Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации пос. Сеймчан ДД.ММ.ГГГГ Среднеканский районный суд Магаданской области В составе федерального судьи Куралевской А.Б., При секретаре Найда В.Е., С участием помощника прокурора Среднеканского района Пушишина М.В., представителя администрации муниципального образования «Среднеканский район» Кравченко Р.В., представителя муниципального учреждения культуры «Среднеканская централизованная библиотечная система» Сластенковой М.И., Рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Сеймчан ДД.ММ.ГГГГ в здании Среднеканского районного суда, расположенного по ул. Николаева № 2, гражданское дело по исковому заявлению прокурора Среднеканского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению культуры «Среднеканская централизованная библиотечная система» о понуждении оборудования здания библиотеки пандусами при входе в здание и поручнями на наружных лестницах, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Среднеканского района обратился в суд с настоящим иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению культуры «Среднеканская централизованная библиотечная система» (далее МУК «СЦБС») указав, что проведенной проверкой в учреждении выявлены нарушения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов, так вход в помещение библиотеки, расположенной по адресу: п. Сеймчан, пер. Клубный № 9,11. не имеет пандуса и наружная лестница не имеет поручней. Указанные нарушения требований законодательства, существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Просил суд обязать МУК «СЦБС» обеспечить беспрепятственный доступ в здание библиотеки путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружных лестницах в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и установить срок исполнения данной обязанности. В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования и просил обязать МУК «СЦБС» определить приказом ответственных лиц, которые будут транспортировать инвалидов и других маломобильных посетителей в помещение библиотеки, а при необходимости доставлять литературу указанным лицам на дом в срок до ДД.ММ.ГГГГ Представитель администрации муниципального образования «Среднеканский район» (далее МО «Среднеканский район») Кравченко Р.В. с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что согласно федерального законодательства о социальной защите инвалидов, расходы на проведение мероприятий направленных на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, отнесены на бюджеты всех уровней. В бюджете МО «Среднеканский район» на текущий год не предусмотрено денежных средств на данные нужды. Кроме того, действующим законодательством рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ разработать и ввести в действие региональные целевые программы по обеспечению, беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, что до настоящего времени сделано не было. Также федеральным законодательством установлено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, а согласно заключения начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации МО «Среднеканский район» установить пандус при входе в здание библиотеки и поручня не представляется возможным. Кроме того, проектно-организационные мероприятии должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Выполнение законодательства о социальной защите инвалидов может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны), а выбор варианта определяется местными органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона. С инвалидами заключены договора на индивидуальное библиотечное обслуживание, жалоб на несвоевременное и некачественное предоставление услуги не поступало. В связи с эти, просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Аналогичные основания отказа в удовлетворении заявленных требований изложены в отзыве и дополнении к отзыву на иск прокурора. Представитель МУК «СЦБС» Сластенкова М.И. поддержала основания отказа в удовлетворении заявленных требований, изложенных представителем администрации МО «Среднеканский район» Кравченко Р.В. и пояснила, что рабочему по обслуживанию здания МУК «СЦБС» вменено в обязанность оказание помощи, направленной на обеспечение свободного доступа инвалидов и других маломобильным посетителей в помещение библиотеки. Данная должностная инструкция при проведении прокурорской проверки, представлена не была. Также приказом не определено ответственное лицо, которое будет доставлять литературу указанным лицам на дом. Выслушав прокурора, представителя администрации МО «Среднеканский район» Кравченко Р.В., представителя МУК «СЦБС» Сластенкову М.И.и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Согласно абз. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Из исследованной в судебном заседании проектной документации (технических паспортов), предоставленной МУК «СЦБС», здание библиотеки находится на первом этаже пятиэтажных зданий, расположенных по пер. Клубному № 9 и № 11 в п. Сеймчан. В соответствии с п. 10.3 Постановления администрации Магаданской области от 03.06.2010 N 307-па (ред. от 16.12.2010) "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Магаданской области",к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся: жилые и административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; почтово-телеграфные; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади. Абзацем 2 Введения Свода правил СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» установлено, что проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий. Таким образом, выполнение статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны). Выбор варианта определяется местными органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В судебном заседании нашло свое подтверждение и не отрицается представителем МУК «СЦБС» то обстоятельство, что при проведении прокурорской проверки должностная инструкция, которой рабочему по обслуживанию здания МУК «СЦБС» вменено в обязанность оказание помощи, направленной на обеспечение свободного доступа инвалидов и других маломобильным посетителей в помещение библиотеки, представлена не была. Также приказом не определено ответственное лицо, которое будет доставлять литературу указанным лицам на дом. При таких обстоятельствах требование прокурор об обязании МУК «СЦБС» определить приказом ответственных лиц, которые будут транспортировать инвалидов и других маломобильных посетителей в помещение библиотеки, а при необходимости доставлять литературу указанным лицам на дом в срок до ДД.ММ.ГГГГ, подлежит удовлетворению, т.к. на момент обращения с иском в суд, доказательств свидетельствующих об исполнении требований федерального законодательства, ответчиком представлено не было. Доводы представителя администрации МО «Среднеканский район» о том, что выполнение законодательства о социальной защите инвалидов может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны), а выбор варианта определяется местными органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона, судом не могут быть приняты во внимание, т.к. доказательств свидетельствующих об исполнении администрацией МО «Среднеканский район» требований законодательства, суду не представлено. Согласно исследованной в судебном заседании должностной инструкции рабочего по обслуживанию здания МУК «СЦБС», рабочему по обслуживанию здания МУК «СЦБС» вменено в обязанность оказание помощи, направленной на обеспечение свободного доступа инвалидов и других маломобильным посетителей в помещение библиотеки, следовательно решение суда в этой части к исполнению не обращается в связи с добровольным исполнением ответчиком своих обязанностей. Судебные расходы по настоящему делу, на основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составили 4.000 руб. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Частью 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, установлено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Обязать муниципальное учреждение культуры «Среднеканская централизованная библиотечная система» в срок до ДД.ММ.ГГГГ определить приказом ответственных лиц, которые будут транспортировать инвалидов и других маломобильных посетителей в помещение библиотеки, расположенной по пер. Клубному № 9, 11 в п. Сеймчан, а при необходимости доставлять литературу указанным лицам на дом. Взыскать с муниципального учреждения культуры "Среднеканская централизованная библиотечная система" государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Среднеканский район» в размере 4.000 (четырех тысяч) рублей. Решение к исполнению в части обязания муниципального учреждения культуры «Среднеканская централизованная библиотечная система» в срок до ДД.ММ.ГГГГ определить приказом ответственных лиц, которые будут транспортировать инвалидов и других маломобильных посетителей в помещение библиотеки, расположенной по пер. Клубному № 9, 11 в п. Сеймчан не обращается в связи с добровольным исполнением ответчиком своих обязанностей. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Среднеканский районный суд в течение десяти дней с момента вынесения решения суда в окончательной форме. Срок изготовления решения суда ДД.ММ.ГГГГ. Федеральный судья А.Б. Куралевская