Решение суда по иску Магаданского транспортного прокурора к ОГУ `Аэропорт Сеймчан` о понуждении устанить нарушения законодательства.



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                           ДД.ММ.ГГГГ

Среднеканский районный суд Магаданской области

В составе федерального судьи Куралевской А.Б.,

При секретаре Найда В.Е.,

С участием представителя областного государственного учреждения «Аэропорт «Сеймчан» Илатовской И.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Сеймчан 15 ноября 2011 года в здании Среднеканского районного суда, расположенного по ул. Николаева № 2, гражданское дело по исковому заявлению Магаданского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к областному государственному учреждению «Аэропорт «Сеймчан» о понуждении оборудовать специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения, беспрепятственно пользоваться услугами аэропорта Сеймчан,

У С Т А Н О В И Л:

Магаданский транспортный прокурор обратился в суд с настоящим иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к областному государственному учреждению «Аэропорт «Сеймчан» (далее - ОГУ «Аэропорт «Сеймчан») указав, что проведенной проверкой в учреждении выявлены нарушения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов:

-вход в здание аэропорта Сеймчан не оборудован дверями на петлях одностороннего воздействия с фиксатором, обеспечивающим задержку автоматического их закрывания;

-на открытой индивидуальной стоянке около задания аэропорта Сеймчан не выделены места для парковки транспорта инвалидов;

-общественные уборные не оборудованы соответствующими приспособлениями для инвалидов;

-вход в здание аэропорта Сеймчан не имеет пандуса или иных специальных средств подъема для свободного передвижения и доступа инвалидов, использующих кресла-коляски.

Указанные нарушения требований законодательства, существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование воздушным транспортом.

Просил суд обязатьОГУ «Аэропорт «Сеймчан»оборудовать специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами аэропорта «Сеймчан» путем: оборудования входа в здание аэропорта Сеймчан дверями на петлях одностороннего воздействия с фиксатором, обеспечивающим задержку автоматического их закрывания в сок не позднее 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу; выделения на открытой индивидуальной стоянке около задания аэропорта Сеймчан мест для парковки транспорта инвалидов не позднее 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу; оборудования общественных уборных соответствующими приспособлениями для инвалидов не позднее 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу; оборудования входа в здание аэропорта Сеймчан пандусами или иными специальными средствами подъема для свободного передвижения и доступа инвалидов, использующих кресла-коляски не позднее 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

До начала судебного заседания прокурор направил в суд ходатайство об уточнении исковых требований и просил обязать ОГУ «Аэропорт «Сеймчан» определить приказом ответственных лиц, которые будут транспортировать инвалидов и других маломобильных посетителей в здание аэропорта, а при необходимости доставлять авиабилеты указанным лицам на дом в срок до 15 декабря 2011 г.

Представитель ОГУ «Аэропорт «Сеймчан»Илатовская И.А.с заявленными требованиями согласилась и пояснила, что после получения иска приказом № 179 от 25 октября 2011г. в ОГУ «Аэропорт «Сеймчан»ответственным лицом за транспортировку инвалидов к месту регистрации и предполетного досмотра назначена К., ответственной за доставку авиабилетов инвалидам на дом назначена С.

Транспортный прокурор в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд полагает возможным рассмотреть данный иск в отсутствие прокурора, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя ОГУ «Аэропорт «Сеймчан»и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно абз. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В соответствии с п. 10.3 Постановления администрации Магаданской области от 03.06.2010 № 307-па «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Магаданской области»,к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся: жилые и административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; почтово-телеграфные; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

Абзацем 2 Введения Свода правил СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» установлено, что проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий. Таким образом, выполнение статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны). Выбор варианта определяется местными органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона.

Из исследованного в судебном заседании приказа директора ОГУ «Аэропорт «Сеймчан»от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ОГУ «Аэропорт «Сеймчан» ответственными за транспортировку инвалидов к месту регистрации и предполетного досмотра и доставку авиабилетов инвалидам на дом назначены сотрудники учреждения К. и С.

Таким образом, суд считает, что требования федерального законодательства о социальной защите инвалидов ответчиком соблюдены путем «доставки» услуги инвалидам.

В судебном заседании нашло свое подтверждение и не отрицается представителем ОГУ «Аэропорт «Сеймчан» то обстоятельство, что при проведении прокурорской проверки приказ об определении ответственных лиц, которые будут транспортировать инвалидов и других маломобильных посетителей в здание аэропорта, а при необходимости доставлять авиабилеты указанным лицам на дом отсутствовал.

При таких обстоятельствах требование транспортного прокурора об обязании ОГУ «Аэропорт «Сеймчан» определить приказом ответственных лиц, которые будут транспортировать инвалидов и других маломобильных посетителей в здание аэропорта, а при необходимости доставлять авиабилеты указанным лицам на домв срок до ДД.ММ.ГГГГ, подлежит удовлетворению, т.к. на момент обращения с иском в суд, доказательств свидетельствующих об исполнении требований федерального законодательства, ответчиком представлено не было.

Однако, учитывая тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ указанный приказ ответчиком был издан, решение суда в этой части к исполнению не обращается в связи с добровольным исполнением ответчиком своих обязанностей.

Судебные расходы по настоящему делу, на основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составили <данные изъяты> руб.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Частью 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, установлено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Обязать областное государственное учреждение «Аэропорт «Сеймчан» в срок до 15 декабря 2011 г. определить приказом ответственных лиц, которые будут транспортировать инвалидов и других маломобильных посетителей в здание аэропорта, а при необходимости доставлять авиабилеты указанным лицам на дом.

Взыскать с областного государственного учреждения «Аэропорт «Сеймчан» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Среднеканский район» в размере <данные изъяты> рублей.

Решение к исполнению в части обязания областного государственного учреждения «Аэропорт «Сеймчан» в срок до 15 декабря 2011 г. определить приказом ответственных лиц, которые будут транспортировать инвалидов и других маломобильных посетителей в здание аэропорта, а при необходимости доставлять авиабилеты указанным лицам на дом к исполнению не обращается в связи с добровольным исполнением ответчиком своих обязанностей.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Среднеканский районный суд в течение десяти дней.

Федеральный судья                                                                     А.Б. Куралевская