По иску М. к Админситрации, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забйкальского края об обязывании предоставления жилого помещения



Дело № 2-865/2011года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Сретенск 05 декабря 2011года

Сретенский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Долгоровой А.Г.,

при секретаре Афанасьевой Е.А.,

с участием процессуального истца – помощника прокурора Сретенского района Дубровской Г.Ф., истца – Марченко Т.Н.,

представителей ответчиков:

– администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края в лице ведущего специалиста юриста Рысиной Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

- администрации городского поселения «Кокуйское» МР «Сретенский район» в лице и.о. главы администрации Похитоновой Н.Б., действующей на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ,

при участии специалиста по охране прав детства Управления образованием – Алексеевой Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сретенского района в интересах Марченко Т.Н. к Администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об обязывании предоставления жилого помещения,

установил:

Прокурор Сретенского района Забайкальского края (в порядке ст. 45 ГПК РФ) обратился в суд с исковым заявлением в интересах Марченко Т.Н. к Администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об обязывании предоставления жилого помещения.

В обоснование заявленных требований прокурор района указал, что проведенной прокуратурой Сретенского района проверкой исполнения законодательства о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по защите жилищных прав несовершеннолетних, установлено, что заявитель Марченко Т.Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Марченко Т.Н. (девичья - Лощилова) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год находилась на воспитании и содержании в детском доме <данные изъяты>.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ <данные изъяты>». По окончании <данные изъяты>, жильем не была обеспечена, на иждивении имеет несовершеннолетнего ребенка.

Распоряжением Главы администрации гп «Кокуйское» от ДД.ММ.ГГГГ Марченко Т.Н. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет.

Марченко Т.Н. состоит на учете в книге учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающейся в приобретении жилья за .

Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ч.1 ст.1, п.3 ст.2) органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Пунктом 2 части 2 ст.57 ЖК РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончанию пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Аналогичная норма закреплена и в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Статьей 8 указанного закона определено, что дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются по месту жительства вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм.

В ст.49 и ст.52 ЖК РФ установлено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилого фонда, последующее заключение договора найма являются обязанностью органов местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.7 Закона Забайкальского края «О детях-сиротах и детях оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Предусмотренные законом социальные гарантии распространяются также на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, которые имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст.1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года №304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч.2 названного Закона органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.

В соответствии с п.1 ч.4 указанного Закона при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия, Правительство Забайкальского края обязано обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия.

Согласно ч.1 ст.5 названного Закона финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

23.12.2009 года принято постановление Правительства Забайкальского края №474-а «Об утверждении Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью».

Законом Забайкальского края от 23.12.2010 года №450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью предусмотрены субвенции в размере <данные изъяты> тыс. рублей.

Марченко является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в особой помощи и поддержке со стороны государства, находится в трудной жизненной ситуации, в связи с чем, обращение прокурора с настоящим иском является осуществлением ее конституционных прав.

В силу ст.10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующий суд Российской Федерации.

В соответствии с внесенными изменениями в ст.45 ГПК РФ Федеральным законом от 05.04.2009 года № 43-ФЗ прокурор вправе защитить любые интересы гражданина.

На основании изложенного прокурор просит обязать Администрацию городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края предоставить вне очереди Марченко Т.Н. жилое помещение площадью не ниже 33 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций предоставляемых из бюджета Забайкальского края (л.д. 2-6).

В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора Сретенского района Дубровская Г.Ф. просила обязать ответчиков предоставить истице благоустроенное жилое помещение, за счет средств, предоставляемых из бюджета Забайкальского края на приобретение жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Истица Марченко Т.Н. просила суд обязать ответчиков предоставить ей благоустроенное жилое помещение по месту ее регистрации по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам.

Представитель органа опеки и попечительства Алексеева Е.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, суду пояснила, что Марченко (Лощилова) Т.Н. в базе по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для дальнейшего предоставления им жилья состоит за , в Списках администрации МР «Сретенский район» на предоставление жилого помещения стоит в очереди за , поскольку постановка на учет имеет заявительный характер и по мере поступления субвенций из бюджета Забайкальского края истице в порядке очереди будет предоставлено жилое помещение соответствующее всем санитарным нормам.

В судебном заседании представитель ответчика – администрации муниципального района «Сретенский район» Рысина Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора признала в полном объеме, суду пояснила, что действующим законодательством обязанности по предоставлению жилого помещения истцу Марченко Т.Н. возложены на Администрацию МР «Сретенский район» Забайкальского края за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Забайкальского края.

В соответствии со ст. 175 ГПК РФ судом разъяснены представителю ответчика последствия признания иска.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Похитонова Н.Б., действующая на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, ссылаясь на то, что действующим законодательством обязанности по предоставлению жилого помещения истцу Марченко Т.Н. возложены на Администрацию МР «Сретенский район» Забайкальского края.

В судебное заседание представители ответчика Правительства Забайкальского края не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представитель по доверенности Зотов Д.А. просил рассмотреть дело в его отсутствие, и представил в суд возражение на исковое заявление, в котором указал, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, и просил признать Правительство Забайкальского края ненадлежащим ответчиком по данному делу (л.д.______).

В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Суд на месте вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика - Правительства Забайкальского края

В судебное заседание представители ответчика Министерства финансов Забайкальского края не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представитель по доверенности Гудкова Н.Г. просила рассмотреть дело в их отсутствие, и представила в суд отзыв на исковое заявление, в котором указала, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем, данная обязанность возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2010 года № 450-33К «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) предусмотрены субвенции в размере <данные изъяты> тыс. руб., из которых администрации МР «Сретенский район» перечислены денежные средства на осуществление государственного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам в размере <данные изъяты> руб. Истец является лицом из числа детей-сирот и вправе требовать предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке очередности от органов местного самоуправления. Просила суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать.

Суд на месте вынес определение о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика - Министерства финансов Забайкальского края.

Заслушав объяснения процессуального истца – помощника прокурора Сретенского района Дубровской Г.Ф., истца Марченко Т.Н., представителей ответчиков администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Рысиной Е.В., администрации городского поселения «Кокуйское» МР «Сретенский район» Похитоновой Н.Б., представителя органа опеки и попечительства Алексеевой Е.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди на основании договора социального найма.

Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона).

В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Как установлено судом, истец Марченко Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Ее родители умерли мать – ДД.ММ.ГГГГ, отец – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.______).

Марченко Т.Н. (до замужества Лощилова) вступила в брак с гр-ном М. (л.д.___), имеет ребенка <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ (л.д.___), фактически проживает по адресу: <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.7-8).

Она находилась на воспитании и содержании в детском доме <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 9), обучалась в ГОУ <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.___), получила ДД.ММ.ГГГГ диплом, то есть закончилось ее пребывание в учреждении профессионального образования и, следовательно, возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

По сведениям Управления образованием администрации МР «Сретенский район» истица Марченко (Лощилова) Т.Н. состоит в базе по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего предоставления жилья в МР «Сретенский район» Забайкальского края за (л.д.___).

На основании заявления Марченко Т.Н. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17), приняла Комиссия по жилищным вопросам администрации гп «Кокуйское» решение признать Марченко Т.Н., нуждающейся в жилом помещении и поставить ее на регистрационный учет в администрации городского поселения «Кокуйское», под порядковым от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).

Распоряжением администрации городского поселения «Кокуйское» МР «Сретенский район» от ДД.ММ.ГГГГ Марченко Т.Н. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет с момента принятия решения Комиссии по жилищным вопросам администрации гп «Кокуйское» (л.д.18).

Согласно книги учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в приобретении жилья в МР «Сретенский район» Забайкальского края истица Марченко (Лощилова) Т.Н. состоит на учета за (л.д.________).

Истец жилого помещения на праве личной собственности не имеет (л.д.____). То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки истца на учет в качестве нуждающегося.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация МР «Сретенский район». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения на территории городского поселения «Кокуйское»», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 33 кв. м.. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте <данные изъяты>, отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Сретенского района в интересах Марченко Т.Н., удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края предоставить вне очереди Марченко Т.Н. благоустроенное жилое помещение в черте <адрес> общей площадью не менее 33 кв. м. по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим нормам, за счет средств, предоставляемых из бюджета Забайкальского края на приобретение жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края в полном объеме профинансировать расходы администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края по приобретению жилья Марченко Т.Н. за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в Забайкальский краевой суд через Сретенский районный суд.

Судья Долгорова А.Г.