Решение суда по заявлению прокурора Среднеканского района о признании противоречащими закону пунктов г, е, ж ч. 2 ст. 50 Устава МО `село Верхний Сеймчан`.



Дело                         Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

п. Сеймчан                                                                                                 22 июня 2011 года

Среднеканский районный суд Магаданской области

В составе федерального судьи Калыновой А.А.

При секретаре Зотовой О.С.

С участием и.о. прокурора Среднеканского района Гайзель О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июня 2011 г. в помещении Среднеканского районного суда, расположенном по адресу: пос. Сеймчан, ул. Николаева д. 2, гражданское дело по заявлению прокурора Среднеканского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными и противоречащими федеральному законодательству пунктов «г», «е», «ж» ч. 2 ст.50 Устава муниципального образования «село Верхний Сеймчан»

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Среднеканского района обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц указывая, что главе муниципального образования «село Верхний Сеймчан» (далее - МО «село Верхний Сеймчан») незаконно установлены следующие гарантии:

- страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением полномочий («г» ч.2 ст.50 Устава); страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после прекращения их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий («е» ч.2 ст.50 Устава), поскольку приведенные нормы противоречат требованиям ст.ст.3, ч.3 ст.927, ч.1 ст.969 ГК РФ, так как обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества граждан, в том числе в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, относится к исключительной компетенции Российской Федерации;

- выплата единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст.36 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 73 указанного Федерального закона) в размере, установленном муниципальным правовым актом (п. «ж» ч.2 ст.50 Устава).

Данный пункт Устава противоречит требованиям ст.ст. 3, 6, 164, 165 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку уставами муниципальных образований не могут быть установлены дополнительные гарантии в сфере социально-трудовых отношений, если они не предусмотрены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и могут быть установлены только в период исполнения ими трудовых полномочий.

Просит признать пункты «г», «е» и «ж» ч.2 ст.50 Устава МО «село Верхний Сеймчан» незаконными, противоречащими федеральному законодательству с момента их принятия.

Представитель Собрания представителей МО «село Верхний Сеймчан» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя, в порядке ст.167 ГПК РФ.

В судебном заседании прокурор поддержал свои требования в полном объеме, уточнив, что просит признать оспариваемые нормы Устава МО «село Верхний Сеймчан» противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента их принятия.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора по следующим основаниям.

Решением Собрания представителей муниципального образования «село Верхний Сеймчан» № 12 от 22 декабря 2005г. (с последующими изменениями и дополнениями) принят Устав МО «село Верхний Сеймчан».

Частью 2 статьи 50 Устава МО «село Верхний Сеймчан» установлены следующие гарантии осуществления полномочий главы муниципального образования:

- п. «г» - страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением полномочий;

- п. «е» - страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после прекращения их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий;

- п. «ж» - выплата единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст.36 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 73 указанного Федерального закона) в размере, установленном муниципальным правовым актом.

В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как следует из п. «и» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Вопросы обязательного страхования в Российской Федерации регулируются гражданским законодательством и принятыми в соответствии с ними законами.

В силу п. «о» ст.71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские правоотношения.

По общему правилу ст. 927 ГК РФ предусмотрено, что страхование осуществляется на основании договора имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком)

Пунктом 3 ст. 927 Гражданского кодекса РФ определено, что случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование), могут быть предусмотрены Законом.

Обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий, как предусмотрено пунктом 1 ст.969 Гражданского кодекса РФ, в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства может быть установлено законом. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органами исполнительной власти (страхователям).

Таким образом, установление обязательного государственного страхования жизни, здоровья и имущества граждан, в том числе в отношении депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления может быть осуществлено только федеральными законами.

Следовательно, гарантии в области обязательного страхования, предусмотренные пунктами «г» и «е» ч.2 ст.50 Устава главе МО «село Верхний Сеймчан» установлены представительным органом местного самоуправления - Собранием представителей МО «село Верхний Сеймчан» с превышением его полномочий и в противоречие с действующим федеральным законодательством.

Статьей 3 Трудового кодекса РФ установлен запрет на получение каких-либо преимуществ в трудовых правах в зависимости от должностного положения.

Согласно ч.10 ст.5 Трудового кодекса РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 ст. 6 ТК РФ принятие нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), отнесено к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений.

Следовательно, органы местного самоуправления не могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

В соответствии со ст.164 Трудового кодекса РФ гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление прав работника в области социально- трудовых отношений.

Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных названным Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие) работникам в силу ст.165 Трудового кодекса РФ предоставляются гарантии и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами только на период осуществления полномочий.

Установленные выплаты единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий главы МО «село Верхний Сеймчан» не могут быть признаны законными, поскольку такие гарантии могут быть предоставлены только на период осуществления полномочий с соблюдением положений статей 164, 165 Трудового кодекса РФ.

Данное суждение согласуется с содержанием ст.172 Трудового кодекса РФ о том, что гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие их избрания на выборные должности в органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц, только на период выполнения ими соответствующих полномочий.

Как следует из п. «ж» ч.2 ст.50 Устава гарантии главе муниципального образования установлены не на период выполнения им своих полномочий, а по окончании срока этих полномочий, в связи с чем суд устанавливает их противоречие федеральному законодательству - статьям 3, 5, 6, 164, 165 Трудового кодекса РФ.

Суд приходит к выводу о том, что представительный орган местного самоуправления - Собрание представителей МО «село Верхний Сеймчан» установил главе муниципального образования гарантии, предусмотренные п. «ж» ч.2 ст.50 Устава, с превышением полномочий, в связи с чем имеются основания для признания упомянутой нормы недействующей и не подлежащей применению.

При таких обстоятельствах, суд находит, что нормы п. «г», «е» и «ж» ч.2 ст.50 Устава МО «село Верхний Сеймчан», принятого решением Собрания представителей муниципального образования «село Верхний Сеймчан» № 12 от 22 декабря 2005г. (с последующими изменениями и дополнениями) противоречат федеральному законодательству и должны быть признаны недействующими со дня его принятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Среднеканского района удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня его принятия пункты «г», «е» и «ж» ч.2 ст.50 Устава муниципального образования «село Верхний Сеймчан».

Обязать Собрание представителей муниципального образования «село Верхний Сеймчан» опубликовать в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт соответствующее сообщение о решении суда после вступления его в законную силу в течение десяти дней. Об исполнении решения суда необходимо сообщить в Среднеканский районный суд Магаданской области в письменной форме.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Среднеканский районный суд в течение десяти дней.

         Федеральный судья                   А.А.Калынова