Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации пос. Сеймчан ДД.ММ.ГГГГ Среднеканский районный суд Магаданской области В составе федерального судьи Куралевской А.Б. С участием старшего помощника прокурора Среднеканского района Легонькова С.Д., представителя администрации муниципального образования «село Колымское» Болдухиной В.П., При секретаре Барановой Е.А., Рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в помещении Среднеканского районного суда, расположенного по ул. Николаева № 2, гражданское дело по заявлению прокурора Среднеканского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными и противоречащими федеральному законодательству пунктов «г», «е», «ж» и «з» ч. 2 ст. 50 Устава муниципального образования «село Колымское», У С Т А Н О В И Л: Прокурор Среднеканского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц указывая, что Уставом муниципального образования «село Колымское» (далее МО «с. Колымское») главе незаконно установлены следующие гарантии: - страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением полномочий («г» ч. 2 ст. 50 Устава); - страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после прекращения их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий («е» ч. 2 ст.50 Устава). Приведенные нормы противоречат требованиям ст.ст. 3, 927, ч.1 ст. 969 ГК РФ, так как обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества граждан, в том числе в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, относится к исключительной компетенции Российской Федерации и не отнесено к ведению органов местного самоуправления, следовательно данные гарантии установлены представительным органом местного самоуправления с превышением пределов предоставленных полномочий и в противоречие с действующим федеральным законодательством. Кроме того, Уставом МО «с. Колымское» главе также незаконно установлены гарантии: - выплата единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного федерального закона) в размере, установленном муниципальным правовым актом (п. «ж» ч. 2 ст. 50 Устава); - выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее муниципальную должность, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9, ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Федерального закона) (п. «з» ч. 2 ст. 50 Устава); Данные пункты Устава противоречат требованиям ст.ст. 3, 6, 164, 165 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку уставами муниципальных образований не могут быть установлены дополнительные гарантии в сфере социально-трудовых отношений, если они не предусмотрены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и могут быть установлены только в период исполнения ими трудовых полномочий. Также, Законом Магаданской области от 11.03.2011 г. № 1373-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Магаданской области» п. «з» ч. 2 ст. 3 Закона Магаданской области от 24.11.2008 N 1061-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления", признан утратившим силу. Просит признать пункты «г», «е», «ж» и «з» ч. 2 ст. 50 Устава МО «с. Колымское» незаконными, противоречащими федеральному законодательству с момента их принятия, т.е. с 21.05.2009 г. В судебном заседании прокурор поддержал свои требования в полном объеме, повторив изложенные в заявлении доводы. Представитель МО «с. Колымское» Болдухина В.П. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась и пояснила, что исключить из Устава п. «з» ч. 2 ст. 50 не представляется возможным, т.к. Собрание представителей сложило свои полномочия. Остальные пункты, указанные в заявлении прокурора не противоречат действующему законодательству, т.к. обязательное страхование и социально-трудовые отношения выборного должностного лица местного самоуправления прямо предусмотрены действующим законодательством, а именно Законом Магаданской области от 24.11.2008 N 1061-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления". В связи с этим просит отказать в удовлетворении заявленных прокурором требований. Аналогичные основания отказа в удовлетворении заявленных прокурором Среднеканского района требований, изложены в письменном отзыве МО «с. Колымское». Выслушав прокурора, представителя МО «с. Колымское» и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора по следующим основаниям. Решением Собрания представителей МО «с. Колымское» № 7 от 08.12.2005 г. (с последующими изменениями и дополнениями), которое опубликовано в Информационном бюллетене Среднеканского района № 2 от 10.01.2006 г., принят Устав МО «с. Колымское». Решением Собрания представителей МО «с. Колымское» № 9 от 21.05.2009 г., опубликованным в газете «Новая Колыма. Вести» № 26 (97) от 26.06.2009 г., статья 50 Устава, изложена в новой редакции, которой предусмотрены гарантии главе муниципального образования, в частности: - п. «г» ч. 2 ст. 50 Устава - страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением полномочий; - п. «е» ч. 2 ст. 50 Устава страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после прекращения их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий; - п. «ж» ч. 2 ст. 50 Устава - выплата единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного федерального закона) в размере, установленном муниципальным правовым актом; - п. «з» ч. 2 ст. 50 Устава - выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее муниципальную должность, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9, ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Федерального закона). В соответствии с ч. 4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Как следует из п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Вопросы обязательного страхования в Российской Федерации регулируются гражданским законодательством и принятыми в соответствии с ними законами. В силу п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации, гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ, гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские правоотношения. Часть 1 ст. 927 ГК РФ предусмотрено, что страхование осуществляется на основании договора имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком) Частью 3 ст. 927 Гражданского кодекса РФ определено, что законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование). Обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий, как предусмотрено ч. 1 ст. 969 Гражданского кодекса РФ, в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства может быть установлено законом. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органами исполнительной власти (страхователям). Таким образом, установление обязательного государственного страхования жизни, здоровья и имущества граждан, в том числе в отношении депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления может быть осуществлено только федеральными законами. Следовательно, гарантии в области обязательного страхования, предусмотренные пунктами «г» и «е» ч. 2 ст. 50 Устава главе МО «с. Колымское» установлены представительным органом местного самоуправления - Собранием представителей МО «с. Колымское» с превышением его полномочий и в противоречие с действующим федеральным законодательством. Статьей 3 Трудового кодекса РФ установлен запрет на получение каких-либо преимуществ в трудовых правах в зависимости от должностного положения. Согласно ч.10 ст. 5 Трудового кодекса РФ, органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В силу ч. 1 ст. 6 ТК РФ, принятие нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), отнесено к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений. Следовательно, органы местного самоуправления не могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. В соответствии со ст. 164 Трудового кодекса РФ, гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление прав работника в области социально-трудовых отношений. Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных названным Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие) работникам в силу ст. 165 Трудового кодекса РФ предоставляются гарантии и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами только на период осуществления полномочий. Установленные выплаты единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий главы МО «с. Колымское» и выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, не могут быть признаны законными, поскольку такие гарантии могут быть предоставлены только на период осуществления полномочий с соблюдением положений статей 164, 165 Трудового кодекса РФ. Данное суждение согласуется с содержанием ст.172 Трудового кодекса РФ о том, что гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие их избрания на выборные должности в органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц, только на период выполнения ими соответствующих полномочий. Как следует из п.п. «ж» и «з» ч. 2 ст. 50 Устава гарантии главе муниципального образования установлены не на период выполнения им своих полномочий, а по окончании срока этих полномочий, в связи с чем суд устанавливает их противоречие федеральному законодательству - статьям 3, 5, 6, 164, 165 Трудового кодекса РФ. Суд приходит к выводу о том, что представительный орган местного самоуправления - Собрание представителей МО «с. Колымское» установил главе муниципального образования гарантии, предусмотренные п.п. «ж» и «з» ч. 2 ст. 50 Устава, с превышением полномочий, в связи с чем имеются основания для признания упомянутой нормы недействующей и не подлежащей применению. Кроме того, ст. 8 вступившей в силу 26.03.2011 г. Закона Магаданской области от 11.03.2011 г. № 1373-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Магаданской области» п. «3» ч. 2 ст. 3 Закона Магаданской области от 24.11.2008 N 1061-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления", признан утратившим силу, в связи с чем п. «з» ч. 2 ст. 50 Устава МО «с. Колымское» вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу и противоречит действующему законодательству Магаданской области. Доводы представителя МО «с. Колымское» о том, что обязательное страхование и социально-трудовые отношения выборного должностного лица местного самоуправления прямо предусмотрены действующим законодательством, а именно Законом Магаданской области от 24.11.2008 N 1061-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления", судом не могут быть приняты во внимание, т.к. они противоречат действующему законодательству. В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. При таких обстоятельствах, суд находит, что нормы п. «г», «е», «ж» и «з» ч. 2 ст. 50 Устава МО «с. Колымское», принятые решением Собрания представителей МО «с. Колымское» № 9 от 21.05.2009 г. противоречат федеральному законодательству и должны быть признаны недействующими со дня их принятия. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Среднеканского района удовлетворить. Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункты «г», «е», «ж» и «з» ч. 2 ст. 50 Устава муниципального образования «село Колымское» со дня их принятия, т.е. с 21 мая 2009 года. Обязать главу муниципального образования «село Колымское» соответствующее сообщение о решении суда, после вступления его в законную силу, в течение десяти дней опубликовать в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Среднеканский районный суд в течение десяти дней с момента вынесения решения суда в окончательной форме. Срок изготовления решения суда 15 июля 2011 года. Федеральный судья А.Б. Куралевская