Прокурор района к администрации МО `Среднеканский район` о признании бездействия незаконным, выразившего в непринятии мер по утилизации и переработке ТБО



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Сеймчан                 ДД.ММ.ГГГГ

Среднеканский районный суд Магаданской области

В составе федерального судьи Куралевской А.Б.,

При секретаре Воропаевой Ю.А.,

С участием старшего помощника прокурора Среднеканского района Легонькова С.Д., представителя администрации муниципального образования «Среднеканский район» Жукова А.В., Омсукчано-Среднеканского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Кондратенкова В.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Сеймчан ДД.ММ.ГГГГ в здании Среднеканского районного суда, расположенного по ул. Николаева № 2, гражданское дело по заявлению прокурора Среднеканского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Среднеканский район» выразившегося в непринятии мер по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Среднеканского района,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Среднеканского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Среднеканский район» (далее администрации МО «Среднеканский район») выразившегося в непринятии мер по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Среднеканского района указав, что проведенной прокуратурой Среднеканского района проверкой по исполнению природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, выявлены нарушения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Устава МО «Среднеканский район», согласно которым организация утилизации и переработки бытовых промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения муниципального района, а также установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Администрацией МО «Среднеканский район» утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов на территории района не организованы.

На земельном участке с адресным ориентиром: 6 км. автодороги Сеймчан-карьер «Лазо», расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, общей площадью 17.000 кв.м., на которую МО «Среднеканский район» не имеет разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами и которая не соответствует требованиям Санитарных правил 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".

Указанные обстоятельства создают реальную угрозу населению, вреда здоровью людей и окружающей среде.

В связи с этим просит суд, признать бездействие администрации МО «Среднеканский район» незаконным и обязать в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, вывозимых с территории МО «Среднеканский район» и ликвидировать несанкционированную свалку ТБО на территории МО «Среднеканский район» на земельном участке с адресным ориентиром: 6 км. автодороги Сеймчан-карьер «Лазо», общей площадью 17.000 кв.м. в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор настаивал на заявленных требованиях.

Представитель администрации МО «Среднеканский район» Жуков А.В. с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что на земельный участок с адресным ориентиром: 6 км. автодороги Сеймчан-карьер «Лазо», общей площадью 17.000 кв.м. на котором расположена свалка, является территорией МО «п. Сеймчан» и находится в ведении органа местного самоуправления поселения.

В связи с этим просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель Омсукчано-Среднеканского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Кондратенков В.А. в судебном заседании пояснил, что несанкционированная свалка, расположенная на земельном участке с адресным ориентиром: 6 км. автодороги Сеймчан-карьер «Лазо», общей площадью 17.000 кв.м. находится в водоохраной зоне, что создает угрозу загрязнения реки. Кроме бытовых отходов на данной свалке находится и промышленные отходы, что соответственно угрожает здоровью населения. Требования заявленные прокурором Среднеканского района поддерживает в полном объеме

Представитель ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» в Среднеканском районе в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, полагает возможным рассмотреть данный иск в отсутствие представителя ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» в Среднеканском районе, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав прокурора, представителя администрации МО «Среднеканский район» Жукова А.В., представителя Омсукчано-Среднеканского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Кондратенкова В.А. и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 41 и ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Пунктом 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Данная норма согласуется с содержанием ч. 2 ст. 8 и ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" согласно которым, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения законодательства изложены в п. 14 ч. 1 ст. 6 Устава МО «Среднеканский район» где указано, что к вопросам местного значения Среднеканского района относятся: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В судебном заседании и установлено и не отрицается лицами, участвующими в деле, что утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов администрацией МО «Среднеканский район» не производится.

Кроме того в судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что на земельном участке с адресным ориентиром: 6 км. автодороги Сеймчан-карьер «Лазо», общей площадью 17.000 кв.м. находится несанкционированная свалка бытовых и промышленных отходов, не соответствующая требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства

На данный участок отсутствуют документы, определяющие его назначение и санитарно-эпидемиологическое заключение, что является нарушением требований п. 2.2 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".

Данный факт также подтверждается актом санитарно-эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ и экспертным заключением по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, предоставленными ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» в Среднеканском районе.

В соответствии с ч. 1 и ч. 7 ст. 12 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Из акта санитарно-эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ и экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, предоставленных ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» в Среднеканском районе следует, что полигон для ТБО имеет стихийны характер, а также образован в нарушении требований Санитарных правил 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", а именно:

- в нарушение п. 2.1 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", дератизационные мероприятия на полигоне не проводились;

- в нарушение п. 2.3 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", в связи с отсутствием собственника полигона не разработаны регламент, режим работы полигона, инструкция по приему бытовых отходов, не обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, не осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов;

- в нарушение п. 3.1 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", территория полигона находится в пределах 500 м. от поверхности водоема;

- в нарушение п. 3.2 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", не определен размер санитарно-защитной зоны;

- в нарушение п. 3.7 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", не предусмотрено устройство котлована по всей площади участка складирования, с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО;

- в нарушение п. 3.9 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", отсутствуют сведения по количеству мусора поступающего в год;

- в нарушение п. 4.1 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", на полигоне ТБО отсутствует хозяйственная зона;

- в нарушение п. 4.3 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", на выезде с полигона отсутствует контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использование эффективных дезсредств;

- в нарушение п. 4.4 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", отсутствует шлагбаум при въезде на полигон;

- в нарушение п. 4.6 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", в зеленой зоне полигона не установлены контрольные скважины для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды, мониторинг грунтовых вод не ведется;

- в нарушение п. 5.4 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", отходы не собирают и не размещают по поверхности рабочей карты, не уплотняют сверху изолирующим слоем грунта;

- в нарушение п. 5.7 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", на территории полигона происходит несанкционированное сжигание мусора;

- в нарушение п. 6.4 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", не разработана специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающая: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв. Проведение мониторинга за состоянием окружающей среды не проводиться.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействиями администрации МО «Среднеканский район» по непринятию мер по утилизации, переработке бытовых и промышленных отходов, а также по устранению несанкционированной свалки создается угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, загрязнения окружающей среды, вызванных выделением ядовитых веществ в атмосферу, почвенный слой, подземные и поверхностные водоемы, а также в результате захламления земель.

Таким образом суд считает, что требование прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются: органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Руководствуясь ст.ст.194-199 и 258 ГПК РФ, суд

      Р Е Ш И Л:

Признать бездействие администрации муниципального образования «Среднеканский район», выразившееся в непринятии мер по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Среднеканского района, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Среднеканский район» в течении 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, вывозимых с территории муниципального образования «Среднеканский район».

Обязать администрацию муниципального образования «Среднеканский район» ликвидировать несанкционированную свалку ТБО на территории муниципального образования «Среднеканский район» на земельном участке с адресным ориентиром: 6 км. автодороги Сеймчан-карьер «Лазо», общей площадью 17.000 кв.м. в течении 1(одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Среднеканский районный суд в течение десяти дней с момента вынесения решения суда в окончательной форме.

Срок изготовления решения суда ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья           А.Б. Куралевская