По иску прокурора к А. о признании незаконным бездействия по исполнению вопроса местного значения - организации деятельности кладбища, обязывании организовать деятельность кладбища и устранить нарушения санитарных норм и правил



Дело № 2-202/2012 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Сретенск 13 марта 2012 года

Сретенский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Долгоровой А.Г.,

при секретаре Афанасьевой Е.А.,

с участием процессуального истца – старшего помощника прокурора Шмаковой С.В.,

представителя ответчика в лице Главы администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Верхотурова Е.В., действующего на основании прав по должности,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сретенского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о признании незаконным бездействия по исполнению вопроса местного значения – организации деятельности кладбища, обязывании организовать деятельность кладбища и устранить нарушения санитарных норм и правил,

Установил:

Прокурор обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.

В обоснование заявления прокурор указал, что прокуратурой района совместно с заместителем начальника территориального Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в Нерчинском, Сретенском, Чернышевском районах проведена проверка исполнения администрацией городского поселения «Сретенское» требований законодательство о погребении и похоронном деле. Обследованием территории городского кладбища <адрес> установлено, что кладбище находится с <данные изъяты>, <данные изъяты>, территория кладбища частично ограждена, не обвалована по периметру. Зона зеленых насаждений не организована, на территории кладбища фактически отсутствуют урны для сбора мусора. Не организована и не обозначена стоянка для автотранспорта. При обследования кладбища установлено, что по территории кладбища непосредственно через зону захоронений проходит дорога, местами дорога проходит через старые могилы, в результате движения автотранспорта, заезжающего непосредственно на кладбище в зону захоронений, часть оградок (для ограждения индивидуального захоронения) разрушено.

В соответствии с п.22 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с ч.3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений самостоятельно.

Согласно п.13 ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Частью 3 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что места погребения могут быть по принадлежности - государственные либо муниципальные.

Согласно информации администрации городского поселения «Сретенское», муниципальное имущество городского поселения «Сретенское» изъято из хозяйственного ведения <данные изъяты> и передано по концессионному соглашению в <данные изъяты> для оказания социально-бытовых услуг.

Однако, согласно акта приема-передачи муниципального имущества в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в перечне передаваемого имущества, городское кладбище отсутствует.

Кладбище г.Сретенск имеется в перечне муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, иного муниципального имущества городского поселения «Сретенское», необходимого для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, т.е. находится в ведении городского поселения «Сретенское».

В соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О погребении и похоронном деле", выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Согласно ч.ч.1,4 ст. 18 указанного Федерального закона, общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

Порядок деятельности городского кладбища г.Сретенск администрацией городского поселения «Сретенское» не определен.

В соответствии с требованиями санитарных правил СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения»(далее СанПиН 2.1.2882-11), регламентируется разделение территории кладбища на функциональные зоны: входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища.

Также требованиями санитарных правил регламентируется устройство подъездных путей и автостоянок (п.2.7 СанПиН 2.1.2882-11). Из данных требований следует, что зона захоронений является самостоятельной и не предусматривает устройство проезда через данную зону, также предусматривается устройство только подъездных путей к кладбищу с устройством автостоянки.

В соответствии с п.2.7 СанПиН 2.1.2882-11, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84 "Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища);

В соответствии с п. 2.9 СанПиН 2.1.2882-11, территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры.

Согласно п.2.4 СанПиН 2.1.2882-11, участок, отводимый под кладбище, должен иметь уклон в сторону, противоположную населенному пункту, открытых водоемов, а также при использовании населением грунтовых вод для хозяйственно-питьевых и бытовых целей;

Пунктом 6.6 СанПиН 2.1.2882-11, на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

В соответствии с п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11, площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

В результате бездействия администрации городского поселения «Сретенское», порядок деятельности городского кладбища г.Сретенск не организован, по территории кладбища, непосредственно через зону захоронений производится движение автотранспорта, в результате чего повреждаются оградки и захоронения. Несоблюдение санитарных и экологических требования к выбору и содержанию места погребения нарушает права неопределенного круга лиц на гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего, гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.

Разрушение и уничтожение захоронений является неуважением к памяти умерших.

Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Сретенское» по организации деятельности кладбища г.Сретенск. Обязать администрацию городского поселения «Сретенское» определить порядок деятельности кладбища г.Сретенск. Обязать администрацию городского поселения «Сретенское» устранить нарушения санитарных норм и правил при содержании кладбища г.Сретенск, а именно: произвести обваловку территории кладбища по периметру, организовать зону зеленых насаждений по периметру кладбища, организовать подъездные пути и стоянки автотранспорта, установить урны для сбора мусора, бетонированные площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

В судебном заседании старший помощник прокурора Сретенского района Шмакова С.В. исковые требования уточнила, просила признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Сретенское» по организации деятельности кладбища г.Сретенск; обязать администрацию городского поселения «Сретенское» устранить нарушения санитарных норм и правил при содержании кладбища г.Сретенск, а именно: произвести обваловку территории кладбища по периметру, организовать зону зеленых насаждений по периметру кладбища, организовать подъездные пути и стоянки автотранспорта, установить урны для сбора мусора, бетонированные площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Уточненные требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы заявления.

В судебном заседании представитель ответчика – администрации городского поселения «Сретенское» МР «Сретенский район» Забайкальского края Верхотуров Е.В., действующий на основании прав по должности, уточненные требования прокурора признал в полном объеме, о чем представил письменное заявление.

Представителю ответчика администрации городского поселения «Сретенское» МР «Сретенский район» Забайкальского края Верхотурову Е.В., действующему на основании прав по должности, разъяснены права и последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 п. 3 и ст. 198 п. 4 ГПК РФ.

Процессуальный истец – старший помощник прокурора Сретенского района Шмакова С.В. считала возможным принять признание иска представителем ответчика, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц.

Рассмотрев заявление представителя ответчика о признании исковых требований, суд считает необходимым их принять, так как данное заявление сделано добровольно, с осознанием его последствий, которые были разъяснены сторонам.

Признание иска не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц.

Следовательно, иск прокурора Сретенского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о признании незаконным бездействия по исполнению вопроса местного значения – организации деятельности кладбища, обязывании организовать деятельность кладбища и устранить нарушения санитарных норм и правил, подлежит удовлетворению.

При этом суд, в соответствии с ч.4 ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения указывает только на признание иска и принятие его судом.

Поэтому суд выносит решение об удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 193 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск прокурора Сретенского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о признании незаконным бездействия по исполнению вопроса местного значения – организации деятельности кладбища, обязывании организовать деятельность кладбища и устранить нарушения санитарных норм и правил, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Сретенское» по организации деятельности кладбища г.Сретенск

Обязать администрацию городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края устранить нарушения санитарных норм и правил при содержании кладбища г.Сретенск, а именно: произвести обваловку территории кладбища по периметру, организовать зону зеленых насаждений по периметру кладбища, организовать подъездные пути и стоянки автотранспорта, установить урны для сбора мусора, бетонированные площадки для мусоросборников с подъездами к ним

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его вынесения через Сретенский районный суд.

Председательствующий: Долгорова А.Г.