<адрес> ДД.ММ.ГГГГ В составе федерального судьи Калыновой А.А. При секретаре Зотовой О.С. С участием представителя Собрания представителей муниципального образования «Среднеканский район» Кравченко Р.В., помощника прокурора Среднеканского района Пушишина М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 24 июня 2011 г. в помещении Среднеканского районного суда, расположенном по адресу: пос. Сеймчан, ул. Николаева д. 2, гражданское дело по заявлению прокурора Среднеканского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными и противоречащими федеральному законодательству пунктов «г», «е», «ж», «з» ч. 2 ст.58.1 Устава муниципального образования «Среднеканский район» У С Т А Н О В И Л: Прокурор Среднеканского района обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц указывая, что депутатам, членам выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления муниципального образования «Среднеканский район» (далее - МО «Среднеканский район») незаконно установлены следующие гарантии: - страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением полномочий («г» ч.2 ст.58.1 Устава); страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после прекращения их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий («е» ч.2 ст.58.1 Устава), поскольку приведенные нормы противоречат требованиям ст.ст.3, ч.3 ст.927, ч.1 ст.969 ГК РФ, так как обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества граждан, в том числе в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, относится к исключительной компетенции Российской Федерации; - выплата единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст.36, пунктами 1, 4, 5, 8 части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 73 указанного Федерального закона) в размере, установленном муниципальным правовым актом (п. «ж» ч.2 ст.58.1 Устава); Данный пункт Устава противоречит требованиям ст.ст. 3, 6, 164, 165 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку уставами муниципальных образований не могут быть установлены дополнительные гарантии в сфере социально-трудовых отношений, если они не предусмотрены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и могут быть установлены только в период исполнения ими трудовых полномочий. - выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее муниципальную должность, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1, 3, 5, 6, 9 части 6 статьи 36, пунктами 1, 4, 5, 8 части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 73 указанного Федерального закона) (п. «з» ч.2 ст.58.1 Устава). Указанный пункт установлен в соответствии с пп. «з» пункта 2 статьи 3 Закон Магаданской области от 24.11.2008 № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», который признан утратившим силу Закон Магаданской области от 11.03.2011 № 1373-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Магаданской области» Просит признать пункты «г», «е», «ж», «з» ч.2 ст.58.1 Устава МО «Среднеканский район» незаконными, противоречащими федеральному законодательству с момента их принятия. В судебном заседании прокурор поддержал свои требования в полном объеме, уточнив, что просит признать оспариваемые нормы Устава МО «Среднеканский район» противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента их принятия. Представитель Собрания представителей МО «Среднеканский район» Кравченко Р.В. в судебном заседании с заявлением прокурора согласился частично, с признанием противоречащим действующему законодательству пункта «з» ч.2 ст.58.1 Устава МО «Среднеканский район» согласился. Считает, что пункты «г», «е», «ж» ч.2 ст.58.1 Устава МО «Среднеканский район» не противоречат действующему законодательству, поскольку функция, выполняемая депутатами, членами выборных органов местного самоуправления, выборными должностными лицами местного самоуправления, не являются трудовой, средства, выплачиваемые данным лицам являются денежным содержанием, а не заработной платой, в связи с чем, осуществление полномочий депутата не подлежит регулированию трудовым законодательством и не предусматривает участия выборных лиц местного самоуправления в соответствующем социальном страховании. Полагает, что заявление прокурора в части признания пунктов «г», «е», «ж» ч.2 ст.58.1 Устава МО «Среднеканский район» противоречащими действующему законодательству не подлежит удовлетворению. Письменный отзыв представителя Собрания представителей МО «Среднеканский район» содержит аналогичные доводы. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора по следующим основаниям. Решением Собрания представителей муниципального образования «Среднеканский район» от 08 ноября 2006г. № 50 (с последующими изменениями и дополнениями) принят Устав МО «Среднеканский район». Частью 2 статьи 58.1 Устава МО «Среднеканский район» установлены следующие гарантии депутатам, членам выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления МО «Среднеканский район»: - пункт «г» ч.2 ст.58.1 Устава страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением полномочий; - пункт «е» ч.2 ст.58.1 Устава страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после прекращения их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий; - пункт «ж» ч.2 ст.58.1 Устава выплата единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст.36, пунктами 1, 4, 5, 8 части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 73 указанного Федерального закона) в размере, установленном муниципальным правовым актом; - пункт «з» ч.2 ст.58.1 Устава выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее муниципальную должность, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1, 3, 5, 6, 9 части 6 статьи 36, пунктами 1, 4, 5, 8 части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 73 указанного Федерального закона). В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Как следует из п. «и» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Вопросы обязательного страхования в Российской Федерации регулируются гражданским законодательством и принятыми в соответствии с ними законами. В силу п. «о» ст.71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Согласно ч.2 ст.3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские правоотношения. По общему правилу ст. 927 ГК РФ предусмотрено, что страхование осуществляется на основании договора имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком) Пунктом 3 ст. 927 Гражданского кодекса РФ определено, что случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование), могут быть предусмотрены Законом. Обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий, как предусмотрено пунктом 1 ст.969 Гражданского кодекса РФ, в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства может быть установлено законом. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям). Таким образом, установление обязательного государственного страхования жизни, здоровья и имущества граждан, в том числе в отношении депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления может быть осуществлено только федеральными законами. Следовательно, гарантии в области обязательного страхования, предусмотренные пунктами «г» и «е» ч.2 ст.58.1 Устава главе МО «Среднеканский район» установлены представительным органом местного самоуправления - Собранием представителей МО «Среднеканский район» с превышением его полномочий и в противоречие с действующим федеральным законодательством. Статьей 3 Трудового кодекса РФ установлен запрет на получение каких-либо преимуществ в трудовых правах в зависимости от должностного положения. Согласно ч.10 ст.5 Трудового кодекса РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В силу части 1 ст. 6 ТК РФ принятие нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), отнесено к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений. Следовательно, органы местного самоуправления не могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. В соответствии со ст.164 Трудового кодекса РФ гарантиями являются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление прав работника в области социально- трудовых отношений. Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных названным Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие) работникам в силу ст.165 Трудового кодекса РФ предоставляются гарантии и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами только на период осуществления полномочий. Установленные выплаты единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий, а также выплаты в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплаты до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее муниципальную должность, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий депутатам, членам выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления МО «Среднеканский район» не могут быть признаны законными, поскольку такие гарантии могут быть предоставлены только на период осуществления полномочий с соблюдением положений статей 164, 165 Трудового кодекса РФ. Данное суждение согласуется с содержанием ст.172 Трудового кодекса РФ о том, что гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие их избрания на выборные должности в органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц, только на период выполнения ими соответствующих полномочий. Как следует из п.п. «ж», «з» ч. 2 ст.58.1 Устава МО «Среднеканский район» депутатам, членам выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления установлены не на период выполнения ими своих полномочий, а по окончании срока этих полномочий, в связи с чем суд устанавливает их противоречие федеральному законодательству - статьям 3, 5, 6, 164, 165 Трудового кодекса РФ. То обстоятельство, что Законом Магаданской области от 11.03.2011 № 1373-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Магаданской области» подпункт «з» пункта 2 статьи 3 Закон Магаданской области от 24.11.2008 № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в соответствии с которым установлена гарантия, содержащаяся в п. «з» ч. 2 ст.58.1 Устава МО «Среднеканский район» признан утратившим силу, не имеет значения для вывода суда о признании п. «з» ч. 2 ст.58.1 Устава МО «Среднеканский район» противоречащим федеральному законодательству. Доводы представителя Собрания представителей МО «Среднеканский район» о том, что осуществление полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не подлежит регулированию трудовым законодательством и не предусматривает участия выборных лиц местного самоуправления в соответствующем социальном страховании, основаны на неправильном понимании норм материального права и не могут быть признаны судом состоятельными, поскольку согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают, в том числе, в результате избрания на должность. Суд приходит к выводу о том, что представительный орган местного самоуправления - Собрание представителей МО «Среднеканский района» установил депутатам, членам выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления МО «Среднеканский район» гарантии, предусмотренные п.п. «з», «ж» ч.2 ст.58.1 Устава, с превышением полномочий, в связи с чем имеются основания для признания упомянутых норм недействующими и не подлежащими применению. При таких обстоятельствах, суд находит, что нормы пунктов «г», «е», «ж», «з» ч. 2 ст.58.1 Устава муниципального образования «Среднеканский район», противоречат федеральному законодательству и должны быть признаны недействующими со дня их принятия. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Среднеканского района удовлетворить. Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня их принятия пункты «г», «е», «ж», «з» ч. 2 ст.58.1 Устава муниципального образования «Среднеканский район» Обязать Собрание представителей муниципального образования «Среднеканский район» опубликовать в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт соответствующее сообщение о решении суда после вступления его в законную силу в течение десяти дней. Об исполнении решения суда необходимо сообщить в Среднеканский районный суд Магаданской области в письменной форме. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Среднеканский районный суд в течение десяти дней. Федеральный судья А.А.Калынова