Решение суда по иску прокурора Среднеканского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО «Среднеканский район» о понуждении оборудования административного здания пандусами при входе в здание и поручнями на наружных лестницах



Дело Р Е Ш Е Н И Е     Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                  пос. Сеймчан                        

Среднеканский районный суд Магаданской области

В составе федерального судьи Калыновой А.А.,

При секретаре Зотовой О.С.,         

С участием помощника прокурора Среднеканского района Пушишина М.В.,

С участием представителя ответчика - администрации муниципального образования «Среднеканский район» Кравченко Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в помещении Среднеканского районного суда расположенном по адресу: <адрес>, гражданское дело по исковому заявлению прокурора Среднеканского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Среднеканский район» о понуждении оборудования административного здания пандусами при входе в здание и поручнями на наружных лестницах,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Среднеканского района обратился в суд с настоящим исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Среднеканский район» (далее администрация МО «Среднеканский район») о понуждении оборудования административного здания пандусами при входе в здание и поручнями на наружных лестницах, указав, что на входе в здание администрации МО «Среднеканский район» условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в части беспрепятственного доступа в здание администрации, вход в здание не имеет пандуса, наружная лестница в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Указанные нарушения требований законодательства, существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.

На основании изложенного просит обязать администрацию МО «Среднеканский район» обеспечить беспрепятственный доступ в здание администрации района путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружных лестницах в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования и просил обязать администрацию МО «Среднеканский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать порядок по обеспечению инвалидам и другим маломобильным посетителям условий для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к зданию администрации МО «Среднеканский район», расположенного по адресу: <адрес> и обязать администрацию МО «Среднеканский район» направить копию разработанного порядка в отдел Социальной защиты населения в <адрес> для ознакомления инвалидов с указанным порядком.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Среднеканский район» Кравченко Р.В. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласился в полном объеме.

Представитель соответчика - Управления муниципальным имуществом в Среднеканском районе, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований - отдела социальной защиты населения в Среднеканском районе, общественной организации инвалидов Магаданской области в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть данный иск в отсутствие представителя соответчика - Управления муниципальным имуществом в Среднеканском районе, представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований - отдела социальной защиты населения в Среднеканском районе, общественной организации инвалидов Магаданской в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав прокурора, представителя администрации МО «Среднеканский район» Кравченко Р.В., и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В п. «е» Конвенции, принятой 13 декабря 2006 года Генеральной Ассамблеей ООН Резолюцией 61/106 (далее ГА ООН) указано, что инвалидность - эволюционирующее понятие и является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и средовыми барьерами, которое мешает им полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Исходя из такого понимания инвалидности, Конвенция дает в ст. 1 определение круга лиц, к которым относятся инвалиды, - «К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

Цель Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства». Данное положение со всей определенностью включает инвалидов в общую систему поощрения и защиты прав человека. Статья 3 Конвенции закрепляет общие принципы, среди которых принципы: уважения присущего человеку достоинства; недискриминации, полного, эффективного вовлечения и включения инвалидов в общество, уважение особенностей инвалидов; равенства возможностей; равенства мужчин и женщин, а также уважения развивающихся способностей детей - инвалидов.

Таким образом, защите прав инвалидов международным законодательством отводится особая роль обществу.

Из сообщения ГУ «Среднеканский социальный центр» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на учете в социальном центре Среднеканского района стоят инвалидов, из них инвалида колясочника.

Согласно абз. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Из исследованных в судебном заседании технического паспорта, представленного ГУ «Магаданское областное управление технической инвентаризации» и выписки из Реестра муниципального имущества МО «Среднеканский район» следует, что здание администрации МО «Среднеканский район», расположенное по <адрес>, находится в собственности муниципального образования «Среднеканский район», является двухэтажным, общей площадью 850,4 кв.м., имеющее пристройку в виде крыльца перед главным входом общей площадью 59,7 кв.м. (10,6 длина x 5,63 ширина).

В соответствии с п. 10.3 Постановления администрации Магаданской области от 03.06.2010 N 307-па (ред. от 16.12.2010 года) «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Магаданской области»,к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся: жилые и административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; почтово-телеграфные; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

С учетом требований п. 10.3 Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 307-па (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования <адрес>», доводы представителя администрации МО «Среднеканский район» о том, что здание администрации МО «Среднеканский район» не является объектом социальной инфраструктуры, суд не может принять во внимание, т.к. противоречат действующему законодательству.

Пунктом 10.9 Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 307-па, (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования <адрес>», объекты социальной инфраструктуры должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания.

Аналогичные требования содержатся в Ведомственных строительных нормах ВСН 62-91* «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения».

Кроме того, пунктом 2.6.1. Ведомственных строительных норм ВСН 62-91* «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения» установлено, что все здания и сооружения, которыми могут пользоваться инвалиды, должны иметь не менее одного доступного для них входа, который при необходимости должен быть оборудован пандусом или другим устройством, обеспечивающим возможность подъема инвалида на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла.

В судебном заседании установлено, что вход в здание администрации МО «Среднеканский район, расположенное по адресу: <адрес>, не имеет пандуса, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам, что также подтверждается техническим паспортом, фототаблицей и не отрицается сторонами.

Из исследованного заключения начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации МО «Среднеканский район» П. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно п. 3.29 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м. при уклоне не более 8 %, площадь на горизонтальном участке пандуса (между маршами) должна быть глубиной не менее 1,5 м. Высота крыльца здания администрации МО «Среднеканский район» составляет 1,1 м., т.е. пандус должен состоять из двух маршей высотой по 0,55 м. (не превышает 0,8 м.) и междумаршевой площадью. При уклоне 8% и высоте 0,55 м., длина одного марша пандуса составит 6,88 м., а двух 13,76 м. Исходя из полученных расчетов общая длина пандуса должна быть не менее 15,26 м. Расстояние от верхней ступени левой части крыльца до ближнего края <адрес> м., а до дальнего 17 м. Пандус длиной 15,26 м. будет на 2/3 перегораживать <адрес>.

Допрошенная в судебном заседании специалист С., после изучения материалов дела, технического паспорта здания администрации МО «Среднеканский район», пояснила, что размер крыльца здания администрации МО «Среднеканский район» составляет 10,6 м., ширина 5,63 м. и до красной линии <адрес> от крыльца расстояние составляет 4 м. Слева и справа от крыльца имеется место для устройства пандуса для маломобильных групп населения, т.е. выполнить работы по реконструкции фасадного крыльца или справа или слева с разрешения главного архитектора района. Для устройства пандуса согласно расчета главного архитектора имеется техническая возможность, требуется длина 15,26 м., такое расстояние имеется, т.к. сквер слева фасадной части составляет 25 м. длиной и 7,5 м шириной от здания, а справа от крыльца размеры свободной площадью составляют 21,25 м. длиной и шириной 7,5 от здания.

Поскольку начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации МО «Среднеканский район» П. состоит в трудовых отношениях с администрацией МО «Среднеканский район», т.е. находится в подчинении главы МО «Среднеканский район», суд критически относится к указанному заключению, и принимает во внимание пояснения по вопросу о возможности обеспечения пандусом административного здания администрации МО «Среднеканский район» независимого специалиста С.

В судебном заседании установлено, что административное здание, расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности МО «Среднеканский район», следовательно, суд признает Комитет Управления муниципальным имуществом в <адрес> ненадлежащим ответчиком по данному иску.

При таких обстоятельствах, исковые требования к Комитету Управления муниципальным имуществом в <адрес> удовлетворению не подлежат.

Таким образом, требования прокурора обязать администрацию МО «Среднеканский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать порядок по обеспечению инвалидам и другим маломобильным посетителям условий для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к зданию администрации МО «Среднеканский район», расположенного по адресу: <адрес> и обязать администрацию МО «Среднеканский район» направить копию разработанного порядка в отдел Социальной защиты населения в <адрес> для ознакомления инвалидов с указанным порядком, подлежит удовлетворению.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ суд,

              Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию муниципального образования «Среднеканский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать порядок по обеспечению инвалидам и другим маломобильным посетителям условий для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к зданию администрации МО «Среднеканский район», расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию МО «Среднеканский район» направить копию разработанного порядка в отдел Социальной защиты населения в <адрес> для ознакомления инвалидов с указанным порядком.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Среднеканский районный суд в течение десяти дней с момента вынесения решения суда в окончательной форме.

Срок изготовления решения суда ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья                       А.А. Калынова