Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации пос. Сеймчан ДД.ММ.ГГГГ Среднеканский районный суд Магаданской области В составе федерального судьи Куралевской А.Б., При секретаре Найда В.Е., С участием помощника прокурора Среднеканского района Пушишина М.В., представителя администрации муниципального образования «Среднеканский район» Кравченко Р.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Сеймчан ДД.ММ.ГГГГ в здании Среднеканского районного суда, расположенного по ул. Николаева № 2, гражданское дело по исковому заявлению прокурора Среднеканского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному коммерческому торговому предприятию «Рассвет» о понуждении оборудования здания магазина пандусами при входе в здание и поручнями на наружных лестницах, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Среднеканского района обратился в суд с настоящим иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному коммерческому торговому предприятию «Рассвет» (далее МКТП «Рассвет») указав, что проведенной проверкой на предприятии выявлены нарушения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов, так вход в помещение магазина, расположенного по адресу: п. Сеймчан, ул. Промышленная 7 не имеет пандуса и наружная лестница не имеет поручней. Указанные нарушения требований законодательства, существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Просил суд обязать МКТП «Рассвет» обеспечить беспрепятственный доступ в здание магазина путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружных лестницах в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и установить срок исполнения данной обязанности. В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования и просил обязать МКТП «Рассвет» определить приказом ответственных лиц, которые будут транспортировать инвалидов и других маломобильных посетителей в помещение магазина, а при необходимости доставлять продукты питания указанным лицам на дом в срок до ДД.ММ.ГГГГ Представитель администрации муниципального образования «Среднеканский район» (далее МО «Среднеканский район») Кравченко Р.В. с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что согласно федерального законодательства о социальной защите инвалидов, расходы на проведение мероприятий направленных на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, отнесены на бюджеты всех уровней. В бюджете МО «Среднеканский район» на текущий год не предусмотрено денежных средств на данные нужды. Кроме того, действующим законодательством рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ разработать и ввести в действие региональные целевые программы по обеспечению, беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, что до настоящего времени сделано не было. Также федеральным законодательством установлено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, а согласно заключения начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации МО «Среднеканский район» установить пандус при входе в здание магазина «Рассвет» и поручня не представляется возможным. Кроме того, проектно-организационные мероприятии должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Выполнение законодательства о социальной защите инвалидов может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны), а выбор варианта определяется местными органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона. На территории района социальные работники осуществляют доставку продуктов питания инвалидам на дом, от которых жалоб на несвоевременное и некачественное предоставление услуги не поступало. В связи с эти, просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Аналогичные основания отказа в удовлетворении заявленных требований изложены в отзыве и дополнении к отзыву на иск прокурора. Представитель МКТП «Рассвет» в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть данный иск в отсутствие представителя МКТП «Рассвет», в соответствии со ст. 167 ГПК РФ. Выслушав прокурора, представителя администрации МО «Среднеканский район» Кравченко Р.В. и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Согласно абз. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В судебном заседании установлено и не отрицается сторонами, что здание магазина «Рассвет» находится на первом этаже пятиэтажного здания, расположенного по ул. Промышленная 7 в п. Сеймчан. В соответствии с п. 10.3 Постановления администрации Магаданской области от 03.06.2010 N 307-па (ред. от 16.12.2010) "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Магаданской области",к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся: жилые и административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; почтово-телеграфные; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади. Абзацем 2 Введения Свода правил СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» установлено, что проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий. Таким образом, выполнение статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны). Выбор варианта определяется местными органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии администрацией МКТП «Рассвет» мер, направленных на обеспечение свободного доступа инвалидов и других маломобильным посетителей в помещение магазина, а также свидетельствующих о доставке услуги к инвалидам на дом, суду не представлено. При таких обстоятельствах требование прокурор об обязании МКТП «Рассвет» определить приказом ответственных лиц, которые будут транспортировать инвалидов и других маломобильных посетителей в помещение магазина, а при необходимости доставлять продукты питания указанным лицам на дом в срок до ДД.ММ.ГГГГ, подлежит удовлетворению. Доводы представителя администрации МО «Среднеканский район» о том, что выполнение законодательства о социальной защите инвалидов может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны), а выбор варианта определяется местными органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона, судом не могут быть приняты во внимание, т.к. доказательств свидетельствующих об исполнении администрацией МО «Среднеканский район» требований законодательства, суду не представлено. Судебные расходы по настоящему делу, на основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составили 4.000 руб. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Частью 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, установлено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Обязать муниципальное коммерческое торговое предприятие «Рассвет» в срок до ДД.ММ.ГГГГ определить приказом ответственных лиц, которые будут транспортировать инвалидов и других маломобильных посетителей в помещение магазина, расположенного по ул. Промышленная 7 в п. Сеймчан, а при необходимости доставлять продукты питания указанным лицам на дом. Взыскать с муниципального коммерческого торгового предприятия «Рассвет» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Среднеканский район» в размере 4.000 (четырех тысяч) рублей. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Среднеканский районный суд в течение десяти дней с момента вынесения решения суда в окончательной форме. Срок изготовления решения суда ДД.ММ.ГГГГ. Федеральный судья А.Б. Куралевская