Дело № 2-152/2011года РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г. Сретенск 14 апреля 2011года Сретенский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Долгоровой А.Г., при секретаре Усовой Ю.В., с участием процессуального истца – помощника прокурора Сретенского района Склема И.Ю., истца Бабининой К.А., представителя ответчика – администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края в лице ведущего специалиста юриста Рысиной Е.В., действующей на основании доверенности от 14.04.2011 года, представителя ответчика администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края в лице заместителя Главы администрации Ильченко В.Н., действующего на основании доверенности от 13.04.2011 г., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сретенского района в интересах Бабининой К.А. к Администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об обязывании предоставления жилого помещения, установил: Прокурор Сретенского района Забайкальского края (в порядке ст. 45 ГПК РФ) обратился в суд с исковым заявлением в интересах Бабининой К.А. к Администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об обязывании предоставления жилого помещения. В обоснование заявленных требований прокурор указал, проведенной прокуратурой Сретенского района проверкой по обращению Бабининой К.А. о нарушении его жилищных прав установлено, что Бабинина К.А. относится в категории детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно Постановления Главы Сретенского района Читинской области № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Бабинина К.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. находится на попечении П., поскольку её мать – Е., ДД.ММ.ГГГГ умерла. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации городского поселения «Кокуйское» Бабинина К.А. поставлена на регистрационный учет в администрации городского поселения «Кокуйское» за порядковым № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно справки Главы администрации городского поселения «Кокуйское» М. от ДД.ММ.ГГГГ Бабинина К.А. состоит на регистрационном учете в администрации городского поселения «Кокуйское» за № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации городского поселения «Кокуйское» была оформлена заявка на финансирование субвенций на обеспечение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью Бабининой К.А. Бабинина К.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в особой помощи и поддержке со стороны государства, находится в трудной жизненной ситуации. Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ч.1 ст.1, п.3 ст.3) органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Пунктом 2 части 2 ст.57 ЖК РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончанию пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Аналогичная норма закреплена и в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статьей 8 указанного закона определено, что дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются по месту жительства вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм. В ст.49 и ст.52 ЖК РФ установлено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилого фонда, последующее заключение договора найма являются обязанностью органов местного самоуправления. Согласно ч.2 ст.7 Закона Забайкальского края «О детях-сиротах и детях оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года №304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч.2 названного Закона органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок. В соответствии с п.1 ч.4 указанного Закона при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия, Правительство Забайкальского края обязано обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия. Согласно ч.1 ст.5 названного Закона финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. 23.12.2009 года принято постановление Правительства Забайкальского края № 474-а «Об утверждении Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью». Законом Забайкальского края от 23.12.2010 года №450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью предусмотрены субвенции в размере <данные изъяты> тыс. рублей, из которых бюджету муниципального района «Сретенский район» предусмотрено <данные изъяты> тыс. рублей. Бабинина Е.В. с 2002 года находится под опекой (попечительством), следовательно, государство должно было проявлять заботу о её праве на жилье. В связи с чем, обращение прокурора с настоящим иском является осуществлением его конституционных прав. В силу ст.10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующий суд Российской Федерации. В соответствии с внесенными изменениями в ст.45 ГПК РФ Федеральным законом от 05.04.2009 года № 43-ФЗ прокурор вправе защитить любые интересы гражданина. На основании изложенного прокурор просит обязать Администрацию городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края предоставить вне очереди Бабининой К.А. жилое помещение площадью не ниже <данные изъяты> квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций предоставляемых из бюджета Забайкальского края (л.д. 2-6). В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора Сретенского района Склема И.Ю. настаивала на удовлетворении исковых требований предъявленных к ответчикам, просила предоставить вне очереди истцу Бабининой К.А. жилое помещение с жилой площадью не менее установленной социальной нормы, соответствующее по степени благоустроенности условиям населенного пункта, в котором будет предоставлено жилое помещение, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям. В судебном заседании истец Бабинина К.А. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме и суду пояснила, что после окончания училища не где будет ей проживать. В судебном заседании представитель ответчика – администрации муниципального района «Сретенский район» Рысина Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора признала в полном объеме, суду пояснила, что действующим законодательством обязанности по предоставлению жилого помещения истцу Бабининой К.А. возложены на Администрацию МР «Сретенский район» Забайкальского края за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Забайкальского края, о чем представила письменное заявление (л.д.____). В судебном заседании представитель ответчика - администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Ильченко В.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора признал в полном объеме, о чем представил письменное заявление (л.д.____). В соответствии со ст. 175 ГПК РФ судом разъяснены представителям ответчиков последствия признания иска. В судебное заседание представители ответчика Правительства Забайкальского края не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представитель по доверенности Зотов Д.А. просил рассмотреть дело в его отсутствие, и представил в суд возражение на исковое заявление, в котором указал, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, и просил изменить требования с учетом представленных возражений, в случае не изменения исковых требований – в удовлетворении требований к администрации городского поселения «Кокуйское», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о понуждении к предоставлению жилого помещений отказать (л.д.______). В судебное заседание представители ответчика Министерства финансов Забайкальского края не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили суд прокурору в исковых требованиях отказать и рассмотреть дело в их отсутствии, о чем представили отзыв на исковое заявление. В отзыве они указали, что Министерство финансов Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку средства, предусмотренные Законом о краевом бюджете на 2010 и 2011 годы, направлены в бюджет муниципального района «Сретенский район» в полном объеме, следовательно, расходные обязательства Забайкальского края этой категории исполнены надлежащим образом. Выделение денежных средств напрямую гражданам, законодательством не предусмотрено (л.д.________). В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствии не явившегося представителей ответчиков Правительства Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края. Заслушав объяснения процессуального истца – помощника прокурора Сретенского района Склема И.Ю., истца Бабининой К.А., представителя ответчика администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Рысиной Е.В., представителя ответчика администрации городского поселения «Кокуйское» МР «Сретенский район» Забайкальского края Ильченко В.Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что истец Бабинина К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой. Ее мать – Е., ДД.ММ.ГГГГ умерла (л.д.13). Несовершеннолетняя находится на попечении П. согласно Постановления Главы района за № от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении опеки над несовершеннолетней Бабининой К.А.» (л.д.12). Решением комиссии по жилищным вопросам администрации городского поселения «Кокуйское» Бабинина К.А. поставлена на регистрационный учет в администрации городского поселения «Кокуйское» за порядковым № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно справки Главы администрации городского поселения «Кокуйское» М. от ДД.ММ.ГГГГ Бабинина К.А. состоит на регистрационном учете в администрации городского поселения «Кокуйское» за № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации городского поселения «Кокуйское» была оформлена заявка на финансирование субвенций на обеспечение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью Бабининой К.А. Бабинина К.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в особой помощи и поддержке со стороны государства, находится в трудной жизненной ситуации. В соответствии со ст. 1 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите. Как следует из заявления и приложенных к нему документов Бабинина К.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и на него распространяются гарантии, предусмотренные вышеназванными Федеральными законами. Таким образом, истец фактически не имел и не имеет жилого помещения, следовательно, он не может считаться имеющим закрепленное жилое помещение. Поэтому он подпадает под действие ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного и муниципального жилого фонда, последующего заключения договора найма, определены в статьях 49 и 52 ЖК РФ – это органы местного самоуправления. Истец Бабинина К.А. состоит на учете в администрации городского поселения «Кокуйское»» МР «Сретенский район» для внеочередного предоставления жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени жилой площадью не обеспечена (л.д.15-17). Бабинина К.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), обратилась за постановкой на учет как лицо, нуждающееся в предоставлении жилой площади, и была поставлена на учет для внеочередного предоставления жилой площади до 23-летнего возраста (л.д.____). Предусмотренные законом социальные гарантии распространяются также на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, которые имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, соответствуют действующему законодательству. В соответствии с ч.3 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст.1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч.2 названного Закона органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок. В соответствии с п.1 ч.4 указанного Закона при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия, Правительство Забайкальского края обязано обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование для осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия. Согласно ч.1 ст.5 названного Закона финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. 23.12.2009 года принято постановление Правительства Забайкальского края №474-а «Об утверждении Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью». Согласно данному Порядку предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующие цели. Законом Забайкальского края от 23 декабря 2010 года №450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью, предусмотрены субвенции в размере <данные изъяты> тысячи рублей, из которых бюджету муниципального района «Сретенский район» предусмотрено <данные изъяты> тыс. рублей. Согласно Порядка расходования субвенций на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и порядок приобретения жилых помещений для лиц указанной категории, утвержденного Постановлением главы администрации муниципального района «Сретенский район» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация МР «Сретенский район» приобретает жилье, в соответствии с законодательством, детям-сиротам и детям, находящимся под опекой (попечительством), нуждающимся в жилье, в муниципальную собственность с последующей передачей в администрации поселений, где приобреталось жилье, для включения в Реестр казны поселения с последующей передачей сироте по договору социального найма. Суд отвергает доводы представителя ответчика - Правительство Забайкальского края о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу. Поскольку законодательством Российской Федерации предусмотрен специальный порядок предоставления жилых помещений лицам, оставшимся без родительского попечения, жилые помещения должны быть предоставлены в указанном порядке. Ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 7 Закона Забайкальского края «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» закреплено право истцов на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма площадью не ниже установленных социальных норм. При этом обязанность предоставления жилого помещения в силу положений ст. ст. 49, 57 ЖК РФ возлагается на администрацию МР «Сретенский район» Забайкальского края, а обязанность профинансировать предоставление жилой площади в силу ст. 5 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8 Закона Забайкальского края «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» возлагается на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края, поскольку дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются по месту жительства вне очереди жилым помещением. Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии со ст. 50 ЖК РФ норма предоставления жилого помещения по договору социального найма и учетная норма площади жилого помещения устанавливаются органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Исходя из нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека на территории городского поселения «Кокуйское» МР «Сретенский район» Забайкальского края (<данные изъяты> кв.м.), установленной Постановлением администрации городского поселения «Кокуйское» ДД.ММ.ГГГГ №, истцу подлежит предоставление квартиры не ниже указанной площади. Бабинина Е.В. с 2002 года находится под опекой (попечительством), следовательно, государство должно было проявлять заботу о её праве на жилье. В связи с чем, обращение прокурора с настоящим иском является осуществлением её конституционных прав и подлежит удовлетворению судом. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Сретенского района в интересах Бабининой К.А. к Администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об обязывании предоставления жилого помещения, удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края предоставить Бабининой К.А. по договору социального найма вне очереди жилое помещение, расположенное в черте муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, размером не менее <данные изъяты> квадратных метров общей площади, соответствующее по степени благоустроенности условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, за счет средств, предоставляемых из бюджета Забайкальского края на приобретение жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме профинансировать из бюджета Забайкальского края предоставление жилой площади Бабининой К.А.. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Сретенский районный суд в течение десяти дней с момента получения. Председательствующий Долгорова А.Г.