Дело № 2-663/2011 года РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г. Сретенск 28 июля 2011 года Сретенский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Долгоровой А.Г., при секретаре Алексеевой М.В., с участием процессуального истца – помощника прокурора Дубровской Г.Ф., представителя ответчика администрации сельского поселения «Чикичейское» МР «Сретенский район» Забайкальского края в лице Главы администрации Бай В.О., действующего на основании прав по должности, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сретенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Чикичейское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о признании бездействия незаконным и о понуждении создания условий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения, Установил: Прокурор обратился в суд с иском к администрации сельского поселения «Чикичейское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о признании бездействия незаконным и о понуждении создания условий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения, мотивируя следующим. Прокуратурой Сретенского района в ходе проведенной совместной проверки с начальником ТПНД по Сретенскому, Чернышевскому районам и городу Сретенск УНД ГУ МЧС России по Забайкальскому краю Верхотуровым В.В. по исполнению администрациями сельских и городских поселений обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселений, подготовки к пожароопасному периоду 2011 года и проведению противопожарных мероприятий, установлено следующее. В сельском поселении «Чикичейское» отсутствуют: звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации, наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения мест размещения источников наружного водоснабжения для забора в любое время года, первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь, источники для забора воды для целей пожаротушения, подъезды по дорогам с твердым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения, своевременно не организована очистка территории населенного пункта и минерализованной полосы от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы, исправная телефонная связь о пожаре с <адрес> и <адрес>, не организовано добровольное пожарное формирование в <адрес> и <адрес>. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечение пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 г., утверждены правила Пожарной Безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01-03). В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» и п. 11 ППБ 01-03 органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров и обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны. В соответствии с п.21 ППБ-01-03, территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. В соответствии с п.27 ППБ 01-03 территория населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Согласно п. 23 ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к водоисточникам, используемым для целей пожаротушению, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, п. 28 ППБ 01-03 переезды и переходы через внутриобъектовые железнодорожные пути должны быть свободны для проезда пожарных автомобилей. Количество переездов через пути должно быть не менее двух. Согласно п. 108 ППБ 01-03 помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения. Согласно п. 114 указанного закона на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения. Из п. 118 ППБ 01-03 населенные пункты и отдельно расположенные объекты должны быть обеспечены исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану. Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: - создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; - оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Из п.9 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно п. 21 ст. 14 указанного закона к вопросам местного значения поселений относится организация освещения улиц. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона. В соответствии со ст. 63 указанного закона, первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение связи и оповещение населения о пожаре. Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. На территории Сретенского района зарегистрировано <данные изъяты> пожаров, общая площадь леса, уничтоженного огнем, составила <данные изъяты> тыс. <данные изъяты> га., общий ущерб от лесных пожаров составил <данные изъяты> млн. <данные изъяты> тыс. <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Поскольку с.Чикичей находится рядом с лесным массивом, то существует реальная опасность перехода лесного пожара на территорию поселения, что в свою очередь может привести к необратимым последствиям: массовой гибели людей, возгоранию жилых домов, уничтожению имущества. Невыполнение органом местного самоуправления полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории сельского поселения «Чикичейское» нарушает права жителей на защиту от пожаров, создает опасность гибели людей и уничтожения имущества. Прокурор просит признать действия администрации сельского поселения «Чикичейское» по не созданию условий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения незаконными; обязать администрацию сельского поселения «Чикичейское»: установить звуковую систему оповещения населения о чрезвычайной ситуации; установить наружное освещение в темное время суток на территории населенного пункта для быстрого нахождения мест размещения источников наружного водоснабжения для забора в любое время года; приобрести и установить первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь (ранцевые огнетушители, мотопомпы, спецмаски, краги, топоры, лопаты, багры) для привлекаемых к тушению пожаров добровольных формирований; создать условия для создания добровольного пожарного формирования в <адрес> и <адрес>; создать условия для установления телефонной связи с <адрес> и <адрес> для сообщения о пожаре; организовать очистку территории населенного пункта и минерализованной полосы от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы; создать условия для подъезда по дорогам с твердым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения; создать условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельском поселении «Чикичейское» и на прилегающих к нему территориях. В судебное заседание процессуальный истец – помощник прокурора Дубровская Г.Ф. представила уточненное исковое заявление, в котором просит: признать действия администрации сельского поселения «Чикичейское» по не созданию условий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения незаконными; обязать администрацию сельского поселения «Чикичейское»: установить наружное освещение в темное время суток на территории населенного пункта для быстрого нахождения мест размещения источников наружного водоснабжения для забора в любое время года; приобрести и установить первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь (ранцевые огнетушители, мотопомпы, спецмаски, краги, топоры, лопаты, багры) для привлекаемых к тушению пожаров добровольных формирований; организовать очистку территории населенного пункта и минерализованной полосы от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы. Уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы заявления. В судебном заседании представитель ответчика - администрации сельского поселения «Чикичейское» МР «Сретенский район» Забайкальского края Бай В.О., действующий на основании прав по должности, уточненные требования прокурора признал в полном объеме, о чем представил письменное заявление, также просил предоставить срок для исполнения решения на 6 месяцев. Представителю ответчика Бай В.О. разъяснены права и последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 п. 3 и ст. 198 п. 4 ГПК РФ. Процессуальный истец – помощник прокурора Сретенского района Дубровская Г.Ф. считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц, также не возражала против предоставления срока для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ. Рассмотрев заявление о признании исковых требований, суд считает необходимым его принять, так как данное заявление сделано добровольно, с осознанием его последствий, которые были разъяснены сторонам. Признание иска не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц. Следовательно, иск прокурора Сретенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Чикичейское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о признании бездействия незаконным и о понуждении создания условий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения, подлежит удовлетворению. При этом суд, в соответствии с ч.4 ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения указывает только на признание иска и принятие его судом. Поэтому суд выносит решение об удовлетворении исковых требований. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд определяет срок для исполнения решения, с учетом принципов разумности и справедливости, объема и характера работы, до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.1 п.п.19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ, суд Решил: Иск прокурора Сретенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Чикичейское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о признании бездействия незаконным и о понуждении создания условий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения, удовлетворить. Признать незаконными действия администрации сельского поселения «Чикичейское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края по не созданию условий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения. Обязать администрацию сельского поселения «Чикичейское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края: 1. Установить наружное освещение в темное время суток на территории населенного пункта для быстрого нахождения мест размещения источников наружного водоснабжения для забора в любое время года; 2. Приобрести и установить первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь (ранцевые огнетушители, мотопомпы, спецмаски, краги, топоры, лопаты, багры) для привлекаемых к тушению пожаров добровольных формирований; 3. Организовать очистку территории населенного пункта и минерализованной полосы от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней со дня его вынесения через Сретенский районный суд. Председательствующий: Долгорова А.Г.