <адрес> за В., Миминкуловым А.В., К., А. признано невозможным, поскольку <адрес> в <адрес> признана непригодной для проживания.

Миминкулов А.В. находился на воспитании и содержании в детском доме <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

После выпуска из детского дома <адрес> Миминкулов А.В. проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации с 2005 по 2007 год. После службы уехал работать в <адрес>, где временно зарегистрирован по адресу: <адрес>

В администрации сельского поселения «Дунаевское» Миминкулов А.В. состоит на регистрационном учете.

Миминкулов А.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в особой помощи и поддержке со стороны государства, находится в трудной жизненной ситуации.

Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ч.1 ст.1, п.3 ст.3) органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Пунктом 2 части 2 ст.57 ЖК РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончанию пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Аналогичная норма закреплена и в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Статьей 8 указанного закона определено, что дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются по месту жительства вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм.

В ст.49 и ст.52 ЖК РФ установлено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилого фонда, последующее заключение договора найма являются обязанностью органов местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.7 Закона Забайкальского края «О детях-сиротах и детях оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года №304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч.2 названного Закона органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.

В соответствии с п.1 ч.4 указанного Закона при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия, Правительство Забайкальского края обязано обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия.

Согласно ч.1 ст.5 названного Закона финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

23.12.2009 года принято постановление Правительства Забайкальского края №474-а «Об утверждении Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью».

Законом Забайкальского края от 23.12.2010 года №450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью предусмотрены субвенции в размере <данные изъяты> тыс. рублей, из которых бюджету муниципального района «Сретенский район» предусмотрено <данные изъяты> тыс. рублей.

Миминкулов А.В. находился на полном государственном обеспечении, следовательно, государство должно было проявлять заботу о его праве на жилье. В связи с чем, обращение прокурора с настоящим иском является осуществлением его конституционных прав.

В силу ст.10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующий суд Российской Федерации.

В соответствии с внесенными изменениями в ст.45 ГПК РФ Федеральным законом от 05.04.2009 года № 43-ФЗ прокурор вправе защитить любые интересы гражданина.

На основании изложенного прокурор просит обязать Администрацию сельского поселения «Дунаевское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края предоставить вне очереди Миминкулову А.В. жилое помещение площадью не ниже <данные изъяты> квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций предоставляемых из бюджета Забайкальского края (л.д. 2-7).

В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора Сретенского района Склема И.Ю. настаивала на удовлетворении исковых требований предъявленных к ответчикам, просила предоставить вне очереди истцу Миминкулову А.В. жилое помещение с жилой площадью не менее установленной социальной нормы, соответствующее по степени благоустроенности условиям населенного пункта, в котором будет предоставлено жилое помещение, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.

В судебное заседание истец Миминкулов А.В. надлежаще извещенный не явился, просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, о чем представил письменное заявление (л.д.20).

Суд, выслушав мнение участников процесса, считавших возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Миминкулова А.В., вынес определение о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем отражено в протоколе судебного заседания.

В судебном заседании представитель ответчика – администрации муниципального района «Сретенский район» Рысина Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора признала в полном объеме, суду пояснила, что действующим законодательством обязанности по предоставлению жилого помещения истцу Миминкулову А.В. возложены на Администрацию МР «Сретенский район» Забайкальского края за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Забайкальского края.

В соответствии со ст. 175 ГПК РФ судом разъяснены представителю ответчика последствия признания иска.

В судебное заседание представитель ответчика - администрации сельского поселения «Дунаевское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края не явился, о дне и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, от И.о. Главы администрации Стасюк Т.А. поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя, с исковыми требования прокурора согласны (л.д.____).

В судебное заседание представители ответчика Правительства Забайкальского края не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представитель по доверенности Зотов Д.А. просил рассмотреть дело в его отсутствие, и представил в суд возражение на исковое заявление, в котором указал, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, и просил признать Правительство Забайкальского края ненадлежащим ответчиком по данному делу (л.д.______).

В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся представителей ответчиков Правительства Забайкальского края и администрации сельского поселения «Дунаевское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края.

В судебное заседание представители ответчика Министерства финансов Забайкальского края не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки.

Суд на месте вынес определение о рассмотрении дела в отсутствии представителей ответчика - Министерства финансов Забайкальского края.

Заслушав объяснения процессуального истца – помощника прокурора Сретенского района Склема И.Ю., представителя ответчика администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Рысиной Е.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Миминкулов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой. Его родители решением Сретенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав (л.д.9). Он находился на воспитании и содержании в детском доме <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16). Жилье за детьми, в том числе за Миминкуловым А.В. в порядке, установленном законом, было закреплено по адресу: <адрес> (л.д.10). Однако при закреплении жилого помещения не были учтены Акт обследования помещения и Заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, согласно которых, дом по указанному выше адресу для проживания не пригоден, находится в аварийном состоянии и подлежит сносу (л.д. 11-13).

В соответствии со ст. 1 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Как следует из заявления и приложенных к нему документов Миминкулов А.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и на него распространяются гарантии, предусмотренные вышеназванными Федеральными законами.

Таким образом, истец фактически не имел и не имеет жилого помещения, следовательно, он не может считаться имеющим закрепленное жилое помещение. Поэтому он подпадает под действие ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного и муниципального жилого фонда, последующего заключения договора найма, определены в статьях 49 и 52 ЖК РФ – это органы местного самоуправления.

Истец Миминкулов А.В. состоит на учете в администрации сельского поселения «Дунаевское» МР «Сретенский район» для внеочередного предоставления жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени жилой площадью не обеспечен (л.д._____). Миминкулов родился ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), обратился за постановкой на учет как лицо, нуждающееся в предоставлении жилой площади, и был поставлен на учет для внеочередного предоставления жилой площади до 23-летнего возраста (л.д.____).

Предусмотренные законом социальные гарантии распространяются также на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, которые имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, соответствуют действующему законодательству.

В соответствии с ч.3 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч.2 названного Закона органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.

В соответствии с п.1 ч.4 указанного Закона при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия, Правительство Забайкальского края обязано обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование для осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия.

Согласно ч.1 ст.5 названного Закона финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

23.12.2009 года принято постановление Правительства Забайкальского края №474-а «Об утверждении Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью».

Согласно данному Порядку предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующие цели.

Законом Забайкальского края от 23 декабря 2010 года №450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью, предусмотрены субвенции в размере <данные изъяты> тысячи рублей, из которых бюджету муниципального района «Сретенский район» предусмотрено <данные изъяты> тыс. рублей.

Согласно Порядка расходования субвенций на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и порядок приобретения жилых помещений для лиц указанной категории, утвержденного Постановлением главы администрации муниципального района «Сретенский район» № 649 от 30.07.2010 года следует, что администрация МР «Сретенский район» приобретает жилье, в соответствии с законодательством, детям-сиротам и детям, находящимся под опекой (попечительством), нуждающимся в жилье, в муниципальную собственность с последующей передачей в администрации поселений, где приобреталось жилье, для включения в Реестр казны поселения с последующей передачей сироте по договору социального найма.

Суд отвергает доводы представителя ответчика - Правительство Забайкальского края о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу.

Поскольку законодательством Российской Федерации предусмотрен специальный порядок предоставления жилых помещений лицам, оставшимся без родительского попечения, жилые помещения должны быть предоставлены в указанном порядке. Ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 7 Закона Забайкальского края «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» закреплено право истцов на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма площадью не ниже установленных социальных норм. При этом обязанность предоставления жилого помещения в силу положений ст. ст. 49, 57 ЖК РФ возлагается на администрацию МР «Сретенский район» Забайкальского края, а обязанность профинансировать предоставление жилой площади в силу ст. 5 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8 Закона Забайкальского края «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» возлагается на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края, поскольку дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются по месту жительства вне очереди жилым помещением.

Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ норма предоставления жилого помещения по договору социального найма и учетная норма площади жилого помещения устанавливаются органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Исходя из нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека на территории сельского поселения «Дунаевское» МР «Сретенский район» Забайкальского края (<данные изъяты> кв.м.), установленной решением <данные изъяты> сессии <данные изъяты> созыва от ДД.ММ.ГГГГ, истцу подлежит предоставление квартиры не ниже указанной площади.

Миминкулов А.В. находился на полном государственном обеспечении, следовательно, государство должно было проявлять заботу о его праве на жилье. В связи с чем, обращение прокурора с настоящим иском является осуществлением его конституционных прав и подлежит удовлетворению судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Сретенского района в интересах Миминкулова А.В. к Администрации сельского поселения «Дунаевское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об обязывании предоставления жилого помещения, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края предоставить Миминкулову А.В. по договору социального найма вне очереди жилое помещение, расположенное в черте муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, размером не менее <данные изъяты> квадратных метров общей площади, соответствующее по степени благоустроенности условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, за счет средств, предоставляемых из бюджета Забайкальского края на приобретение жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме профинансировать из бюджета Забайкальского края предоставление жилой площади Миминкулову Андрею Викторовичу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Сретенский районный суд в течение десяти дней с момента оглашения мотивированного решения.

Мотивированное решение будет оглашено 11 апреля 2011 года.

Председательствующий Долгорова А.Г.